Обманувшись в европейских ожиданиях, Грузия поглядывает на Россию, — польские СМИ
Призывы к выстраиванию отношений с Россией находят в Грузии все более плодородную почву, особенно на фоне разочарований от несбывшихся европейских надежд, отмечают эксперты на TVN24.
В частности, на недавнем саммите НАТО, Тбилиси лишь похвалили за реформы в армии и демократические преобразования, но вопросы о членстве в альянсе и безвизовом въезде в ЕС так и остаются открытыми. Все это только отбивает у жителей Грузии тягу к Западу.
«С саммита НАТО в Варшаве грузины не возвращались домой разочарованными — не потому, что были щедро одарены в дорогу, а потому что многого от поездки в Варшаву они не ожидали», — пишет польский журналист Войцех Ягельский.
«После стольких лет ожиданий, похвал и стимулов к дальнейшим усилиям никто серьезно в Грузии не рассчитывал на то, что как раз в Варшаве нас официально пригласят вступить в НАТО», — говорит профессор Теймураз Папаскири, декан факультета новейшей истории из Тбилисского университета имени Иванэ Джавахишвили.
«У нас не было больших ожиданий от поездки в Варшаву, поэтому мы не возвращались из нее разочарованными», — добавил он.
О стремлении вступить в НАТО Грузия заявляла еще в 90-е годы, когда у власти был Эдуард Шеварднадзе. В период правления его последователя Михаила Саакашвили на специальном референдуме в 2008 году три четверти жителей Грузии высказались за вступление в НАТО, а на саммите НАТО в том же самом году в Бухаресте предводители Запада обещали Грузии, что однажды она будет принята в альянс, рассказывает TVN24.
Однако потом в грузинской провинции — Южной Осетии — дело дошло до грузинско-российской войны, продолжавшейся несколько дней, а российские войска вошли в Грузию.
После проигранного конфликта Грузия окончательно потеряла контроль не только над Южной Осетией, но также и над второй взбунтовавшейся провинцией — Абхазией, а их самопровозглашенная независимость была официально признана Россией.
«Запад, до сих пор поддерживавший Грузию в ее стремлении стать ближе к Европе, начал избегать официальных обязательств перед Тбилиси, опасаясь обострения конфликта с Москвой», — подчеркивает телеканал.
На саммитах НАТО в Чикаго в 2012 году и в Ньюпорте в 2014 году вопреки ожиданиям грузин не был предоставлен официальный перечень условий, после исполнения которых стремящееся к членству государство будет принято в альянс.
Грузины не получили его также в Варшаве — после похвалы за проведение реформы в армии и прогресс в демократии они снова возвращались в Тбилиси с обещаниями большей военной помощи и ободряющими словами на прощание, что наступит такой день, когда Грузия будет принята в НАТО, отмечает TVN24.
«Мне не кажется, что до этого дойдет в ближайшие годы. НАТО, а особенно Германия и Франция, выступают против того, чтобы альянс втягивался в очередные проблемные регионы, а таковым они считают Кавказ», — говорит Войцех Гурецкий, аналитик из Варшавского Центра Восточных Исследований, специалист по Кавказу, писатель и бывший дипломат.
«Конечно, если бы дело дошло до обострения конфронтации между Западом и Россией, НАТО, нуждаясь тогда в каждом возможном союзнике, пригласит в альянс и грузин, а пока оно дает им понять, что они должны быть довольны укреплением военного сотрудничества, совместными учениями, политической поддержкой, а также похвалами того, как образцово они выполняют поставленные им Западом задачи и условия», — добавляет он.
«И глупо было бы ожидать чего-либо большего. Мы знаем в Грузии, что когда и будем ли мы вообще приняты в НАТО, зависит не от нашей к этому готовности, а от политической конъюнктуры в мире, а она для нас неблагоприятна», — говорит профессор Папаскири.
«Снова нас нахвалили, но и также снова нам велено набраться терпения. Это мы понимаем, но я не представляю себе, что например через четыре года, после очередного саммита НАТО, мы снова вернемся домой с ничем.
Целью Грузии является Запад, и в этом направлении мы хотим двигаться, но если ничего более мы не получим, то появится разочарование и сомнение, что взамен наших стараний и жертв мы получаем только очередную похвалу и обещания.
Такое положение вещей уже сегодня влияет на внутреннюю политическую ситуацию в Грузии, а в будущем будет влиять еще сильнее», — подчеркивает он.
Еще несколько лет тому назад, если какая-то партия явно высказывалась за союз с Россией, в Тбилиси это приравнивалось к политическому самоубийству.
«Сегодня призывы о необходимости выстраивания отношений с Россией, превышающих потребность интеграции с Западом, уже не признаются за ересь», — говорит Гурецкий.
Он подчеркивает, что нарастающее разочарование грузин Западом связано также с нежеланием Запада — главным образом Франции и Германии, но также и Италии и стран Бенилюкса — освободить их от визовых обязательств во время поездок в Европу. Решение по этому вопросу ЕС переложил с весны на осень, и нет никакой уверенности в том, что оно будет принято в пользу для Грузии, отмечает польский телеканал.
Людей все это раздражает и отбивает тягу к Западу. Это приводит к тому, что влияние на них все больше оказывают аргументы явно пророссийских партий, таких как «Союз патриотов» или «Демократическое движение — объединенная Грузия», убеждающая, что Запад в вопросах Грузии не пошевелит пальцем, и поэтому она сама должна позаботиться о добрососедстве с Россией.
По оценкам, пророссийский электорат представляет сегодня в Грузии около одной пятой всех избирателей, рассказывает польский телеканал.
Польский аналитик Гурецкий также обращает внимание на ту важную роль, какую в создании нежелательных Западу настроений играет ссылающаяся на консерватизм и традиционализм грузинская православная церковь, тесно связанная с российской церковью.
Профессор Папаскири отмечает однако, что сейчас значительная часть пророссийского электората в Грузии привлекает правящая с 2012 года в Тбилиси партия «Грузинская мечта», которая провозглашает необходимость движения на Запад, но и также оглядывается на Восток, резюмирует TVN24.
Источник - Русская весна