От жителей Украины скрывают условия получения новых кредитов МВФ
Киев радуется, что ему удалось договориться с МВФ о новых кредитах. Хотя, похоже, реальных причин для радости немного.
Во-первых, сумма очередного транша меньше той, на которую изначально рассчитывали украинские власти. Но главное, правительство страны не раскрывает ту цену, которую придется заплатить жителям страны за новые кредиты.
Лидер украинской Радикальной партии Олег Ляшко потребовал от премьера Украины Владимира Гройсмана опубликовать текст «убийственного» меморандума о сотрудничестве Украины с МВФ.
«Сегодня утром встретился с премьер-министром и еще раз потребовал немедленно обнародовать текст убийственного меморандума, который они подписали с Международным валютным фондом. Я видел эти документы и знаю, что условия предусматривают повышение пенсионного возраста, разрешение продавать землю и стратегические объекты», — написал он в своем Facebook. «Эти шаги уничтожат нашу экономику, а пенсионеров у нас вообще не будет, ведь до 70 лет люди не будут доживать», — добавил он. По его словам, нужно отказаться от кредитов МВФ.
Накануне министр финансов Украины Александр Данилюк рассказал, что Украина согласовала новый меморандум об экономической и финансовой политике с МВФ, однако опубликован он будет только после подписания. Украинский министр лишь подтвердил, что пенсионная реформа является важной составляющей договоренностей с МВФ, однако не ответил на вопрос о том, предусмотрено ли меморандумом повышение пенсионного возраста.
Накануне миссия МВФ, которая изучала положение страны, закончила работу в Киеве. По словам ее главы Рона ван Рудена, Украине за последний год удалось достичь значительного прогресса в восстановлении экономической стабильности. Меморандум нужен для того, чтобы МВФ продолжил выдавать кредиты стране. В нем традиционно закрепляются «маячки», которых Киев должен достичь.
Последний раз Украина получила деньги от МВФ почти год назад — в августе 2015 года, но согласованные третий и четвертый транши по 1,7 млрд долларов каждый МВФ так и не выдал. Программа кредитования пересматривается уже в третий раз. Теперь, как надеется Киев, МВФ выдаст кредит в конце июня — начале июля. Правда, если раньше Украина рассчитывала получать сразу два транша на 3,4 млрд долларов, то теперь речь идет лишь об одном на 1,7 млрд долларов.
Для фонда главное, чтобы Киев сократил свои расходы и начал наращивать доходы, чего за последние два года сделать так и не удавалось. Стороны должны были решить огромное количество болезненных вопросов. Иными словами, в меморандуме заложена та цена, которую власти Украины готовы заплатить за очередные 1,7 млрд долларов кредитных денег.
«Мы можем только гадать, пока меморандум не опубликуют. Будут новые „маячки”, новые ориентиры. Скорее всего, речь будет идти о традиционном снижении дефицита бюджета, разговоры о борьбе с коррупцией, о реформировании рынка газа», — говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
В числе важных вопросов — пенсионная реформа. МВФ требует решения проблем с дефицитом Пенсионного фонда. Судя по всему, договорились решить проблему пенсионного дефицита путем поднятия пенсионного возраста. Представитель президента Украины в кабмине Лешек Бальцерович считает это правильным решением. Украина имеет самый высокий процент ВВП, который идет на пенсии, что является следствием низкого пенсионного возраста, объясняет Бальцерович.
«Однако автор польских реформ видит лишь одну сторону медали и совершенно игнорирует тот факт, что продолжительность жизни на Украине — одна из самых низких в Европе», — парирует лидер «Украинского выбора» Виктор Медведчук на своей странице в Facebook. Он напомнил, что на Украине каждый четвертый просто не доживает до пенсии. «Но „реформаторов” это не останавливает. Есть требование МВФ повысить пенсионный возраст, и украинская власть готова его выполнить», — заключает Медведчук.
Второй болезненный вопрос — это приватизация госпредприятий. Собственно, МВФ традиционно просит от спасаемых экономик тотальной приватизации своих предприятий. Это требование ставили и России в 90-х, и Греции в 2000-х. Судя по всему, и от Киева фонд также требует не жадничать и увеличить список госкомпаний, подлежащих приватизации.
В частности, в числе 19 законопроектов, которые Рада должна принять в течение двух пленарных недель (то есть быстро, не обдумывая), есть законопроект, в котором предлагается разрешить приватизацию целых 391 госпредприятия транспортной отрасли и агропромышленного сектора, в том числе Укрспирта и Артемсоли. Это те предприятия, которые ранее власти внесли в список стратегических для страны и поэтому не подлежащих продаже. Другой законопроект разрешает приватизировать ряд предприятий топливно-энергетического комплекса. Ради нового кредита МВФ Киев готов отдать свои важные активы.
«Распродажа государственного имущества за бесценок — вот цена, которую придется заплатить Украине за новую подачку ростовщиков», — возмущается Медведчук.
Министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив считает принятие этих 19 законопроектов в короткие сроки не чем иным, как «выполнением до конца своего домашнего задания» перед тем, как получить в июне — июле новый транш от МВФ.
В меморандуме также, вероятно, прописано реформирование газового рынка. В плане повышения тарифов на газ для населения Киев сделал-таки все, чего хотели в фонде — тарифы выросли до так называемых рыночных уровней и стали сопоставимы с ценой на импортное топливо. Другое дело, что экономически обоснованных доводов для повышения тарифов на газ как до уровня 3699 грн, так и до 7188 грн до сих пор нет, считает Юрий Корольчук. «Ведь для населения поставляется газ украинской добычи (а не импортный — прим. ВЗГЛЯД). И стоить помнить, как в Укргаздобыче признавали, что компании хватает 3500 грн за каждую тысячу кубометров добытого газа — это уже с учетом капитальных инвестиций, финансовых и операционных расходов, ренты», — объясняет эксперт.
Другой вопрос связан с Нафтогазом. МВФ считает, что государство слишком много тратит на поддержку этой монополии, поэтому фонд настаивал на разделении Нафтогаза согласно энергетическим пакетам ЕС.
ЕК же требует от Киева до лета провести реформу ГТС и избавить Нафтогаз от функции транзита. Украинские власти обещали все сделать до конца года. Это значит, что уже в этом году украинское государство может вообще перестать иметь какое-либо отношение к транзиту газа.
Все это будет передано в частные иностранные руки. Скорее всего, контроль над украинской ГТС приобретут европейцы. Для украинского бюджета это будет означать потерю дохода, который сегодня Нафтогаз получает в виде оплаты за транзитные платежи. По итогам 2015 года Газпром заплатил Украине за транзит 2 млрд долларов.
Медведчук считает, что украинские власти готовы заплатить слишком высокую цену за кредиты МВФ. Он уверен, что власти Украины должны были поставить граждан в известность о содержании договоренностей с МВФ. «Поскольку последствия „реформ” от МВФ лягут непосильным бременем на плечи граждан, то именно они должны сказать свое слово по поводу условий сотрудничества с фондом», — говорит украинский эксперт.
Пока же государственный долг Украины только растет и достиг 65,2 млрд долларов, или 1,71 трлн гривен. В гривнах долг страны с начала 2014 года увеличился фактически в три раза, и платить по этим счетам придется не одному поколению украинцев.
Ольга Самофалова
Источник - Русская весна