В Тихоокеанском регионе может быть создан торговый союз с участием России и Китая, но без США
Предстоящий 19—20 ноября саммит глав государств-членов АТЭС может стать судьбоносным для экономики всего Тихоокеанского региона. Транс-Тихоокеанское торговое партнерство, которое еще не так давно считалось локомотивом местной, а то и общемировой экономики, по сути, прекращает существовать, еще и не родившись.
На саммите АТЭС ожидается присутствие президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Руководитель Поднебесной и вовсе намерен посетить с государственным визитом три латиноамериканские страны (Эквадор, Перу и Чили), что свидетельствует о растущем интересе Китая к зоне тихоокеанского побережья Южной Америки. Более того, как сообщает Russia Today, ожидается, что региональные лидеры могут «рассмотреть предложение о формировании нового торгового объединения без США, но с участием Китая и России».
Сообщается также, что мероприятие посетит Барак Обама, коротающий сейчас последние дни на посту президента США. Одним из его фундаментальных начинаний в области экономики было создание Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП), которое должно дать Вашингтону возможность «устанавливать свои правила в мировой торговле, чтобы не дать Китаю возможности устанавливать свои». Кроме чисто экономического интереса, такое «партнерство» имеет и военно-политический аспект: Пекин, обладающий сильнейшей экономикой в регионе, к участию в союзе приглашен не был, но, в то же время, многие союзники США по «торговому партнерству» в 2015 г. присоединились к операции по сдерживанию КНР в Южно-Китайском море, направив туда свои боевые самолеты и корабли. За зоной беспошлинной торговли в интересах транснациональных корпораций легко угадывалась тень антикитайского военного союза. Однако согласования по поводу отдельных аспектов деятельности ТТП затянулись и соглашение о создании партнерства пока, насколько известно, было ратифицировано только парламентом Японии, но даже не самих США. Более того, избранный американский президент Дональд Трамп в ходе предвыборной кампании заявлял о желании выйти из соглашения в первые 100 дней своего президентства. Более того, нынешняя администрация Барака Обамы, похоже, не сможет за оставшееся на пребывание у власти время осуществить ратификацию соглашения в Конгрессе, так что судьбу этого проекта можно считать решенной.
Наиболее ярым сторонником этой идеи считается Синдзо Абэ. Он, в отличие от своего заокеанского коллеги, менять правила мировой торговли не собирался, но считал, что «создание ТТП открывает век Азиатско-Тихоокеанского региона. И Япония должна стать центром этого века». Действительно, создание зоны беспошлинной торговли, защищенной от притока товаров из КНР, открывает для Токио хорошие возможности для развития экспорта и, в конечном счете, — для реанимации японского экономического чуда. Неслучайно Абэ стал первым из зарубежных действующих лидеров, кто встретился с Трампом после его победы на выборах. Сообщается, что японский премьер подчеркнул важность альянса между Японией и США, хотя и о реанимации ТПП он Трампа не уговаривал. Таким образом, Японии очень желательно какое-нибудь новое интеграционное экономическое объединение. Несмотря на политические сложности с Китаем, она имеет с ним развитый товарооборот, а также ряд совместных региональных проектов, к которым подключена также Южная Корея.
Интересно, что информация о возможном «формировании нового торгового объединения» стала достоянием прессы из австралийских источников. Австралия, будучи важной региональной экономикой, разрывается между Пекином и Вашингтоном и, в общем-то, в отличие от Японии, не имеет проблем исторического и политического свойства в отношениях с Китаем. Поэтому торговый союз без США, но с КНР тоже может быть для нее потенциально выгоден.
Что касается Китая, то руководитель этой страны Си Цзиньпин еще на саммите 2014 г. в Пекине предложил создание на базе АСЕАН Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (FTAAP), и обсуждение этого проекта заранее значилось в повестке нынешних переговоров, сообщает китайский журнал «Шицзе чжиши». Более того, там отмечается, что региональная экономическая интеграция задумывалась еще с 80-х годов прошлого века, когда начинал создаваться АСЕАН. Китайская инициатива охватывает весь регион, в том числе и США. Именно поэтому Пекин так болезненно воспринял идею создания Транс-Тихоокеанского партнерства, которое разделяло международную экономику на блоки, формирующиеся из политических соображений. Более того, избрание Трампа и его борьба с ТТП открывают новые возможности для продвижения китайской инициативы.
Россия все это время держалась в стороне от ТТП, а доля торговли с его потенциальными участниками была крайне невелика. С Китаем экономические связи развиты гораздо сильнее, но и с ним у Москвы явно нет желания создавать зону свободной торговли даже по линии сопряжения ЕАЭС и Шелкового пути. На таком фоне сообщения об участии в тихоокеанском экономическом союзе выглядят очень странно.
Профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства Валентин Катасонов в беседе с Накануне. RU отметил: для того, чтобы понять, будет ли создан новый торговый союз, и если да, то какой, необходимо больше информации.
Что же касается ТТП, то оно «накрывается медным тазом», причем это было понятно еще до выбора Трампа президентом, потому что целый ряд стран высказал сомнения в ратификации соглашения. Например, Вьетнам отложил ратификацию на неопределенный срок. Дело в том, что Трамп будет переходить на выстраивание торгово-экономических отношений на основе двусторонних соглашений. В этом есть свое рациональное зерно, потому что у Соединенных Штатов очень большой дефицит торгового баланса в отношениях с Китаем и другими странами Восточной и Юго-Восточной Азии. В такой ситуации создавать объединение, в котором непонятно кто выигрывает, а кто проигрывает, безрассудно, и Трамп желает взять максимум от переговоров с каждой отдельно взятой страной. Это вообще его линия.
«Двусторонние переговоры устраивают его больше, чем союзы, в которых показывается „средняя температура по госпиталю“. У Америки в прошлом году дефицит торгового баланса составил около $750 млрд, половина из которого приходится на Китай, 10% на ближайших соседей — Канаду и Мексику, то есть Америка везде выступает в роли покупателя, а не экспортера. Эта ситуация подходит к своему логическому концу, просто Трамп не хочет доводить это до катастрофического варианта развития событий».
Америка будет стараться иметь с каждой страной превышения экспорта над импортом. Трудно сказать, как конкретно это будет выглядеть, но ВТО будет становиться «пятым колесом в телеге». Все это опять же при условии, что Трамп будет тем, кем он был в предвыборной кампании.
Беседовал Павел Мартынов
Источник - Русская весна (rusnext.ru)