США пытаются обойти Россию с фланга
О размещении в Южной Корее американской ПРО — в материале «Свободной прессы».
США и Южная Корея договорились о развертывании высокотехнологичной системы THAAD, предназначенной для перехвата баллистических ракет.
Об этом в пятницу, 8 июля, сообщило агентство Ренхап. «Южная Корея и США приняли совместное решение о размещении системы THAAD как части оборонительных действий для обеспечения гарантий безопасности Республики Корея и нашего народа от северокорейского ядерного оружия, оружия массового поражения и угроз баллистических ракет», — цитирует агентство сообщение Минобороны Южной Кореи.
По данным агентства Киодо, оружие будет размещено на южнокорейской территории уже до конца 2017 года. Система THAAD (Terminal High Altitude Area Defense) предназначена для высотного перехвата ракет малого и среднего радиуса действия. Стоимость одного комплекса составляет 1,25 млрд. долларов.
Южнокорейская батарея THAAD будет состоять из противоракетного радара TPY-2 TM, шести пусковых установок, 48 ракет-перехватчиков, а также пульта управления и электрогенератора. Переговоры о развертывании системы на территории Южной Кореи продолжались пять месяцев. Они начались сразу после того, как в феврале Пхеньян провел пуск баллистической ракеты со спутником, а месяцем ранее испытал ядерное оружие.
Сложившийся на Западе консенсус предполагает, что победить в войне с Сеулом Пхеньян не сможет, но недопустимый ущерб нанесет: столица Южной Кореи находится всего в 40 километрах от границы, и по ту сторону на нее смотрит 21 тыс. артиллерийских стволов Корейской народной армии. Северная Корея, по мнению западных военных аналитиков, располагает хотя и устаревшим, но все же грозным арсеналом: почти 1 тыс. самолетов, 4,2 тыс. танков, 70 субмарин и неустановленным количеством ядерных зарядов. И от этого арсенала якобы надо защищаться новейшими средствами.
В свою очередь, Россия неоднократно заявляла, что категорически против размещения американской системы противоракетной обороны в Южной Корее под предлогом исходящей из Пхеньяна ядерной угрозы.
«Для России категорически неприемлемо размещение противоракетных комплексов THAAD в Южной Корее, поскольку мы считаем, что это представляет непосредственную угрозу для безопасности нашей страны. Мы считаем, что размещение элементов ПРО в Южной Корее не будет способствовать нормализации обстановки в регионе», — заявил посол РФ в Южной Корее Александр Тимонин.
Китай также протестовал против размещения THAAD. По мнению китайских военных, цель такого шага — не столько защита от «примитивного потенциала» КНДР, сколько «прослушивание» северо-востока Китая при помощи противоракетного радара, имеющего радиус действия свыше 1 тысячи километров. Что стоит за размещением THAAD в Южной Корее, насколько это решение угрожает безопасности России?
— Стабильности в регионе это решение точно не добавит, — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Надо иметь в виду, что система THAAD, как называют ее сами американцы, «театральная». То есть, это система для театра военных действий, а не элемент глобальной ПРО. Ее возможности достаточно ограниченные. Максимум, что она может делать — работать по ракетам средней дальности. Но в то же время средства разведки — радиолокационная станция обнаружения целей — действительно позволяют американцам заглядывать далеко за горизонт. Радар THAAD уверенно обнаруживает цели на расстоянии до 1200 километров, а в идеальных условиях — до 1500 километров.
Учитывая, что Северная Корея непосредственно граничит и с Китаем, и с Россией, такой радар позволит американцам заглядывать на незначительную глубину на нашу территорию, и на значительную глубину — на территорию Китая. Отмечу еще важный момент: радар способен обнаруживать не только баллистические цели (ракеты), но и аэродинамические (самолеты). Именно поэтому размещение — причем, на постоянной основе, — такого средства обнаружения вблизи наших границ напрягает и Москву, и Пекин.
«СП»: — THAAD способна эффективно защитить Южную Корею от северокорейских ракет?
— Не думаю. Дело в том, что система THAAD имеет ограниченные возможности и по количеству поражаемых целей. Она способна работать по отдельной баллистической цели, или максимум по групповой в количестве 2–3 ракет. Другими словами, речь не идет об отражении массированных пусков, THAAD это не под силу.
— Какой тогда смысл в размещении THAAD?
— На мой взгляд, размещение системы имеет смысл не с военной точки зрения, а с военно-политической — как демонстрация США поддержки правительств Южной Кореи и Японии. Не секрет, что Соединенные Штаты достаточно давно сместили свои военные приоритеты в Азиатско-Тихоокеанский регион. По количеству войск и боевых кораблей, которые там развернуты, понятно, что это наиболее мощная военная группировка США среди всех других региональных командований.
Достаточно сказать, что Южная Корея на сегодня является единственным местом в мире, где развернута практически полным составом механизированная дивизия США. Учитывая еще американские военных базы, которые развернуты на территории Японских островов, и «японский» флот США, который включает в свой состав авианосные ударные группы, понятно, что это ключевой для военной политики Соединенных Штатов регион.
— России в ответ на THAAD нужно принимать дополнительные меры?
— Думаю, дополнительные меры не понадобятся. Нам нужно стараться выполнить в полном объеме пятилетний план строительства Вооруженных сил, который утвержден президентом Владимиром Путиным. Этот план предусматривает, в том числе, развертывание соответствующих соединений и частей на Дальнем Востоке, и оснащение их современными образцами вооружений и военной техники. Такие меры вполне отвечают текущим и перспективным военным угрозам…
— Нарастание противостояния между США и Северной Кореей может быть выгодным для России, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — На мой взгляд, развертывание системы THAAD в Южной Корее непосредственной угрозы нашей безопасности не несет, зато открывает интересные возможности для военно-политической игры против Вашингтона. Да, противоракетная система THAAD неплоха, и действительно способна перехватывать северокорейские ракеты.
Но куда важнее, что она способна перехватывать китайские баллистические ракеты «Дунфэн-21», нацеленные на американские военные базы и на Тайвань. Кроме того, «под колпаком» THAAD оказывается и новейшая модификация китайской DF-21D. Эта ракета, по заявлению Минобороны США, является первой в мире противокорабельной баллистической ракетой, и первой системой вооружений, способной поражать движущиеся авианосные ударные группы на большой дальности с помощью наземных подвижных пусковых установок.
Словом, истинная цель размещения системы THAAD в Южной Корее — это создание угрозы китайским ракетам средней дальности. У нас таких ракет просто нет, поскольку Россия придерживается договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД), подписанного СССР и США еще в 1988 году. С другой стороны, наши ракеты класса «Искандер» способны без труда преодолевать противоракетный щит в виде THAAD. Это значит, что Россия от развертывания американской системы на южнокорейской территории, действительно, многого не потеряла.
— Как будет теперь меняться расстановка сил в регионе?
— Китайцы, на мой взгляд, попытаются нейтрализовать американскую угрозу — возможно, развернуть крылатые ракеты для уничтожения системы THAAD. И здесь мы можем китайцам помочь, и крылатые ракеты им поставить. Кроме того, мы можем поддержать Северную Корею. Москва со времен первого президента СССР Михаила Горбачева и бывшего министра иностранных дел РФ Андрея Козырева осуждает агрессивную политику Пхеньяна, и поддерживает международные санкции против него. От этой линии, я считаю, пора отказаться.
В конце концов, Пхеньян вооружается потому, что Вашингтон наращивает военный потенциал в регионе, вместо того, чтобы прекратить противостояние с КНДР под гарантии международной безопасности. В нынешних условиях нам было бы правильно возобновить военное сотрудничество с Северной Кореей — под предлогом, что развертыванием системы THAAD нарушает баланс сил в регионе.
Надо понимать: наши протесты по поводу американской системы не дадут никакого эффекта, если не будут подкрепляться конкретными шагами. Запад не раз демонстрировал, что понимает только язык силы. На этом языке с ним и следует поговорить на этот раз — например, поставить Пхеньяну оружие, те же крылатые ракеты. Да, у нас связаны руки, поскольку мы недальновидно поддержали санкции против Северной Кореи в Совбезе ООН. Но лазейку можно найти.
Например, можно заявить, что в связи с решением Сеула и Вашингтона мы из режима санкций выходим. Или же мы можем помочь Пхеньяну другим способом — поставить северокорейским предприятиям необходимые технологии для создания крылатых ракет, что не будет напрямую противоречить соответствующей резолюции Совбеза ООН. США в этом случае придется усиливать военное присутствие в Южной Корее, и тем самым сильнее распылять силы.
Нам это, безусловно, только на руку. Дело в том, что сегодня Америка уже не может противостоять одновременно всем вызовам в разных регионах мира. Поэтому если угроза усилится на Востоке, американцам придется для ее нейтрализации перебросить часть ресурсов с Запада, из Европы, — ослабить или даже оголить западный фланг, где Штаты действуют против России…
Андрей Полунин
Источник - Русская весна