Поржавевший занавес: Скандал с украинскими заробитчанами (ВИДЕО)
Из Борисполя на протяжении 29 апреля пытался вылететь чартерный рейс в Великобританию, организованный работодателем для украинских граждан, имеющих долгосрочный контракт. Госавиаслужба то давала разрешение на вылет, то отменяла его, ссылаясь на распоряжение правительства.
В итоге рейс таки вылетел, после встречи премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля с послом Европейского Союза в Украине Маати Маасикасом и временно поверенным в делах США в Украине Кристиной Квин.
В последние дни Кабмин сделал массу противоречивых заявлений по поводу будущего украинских заробитчан, которые хотят вернуться на работу в страны Европы. В итоге все эти заявления переросли в грандиозный скандал.
Сомнения в целесообразности
22 апреля премьер-министр на прямой вопрос о том, будет ли Украина позволять своим гражданам выезжать на заработки за границу, ответил, что Кабмин приложит максимум усилий, чтобы оставить людей дома. Поскольку «в Украине также полно работы». Правда, рабочие места Шмыгаль только планирует создавать, а платить думает по 6-8 тысяч гривен в месяц.
Глава МИД Дмитрий Кулеба 28 апреля заявил, что государство руководствуется, прежде всего, соображениями безопасности и здоровья граждан, а поэтому в пандемию отправлять своих граждан за границу, якобы нелогично.
Уже после скандала с лондонским рейсом и встречей с послами Шмыгаль разразился заявлением, что правительство рассмотрит запросы от стран-партнеров по потребности в сезонных работниках, но при определенных условиях.
«Важной предпосылкой является легальное трудоустройство сроком от 3 месяцев с соблюдением всех социальных гарантий и условий труда для украинцев. Координацию этой работы будет осуществлять правительственный офис по вопросам европейской и евроатлантической интеграции», — заявил Шмыгаль.
Чего это вдруг правительство решило, что оно может устанавливать, кому из украинцев, куда ехать, а кому нет, премьер-министр не объяснил.
Позже в правительстве все-таки вспомнили о Конституции и объяснили, что никакого запрета на выезд из Украины нет, но чиновникам очень хотелось бы оставить заробитчан на Украине.
«Государству эти люди очень нужны. Они гибкие, активные, готовы выехать за тысячи километров от родного дома, чтобы зарабатывать. Ведь мы же не Советский Союз, мы не можем их держать насильно», — отметил вице-премьер Вадим Пристайко, которого уполномочили вести переговоры с западными странами о выезде заробитчан.
Пристайко говорит, что уже провел ряд телефонных разговоров с чиновниками стран ЕС, чтобы сформировать единый эффективный механизм работы.
«Наша задача состоит в том, чтобы обеспечить возможность сезонных работников из Украины работать, позаботившись об их здоровье и безопасности за рубежом. Также, мы должны учесть риски и для тех, кто остается в Украине, ведь пересечение границы означает повышенную необходимость проводить обсервацию, чтобы не допустить новых вспышек коронавирусной болезни в Украине», — сказал вице-премьер.
Что тут не так
Норма о праве граждан свободно покидать территорию государства содержится и в ст. 33 Конституции Украины, и в статье 2 Протокола 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека.
«Правительство блефует, делая вид, что карантин дает ему право решать, кто летит или не летит на заработки и что у него есть полномочия определять, как организовать людям такую возможность. Этот блеф становится еще более очевидным, если ознакомиться с текстом профильного в этом случае закона о порядке въезда и выезда из Украины ее граждан. В перечне оснований для временного ограничения этого нет права правительства заботиться об их безопасности и здоровья», — отмечает аналитик Фонда Демократические инициативы Петр Бурковский.
Кроме того, не работает и аргумент, что за границей, в частности, в европейских странах, украинцам угроз от коронавируса больше, чем в самой Украине.
Как минимум, в той же Великобритании количество доступных коек интенсивной терапии и масштабы тестирования, несравнимо больше, чем в Украине.
Их ждут
Польша уже ощущает острую нехватку украинских работников. Сельскому хозяйству страны сейчас нужны несколько тысяч рабочих рук, в июне — несколько десятков тысяч. В строительной отрасли, на которую приходится 8% ВВП Польши, также заявляют об острой нехватке работников. Из страны уехал каждый пятый украинский строитель.
После закрытия границ из Польши двумя волнами выехало около 150 тысяч украинцев. В основном это те мигранты, у которых заканчивался срок легального пребывания в стране.
По подсчетам аналитического департамента Gremi Personal, это 12% украинцев, работающих в Польше. При этом треть украинцев, выехавших из Польши, уже хотят вернуться назад.
И украинские работники уже снова выезжают в Европу. «Через польскую границу провозим за 430 злотых (2768 гривен). Дорого, но все риски берем на себя. Пограничники редко отказывают во въезде, если пассажиры правильно подготовились», — рассказывает LIGA.net Антон Стищенко (фамилия изменена по просьбе героя), который возит пассажиров из Украины в Польшу.
Кроме Польши, трудовые мигранты могут добраться наземным транспортом в Венгрию, Чехию и Беларусь. Основное требование для трудовых мигрантов — наличие рабочей визы.
Читайте также: Ложь «о победе над Россией» рушит нефтяную империю США как карточный домик
Источник - Русская весна