Ближневосточный Рубикон: почему страны Персидского залива изменили отношение к России
Политолог Александр Ведруссов — о том, почему страны Персидского залива стали иначе смотреть на Москву.
На этой неделе российский министр обороны Сергей Шойгу совершил первый в истории двусторонних отношений официальный визит в Катар, в ходе которого было подписано стратегически важное соглашение о военно-техническом сотрудничестве между двумя странами. Еще вчера почти невозможно было представить себе, что Россия будет так уверенно чувствовать себя в регионе, который считался, конечно, не вражеской, но весьма недружественной территорией. Мы фактически перешли тот Рубикон, за которым, независимо от субъективного отношения стран Залива к России, каждая из них стремится выстроить с нами конструктивные отношения. От минимально необходимых механизмов согласования действий до стратегического партнерства.
При этом мы наконец-таки научились сохранять демонстративный нейтралитет, выстраивая отношения на прагматичной, деидеологизированной основе. Мы как бы говорим: нам не нужна ваша нефть (мы не за этим сюда пришли, хотя и, что называется, открыты к любым предложениям), мы не хотим свергать режимы, бомбить страны под предлогом их несоответствия каким-то эфемерным, провозглашенным в одностороннем порядке «демократическим» или иным нормам. Мы всего лишь хотим, во-первых, обеспечить безопасность нашей страны на дальних подступах, зачистив рассадники терроризма в регионе, а во-вторых, на взаимовыгодной основе выстроить долгосрочные торгово-экономические отношения. Чистая, почти рафинированная прагматика.
В итоге страны региона всё внимательнее относятся к нашим обещаниям и гарантиям. В разительном контрасте с американцами или европейцами, которые могут неожиданно обрушить всю свою военную мощь на того, с кем ещё вчера чуть ли не целовались (трагический пример растерзанной Ливии — у всех перед глазами).
История знает слишком много примеров того, как недавние союзники и партнеры в мгновение ока превращались в лютых врагов. Тем и ценен российский «джентльменский» подход. Американцы, например, «кидают» партнеров при первой же удобной возможности. Просто потому что это выгодно. Пример с Сирией в данном случае показателен — Москва не бросает своего союзника даже тогда, когда против выступает значительная часть международного сообщества.
Информационное агентство Bloomberg уже окрестило Россию «новой хозяйкой Ближнего Востока». После ряда непростительных ошибок американцев в образовавшийся вакуум пришла вроде как «разорванная в клочья» Соединенными Штатами Россия, постепенно, но неуклонно отвоёвывая статус глобального игрока, которым когда-то пользовался Советский Союз.
Сила России в том, что мы не привыкли играть на международной арене в игру с нулевой суммой. Мы не считаем, что выгода одной стороны непременно оборачивается потерями другой. Наш подход чрезвычайно прост: вот наши интересы — давайте посмотрим, как мы можем связать их с вашими, выстроив взаимовыгодное сотрудничество. Без выкручивания рук. Без жестких ультиматумов. Без требований «не сидеть на двух стульях», то есть разорвать отношения с другими партнерами.
Восток — дело тонкое, зыбкое, как песок аравийской пустыни. Однако, несмотря и вопреки, игра стоит свеч.
Именно поэтому после нескольких лет изнурительных переговоров Россия и Саудовская Аравия — один из важнейших игроков на Ближнем Востоке и глобальном сырьевом рынке — наконец-то договорились о синхронных действиях для того, чтобы не допустить снижения цен на углеводороды, продажа которых является основным источником бюджетных поступлений для обеих стран. Благодаря такому прагматичному взаимовыгодному подходу Москва и Эр-Рияд получили дополнительные многомиллиардные доходы и убедились на практике, что такая нехитрая схема согласования интересов отлично работает, а значит, может неоднократно использоваться и в дальнейшем.
Более того, исторический визит короля и наследного принца Саудовской Аравии в Москву стал показателем почти титанического сдвига в позициях Эр-Рияда по решению сирийского вопроса. А что еще оставалось делать в условиях, когда около 90% сирийской территории при решающей роли российских ВКС освобождены от террористов, что был вынужден признать даже глава Госдепартамента Рекс Тиллерсон?
И вот уже Сергей Шойгу находится с визитом в Катаре. Можно было бы расценить это как камень в саудовский огород, учитывая известный конфликт между Дохой и Эр-Риядом. Но на практике Россия продолжает свой курс последних лет: говорить со всеми сторонами, пусть даже те являются непримиримыми врагами. Это приносит как минимум репутационные дивиденды: на практике оказывается, что при хорошем посреднике даже враги могут в конце концов сесть за стол переговоров. Кроме того, благие, но не лишенные прагматики побуждения оборачиваются и материальной выгодой. С саудовцами уже заключены миллиардные контракты. А Катар планирует купить у Москвы зенитно-ракетные системы С-400.
Не случайно говорят, что Восток — дело тонкое. А потому — зыбкое, как песок аравийской пустыни. И, конечно же, мы не застрахованы от ошибок. Однако, несмотря и вопреки, игра всё-таки стоит свеч.
Читайте также: Зрада: Венгрия наложила вето на проведение саммита Украина — НАТО
Источник - Русская весна