Новость из категории: Украина

Трещина быстрого реагирования — о полной деградации ВПК Украины

10.04.2016 - 22:07
Трещина быстрого реагирования — о полной деградации ВПК Украины


Так уж сложилось, что годы самостоятельного развития украинского ВПК ассоциируются у нас со словом «деградация».



Однако, по крайней мере в области бронетехники, стартовые позиции наших западных соседей были очень сильны. Украине достался Харьковский завод транспортного машиностроения (ХЗТМ) и его КБ — Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова (ХКБМ).



Место, где появился Т-34. И одно это говорит о многом. Хотя в позднесоветские годы нижнетагильское КБ перехватило пальму первенства у харьковского в области создания основных боевых танков, можно безо всякого преувеличения сказать, что Украина обладала одним из ведущих центров танкостроения в мире.


БРАКОВАННОЕ РЖАВОЕ СТАРЬЕ


Однако на деле ситуация с обеспечением украинской армии бронетранспортерами оказалась весьма непростой. Безвременье 1990-х, которое пережила и отечественная армия, на Украине затянулось.



Наиболее отработанной машиной такого назначения является созданный ХКБМ БТР-4 «Буцефал» и его модификации. Однако эта машина слишком дорога для ВСУ (порядка 1,5 миллиона долларов за штуку), да и качество «Буцефала» оставляет желать много лучшего. В ВСУ зачастую попадают машины, забракованные по иракскому контракту. Но даже в Ираке все обстоит далеко не радужно. По словам представителя Комиссии по безопасности и обороне парламента Ирака Шивана Мухаммеда Таха, эти БТР «очень старые, корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации».



Трещина быстрого реагирования — о полной деградации ВПК Украины



БТР такого класса (наиболее близким аналогом этой машины у нас является БТР-90) создавались для широкомасштабных боевых действий в составе мотострелковых подразделений против аналогично оснащенной армии противника, в том числе с применением ОМП. Вопреки постоянным заявлениям об угрозе с востока, руководство Украины отчетливо понимало, что реально нужна техника для противоповстанческой войны в сепаратистски настроенных регионах. А для такого рода войны громоздкие, уязвимые и дорогие в эксплуатации БТР-4 подходят мало.


НУЖДА В НЕДОРОГИХ И МОБИЛЬНЫХ


Однако в США, не одно десятилетие ведущих противопартизанские действия во многих регионах мира, сформировалась концепция JLTV (Joint Tactical Light Vehicle), предназначенная для замены стареющего парка широко известных «Хаммеров», — недорогой машины (434 тысячи долларов), мобильной, универсальной — как по составу вооружения и оборудования, так и задач, которые она может решать.



Трещина быстрого реагирования — о полной деградации ВПК Украины



Именно такая машина требовалась для ВСУ. Ну а похожие требования часто порождают похожие технические решения. С 2004 года ХКБМ приступило к разработке легкого броневика «Дозор-Б», отвечающего такой концепции. Именно с этой техникой связаны надежды на модернизацию сухопутных войск Украины.



Кроме начального варианта легкого бронетранспортера, планировалось создать большое количество модификаций: разведывательную машину, самоходный 120-миллиметровый миномет, командно-штабной и санитарный варианты, самоходный ПТРК, плавающую машину десанта и даже полицейский вариант. То есть, с помощью «Дозора» и машин на его базе предполагалось закрыть практически все потребности мотострелковых подразделений в такого рода технике.



На сайте ХКБМ в презентации данного проекта утверждается, что легкая бронемашина может эффективно использоваться для оснащения специальных подразделений вооруженных сил (сил быстрого реагирования и военной полиции) при выполнении ими разведывательных, дозорных, а также миротворческих операций и применяться в качестве основного транспортного средства в условиях боевых действий.



Трещина быстрого реагирования — о полной деградации ВПК Украины



Естественно, Украина уже не могла себе позволить полный цикл производства машины. В частности, используется немецкий двигатель «Дойтц» и американская трансмиссия «Аллисон». Броня поставляется из Польши, которая намеревалась наладить производство «Дозора» у себя.



И хотя первый образец «Дозора» был представлен публике еще в октябре 2004 года, а официально его разработка завершена в 2006-м, наладить серийное производство так и не удалось — ввиду отсутствия финансирования. И лишь после начала конфликта на востоке Украины власти вспомнили о наличии современного легкого бронетранспортера. В июне 2014 года тогда еще и. о. президента Украины Александр Турчинов пообещал заказ на 200 машин.



Однако за 10 лет было построено лишь два демонстрационных образца, один из которых передан Польше. Таким образом «Дозор-Б» даже не прошел испытания. И вот вчера появилась новость, что после пробега всего 100 и 400 километров соответственно у двух опытных машин обнаружены трещины в корпусе в месте расположения двигателя.



Трещина быстрого реагирования — о полной деградации ВПК Украины


КУЗОВ, НЕСУЩИЙ БЕДУ


В отличие от гражданских автомобилей повышенной проходимости (как правило, имеющих раму, которая и воспринимает основные нагрузки, связанные с ездой по пересеченной местности), бронеавтомобили обладают корпусом из высокопрочной стали. Это позволяет конструкторам сэкономить вес и отказаться от рамы, функции которой выполняет несущий корпус, к которому крепятся узлы подвески, двигатель и так далее. Именно к таким машинам относится «Дозор-Б». Ясно, что для подобных конструкций дефект кузова является серьезной проблемой, не решив которую нечего и думать двигаться дальше.



Приходится констатировать, что сегодня, после более чем 10 лет злоключений, будущее проекта по-прежнему выглядит неопределенным. Располагая такими ресурсами, как КБ имени Морозова, Украине, возможно, снова придется рассчитывать на иностранную технику сомнительного возраста и качества, подобную английским Saxon, подаренным ВСУ в начале 2015 года.



Дмитрий Половинкин, «Царьград»



Источник - Русская весна

Комментарии

Интересные новости

Новости из сети Интернет

Похожие новости