Уйти нельзя остаться: Украина собралась на выход из СНГ
В Киеве реанимировали идею выхода Украины из СНГ.
Глава украинского МИДа Климкин, который не так давно говорил о нецелесообразности ухода из Содружества, теперь именует себя «последовательным сторонником» идеи выхода.
Окружение Порошенко хочет перехватить повестку у националистов, призывающих ввести визы со «страной-агрессором».
Но политические игры могут в очередной раз ударить по простым украинцам.
Глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что Киев изучает вопрос выхода из Содружества независимых государств. «Я как раз являюсь сторонником выхода из СНГ», — подчеркнул он, отметив, что «последователен» в этом стремлении.
«Последовательность» Климкина, впрочем, выглядит неубедительной — еще в апреле 2015 года он заявлял, что выход Украины из СНГ является нецелесообразным.
Впрочем, сейчас украинский министр иностранных дел признает, что уход из Содружества для Украины станет непростой задачей. «У нас есть несколько десятков соглашений, которые касаются, например, взаимного признания дипломов, выплат пенсий. Сейчас заканчивается работа, которая позволит нам урегулировать эти соглашения», — сказал глава МИД.
Уйти нельзя остаться
Ранее в сентябре помощник президента России Юрий Ушаков отметил, что вопрос о выходе Украины из СНГ в ближайшем времени рассматриваться не будет. «Как вы помните, Грузия вышла в свое время, это было официальное заявление, оно рассматривалось, и Грузия таким образом вышла. Здесь (речь идет о возможном выходе из СНГ) такая процедура не проходила, и я знаю, что в ближайшее время этот вопрос не рассматривается», — отметил Ушаков.
Напомним, пока, несмотря ни на что, Украина продолжает принимать участие в работе СНГ. Хотя нервные и непоследовательные попытки уйти уже имели место. Так, вскоре после государственного переворота, в марте 2014 года, Украина приостановила председательство в Содружестве. Однако уже в октябре того же года в Киеве заявили, что передумали покидать СНГ. Климкин тогда объяснил «нецелесообразность» выхода тем, что Киев участвует в мероприятиях СНГ, когда ему «нужно чего-то достичь».
Летом 2015 года Украина объявила о выходе из системы розыска преступников и обмена информацией о них на пространстве СНГ. Однако уже в конце сентября глава исполкома СНГ Сергей Лебедев сообщил, что Украина изъявила желание продолжать работу в пространстве СНГ.
Год спустя на саммите Содружества посол Украины в СНГ Николай Дорошенко заявил, что Киев не приемлет передачу председательства в СНГ в 2017 году России из-за «аннексии» Крыма. На что присутствующий на заседании президент Владимир Путин заметил: Украина не подписала и не ратифицировала устав Содружества и вряд ли может вносить свои предложения по его работе. Более того, воссоединение Крыма с Россией произошло в полном соответствии с международным правом и Уставом ООН.
Между тем, как сообщали СМИ еще в середине марта, Украина, так официально и не вышедшая из СНГ, уже задолжала организации 84,3 млн рублей за обеспечение работы исполнительных органов в 2014 году, при таком состоянии дел страну могут принудительно исключить из Содружества.
«Езжайте в Россию, можете не возвращаться»
Выгоды от пребывания Украины в СНГ были очевидны, по крайней мере до последнего времени. С 2012-го и по январь 2016 года Украина входила в зону свободной торговли (ЗСТ) Содружества. Более того, Киев, наряду с Москвой и Минском, был одним из учредителей соглашения о ЗСТ, устанавливавшего льготные условия для импорта сырья и экспорта готовой продукции. Но в начале 2016 года Россия была вынуждена приостановить (причем временно) действие договора о ЗСТ с Украиной, в ответ не столько на евроинтеграцию, сколько на присоединение Киева к европейским санкциям против России.
Разрыв связей с Россией уже дал о себе знать. По данным украинских экспертов, с 2014 года объемы только аграрного украинского экспорта в Россию сократились с почти 30% до 2%, а общий импорт из России в 2015 году уменьшился с 19,9% до 10,1%.
Выход из СНГ, который увязывают с введением визового режима с Россией, также вряд ли пойдет на пользу Украине. Граждане стран Содружества, включая Украину, въезжающие в Россию по загранпаспортам, не обязаны заявлять о своем прибытии в миграционную службу и полицию, если они пробыли в России не больше 90 дней подряд. Сейчас, только по официальным данным МИД Украины, в России находится 3 млн украинских граждан.
Впрочем, об уровне сознательности и заботы украинских парламентариев о «заробитчанах», приносящих доход в бюджет страны, может свидетельствовать недавнее заявление депутата от «Блока Петра Порошенко» Владимира Парасюка. «Я смотрю реально на вещи и хочу сказать, мы всегда спрашиваем их мнение из-за того, что „они работают там, в России“. Им кто-то запрещает туда ехать? Да езжайте, можете вообще с вещами. И больше не возвращаться», — заявил законодатель, которого цитировал телеканал 112 Украина.
Заданность политической линии вопреки собственным интересам
«В СНГ накоплено большое количество действующих соглашений, касающихся разных сторон жизни, и связывающие, поддерживающие жизнедеятельность целого ряда отраслей. Это не только договоренности с Россией, с которой теперь Украина рвет связи, но и со всеми остальными государствами СНГ. И выход может означать прекращение действий этих документов», — отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, директор Института стран СНГ Константин Затулин.
Грузия, которая вышла из СНГ, неофициально попросила сохранить действие полусотни соглашений, которые продолжают использоваться грузинской стороной в своих целях, рассказал эксперт. «По всей вероятности, Украина оценивает это обстоятельство», — отметил Затулин.
Собеседник пояснил, что украинские власти, имея «вполне логичные для них» планы, рвут связи с Россией, но они не могут себе позволить отказаться от других договоренностей, которые приведут к ущербу для Украины.
«Выход из СНГ означает серьезное ухудшение в текущей социально-экономической практике и, безусловно, будет сопровождаться проблемами для Украины. На это Украина собирается идти в расчете на то, что ее новые контакты, связи, ориентация на Запад позволят ей компенсировать разрыв с СНГ. Вопрос проблематичный», — подчеркнул Затулин.
«Тем не менее какие-то действия Украина предпринимает, я не исключаю, что она может выйти из СНГ», — констатировал Затулин. По его мнению, «нельзя ничего исключать, когда дело касается такой заданности политической линии вопреки интересам собственных граждан — демонстрировать свое идейное неприятие и желание порвать с советским, российским и прочим прошлым». «Если они идут на это, почему бы им не пойти на выход из СНГ?» — подчеркнул эксперт.
«Попытка дезавуировать решение о визах»
Политолог, президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов скептически относится к перспективе выхода Украины из Содружества. «Выход из СНГ Украине самой невыгоден, и маловероятно, что она в полном объеме сможет это сделать», — подчеркнул Абзалов в комментарии газете ВЗГЛЯД.
Собеседник признал, что Украина в последние несколько лет проводит «серьезный демарш» — на последнем мероприятии она была представлена статусом ниже главы государства. «Это маневр интересный, но он, скорее, ударит по самой экономике Украины, потому что, прежде всего, усложнит процедуру взаимодействия работы с Москвой», — пояснил политолог. Он также напомнил, что в рамках СНГ для Украины действуют важные соглашения, в том числе экономического плана, например, об особых преференциях в торговле.
Причем выстроены в рамках СНГ эти взаимоотношения не только с Россией, но и с другими странами, в сотрудничестве с которыми заинтересована Украина, например, Казахстан, Азербайджан. Так что «это достаточно серьезные риски», указал эксперт. По его мнению, заявлениями о выходе из СНГ «Климкин пытается дезавуировать решение о введении виз, которые Украина все никак не может реализовать в качестве симметричного ответа».
Впрочем, Украина все же может потерять членство в СНГ, ничего конкретного не предпринимая, если просто продолжит гнуть свою линию. Однако ответ, кто будет проигравшим, ясен. «Если она (Украина), как сейчас, не будет исполнять часть соглашений, то в долгосрочной перспективе она может окончательно покинуть организацию, а это уже серьезно затруднит ее выход на страны постсоветского пространства», — резюмировал эксперт.
Соучредитель со странным статусом
Украина, чей первый президент Леонид Кравчук был одним из участников Беловежских соглашений, таким образом подписала соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года. Через два дня — 10 декабря 1991-го — Киев ратифицировал учредительные документы СНГ. При этом Украина не ратифицировала Устав Содружества, в отличие от Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана, чьи парламенты проделали эту процедуру в 1993–1994 годах.
В 1993 году Украина сделала заявление о намерении присоединиться к экономическому союзу стран СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), но в качестве ассоциированного члена.
Экономический суд СНГ, который в марте 1994 года вынес решение «О толковании по запросу о применении положений соглашений и других актов Содружества», признал: де-юре Украина не является полноправным членом СНГ. При этом статус Украины как государства-соучредителя и участника Содружества никем не оспаривался. Более того, Украина председательствовала в СНГ — в частности, с января по март 2014 (таким образом, срок председательства истек уже после «победы Майдана»).
От Майдана до Майдана
Первые заявления о «бесперспективности» СНГ для Украины прозвучали в 2005 году, после «первого Майдана», приведшего к власти Виктора Ющенко. В марте 2005 года тогдашний заместитель госсекретаря Украины Маркиян Лубкивский сообщил, что считает СНГ бесперспективной организацией. Также он заметил, что украинские эксперты работают по вопросу реорганизации СНГ. В апреле того же года министр экономики в правительстве Юлии Тимошенко Сергей Терехин объявил, что Киев планирует рассмотреть вопрос о целесообразности финансирования Содружества.
И наконец, в мае 2005 года руководитель главной службы внешней политики секретариата президента Украины Константин Тимошенко заявил: Украина рассматривает вариант выхода из СНГ. Чуть позже было заявлено, что Украина не будет подписывать документы, связанные с коллективной обороной в рамках СНГ, так как Киеву более интересно сотрудничество с НАТО.
Следующее — впрочем, более слабое — «обострение» дискуссий о выходе пришлось на август 2008 года. Вскоре после пятидневного конфликта в Южной Осетии в Верховную раду был внесен законопроект «О денонсации Соглашения о создании СНГ» депутатами от тогда правящего блока Виктора Ющенко «Наша Украина — Народная самооборона». Видимо, так в Киеве пытались ответить на призыв тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили к государствам Содружества выходить из этого объединения. Впрочем, законопроекту тогда ходу не дали.
В президентство Виктора Януковича к идее денонсации соглашений об СНГ по понятным причинам не возвращались. Первым же, кто после следующего Майдана заговорил о выходе из Содружества, был Андрей Парубий, на тот момент вновь назначенный секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), а ныне спикер Верховной рады.
19 марта 2014 года Парубий объявил: СНБО принял решение начать процедуру выхода украинского государства из СНГ. Следом за этим Парубий проанонсировал введение визового режима с Россией, якобы уже порученное МИД Украины. Более того, глава СНБО подчеркивал, что МИД «уже в ближайшие часы» должен принять решение о допуске россиян на Украину лишь по загранпаспортам. Нетрудно заметить, что оба решения — о выходе из СНГ и о визовом режиме — были благополучно похоронены, а въезд по загранпаспортам был введен лишь через год — с февраля 2015 года.
Марина Балтачева, Михаил Мошкин
Источник - Русская весна (rusnext.ru)