Пентагон готовится к атакам России в космосе
С помощью какого оружия США, РФ и Китай могут сбивать спутники — в материале Свободной Прессы.
Пентагон считает, что Россия и Китай наращивают потенциал для атаки США в космосе. Об этом 10 мая сообщила газета Washington Post.
— Представители Пентагона заявляют, что Россия и Китай разрабатывают возможности для нападения на США в космосе, в то время как Штаты погрязли в контртеррористических операциях в Ираке и Афганистане, — отмечает издание.
В статье говорится, что Россия, Китай и другие страны разрабатывают технологию, которая может вывести из строя инфраструктуру национальной безопасности, созданную США в космосе. Особую тревогу американского военного ведомства вызывает судьба спутников.
— Мы должны признать, что несмотря на наши усилия, в будущем конфликт может начаться или расшириться в космосе, — приводит газета слова адмирала Сесила Хейни, командира стратегического командования США.
Помощник госсекретаря США по контролю над вооружениями Фрэнк Роуз ранее заявил, что «обеспокоен продолжающимися разработками противоспутникового оружия России и Китая», напоминает издание.
Какие технологии и вооружение имеет в виду Пентагон? Исходя из прошлых публикаций западных СМИ, американцев особо нервируют испытания Россией ракет, которые могут уничтожать спутники на низких орбитах, а также якобы вывод в космос аппаратов — «убийц спутников».
В первом случае речь идет о противоракете, создающейся в рамках ОКР «Нудоль», об испытании которой американские СМИ сообщили в декабре 2015-го года. В России действительно создается мобильный комплекс с новыми ракетами для перспективной системы противоракетной обороны Москвы А-235. Исходя из открытых данных, эти ракеты смогут работать по спутникам, в отличие от перехватчиков сменяемой системы ПРО Москвы А-135 (в свою очередь, предыдущая версия этой системы — А-35 М также обладала возможностями для атаки спутников).
Что касается спутников, охотящихся за другими аппаратами, то об этом информации крайне мало, все сведения основываются только на западных источниках. Так, в июле 2015-го специализированный сайт Spacenews со ссылкой на официального представителя ВВС США, сообщил, что средства контроля космического пространства продолжают следить за маневрами на орбите российского военного спутника «Космос-2504», выведенного ранее на орбиту вместе с тремя спутниками связи «Гонец-М».
По информации представителя Пентагона, спутник сделал по меньшей мере 11 маневров по сближению с разгонным блоком, который выводил его на орбиту. В Пентагоне решили, что «такая возможность маневрирования, пусть и необязательно, говорит о том, что речь идет об антиспутниковом оружии». До этого американские военные также внимательно следили за аналогичным российским спутником «Космос-2499».
Насколько обоснованы претензии США к России, ведь именно Москва не раз предлагала демилитаризировать космическое пространство, и указывала на то, что США упорно отказываются от участия в выработке международных договоренностей по предотвращению размещения оружия в космосе?
Отметим, что размещение в космосе ядерного оружия и оружия массового поражения запрещено на основании договора, вступившего в силу 10 октября 1967 года. Договоренности между СССР и США были достигнуты в тот момент, когда державы успели провести целую серию высотных ядерных взрывов (у нас для доставки заряда использовалась одноступенчатая баллистическая ракета Р-12). В 1983 году Советский Союз в одностороннем порядке объявил мораторий на испытания противоспутникового оружия. В 2008-ом на Конференции по разоружению был официально внесен подписанный Россией и Китаем полномасштабный проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, который Америка не поддержала.
Как замечают эксперты, со времен запуска первого искусственного спутника Земли США прочно взяли курс на возможное размещение неядерного оружия в космическом пространстве и, по всей видимости, не собираются от него отказываться. Так, в знаменитой программе СОИ («Стратегической оборонной инициативе») Рональда Рейгана основным направлением было оружие класса «космос-космос», «космос-земля».
Во время президентства Джорджа Буша-младшего в 2006 году совершил тестовый полет новый военный шаттл X-37A. 28 июня 2010-го Обамой был одобрен документ «Национальная космическая политика Соединённых Штатов Америки», провозглашающий право свободного пролета и беспрепятственного функционирования в космическом пространстве американских космических систем как национальной собственности США.
В том же 2010-ом Пентагон провел успешные испытания боевого беспилотного космолета X-37B. К слову, авторитетный журнал Jane’s Defense Weekly не раз публиковал материалы, в которых говорилось, что этот проект полностью работает в интересах Минобороны США и предусматривает вывод оружия в космос.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов считает, что участившиеся публикации американских изданий о космических программах России и Китая — это не домыслы СМИ.
— Надо признать, что у России есть возможности по уничтожению иностранных спутников. Все-таки в СССР проходили испытания довольно большой номенклатуры различных космических систем в рамках программы «Истребитель спутников», развёрнутой в 70–80-х годах: начиная от спутников-перехватчиков (1 ноября 1968 года спутник-перехватчик «Космос-249» уничтожил выведенный на орбиту накануне «Космос-248» — «СП») и заканчивая космическим аппаратом «Скиф», способным нести на себе лазерную пушку. Однако в августе 1983 года Советский Союз в одностороннем порядке объявил мораторий на испытания противоспутникового оружия, условия которого до настоящего времени соблюдает Россия. В этом смысле и сегодня у РФ нет «чистокровных» противоспутниковых систем.
Однако китайцы 11 января 2007 года провели испытания противоспутникового оружия, сбив прямым попаданием ракетой, которая была запущена с мобильной ПУ на космодроме Сичан, метеоспутник FY-1 °C серии Fengyun на полярной орбите на высоте 865 километров. То есть в каком-то плане у Пекина более «свежие» возможности по применению противоспутникового оружия, чем у РФ.
Что касается США, то складывается впечатление, что публикации, подобные Washington Post, преследуют только одну цель — развязать США руки, чтобы самим спокойно продвигать оружие в космосе. При этом обвинять в этом других — это такой аккуратный шаг, который, в первую очередь, готовит американское общественное мнение к выходу из тех режимов, которые сейчас обсуждаются в ООН. В пользу того, что американцы могут легко это сделать, говорит тот факт, что США в декабре 2001 года вышли из прямого договора об ограничении систем ПРО, причем очень просто: президент США Джордж Буш-младший просто уведомил Россию о том, что с 12 июня 2002 года договор по ПРО закончит свое существование.
У США есть системы, которые, так или иначе, подпадают под категорию вооружений, развертываемых в космосе. Во-первых, США имеют возможность сбивать спутники противника, что на практике было продемонстрировано 21 февраля 2008 года, когда противоракетой SM-3 с борта крейсера Lake Erie был сбит спутник-шпион USA-193. В этом плане обвинения Пентагона в том, что наши перспективные средства ПРО смогут сбивать спутники, выглядят странно. Во-вторых, у США достаточно много гиперзвуковых проектов в рамках реализации концепции «Быстрого глобального удара»: самолет X-43A, ракета X-51A, аппарат AHW, ракета ArcLight, планер Falcon HTV-2, которые предполагают выход в космос.
Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский полагает, что публикации американских СМИ о том, что РФ разрабатывает возможности для нападения на США в космосе, в то время как Штаты погрязли в локальных конфликтах, преследуют цель выбить дополнительные средства на те или иные программы.
— Все это из одной оперы под названием «Дайте денег», режиссерами выступают крупнейшие оборонные концерны типа Lockheed Martin, Raytheon, General Electric и др., которые, в том числе занимаются и космосом.
В Советском Союзе работы по противоспутниковому оружию велись в рамках программы «Истребитель спутников», подразумевающей, в первую очередь, нахождение на орбите объекта военного назначения, который мог бы сбивать спутники. Но затем ее посчитали слишком дорогостоящей, и тогда стали разрабатывать систему перехвата спутников, в основе которой — одноместный истребитель МиГ-31Д с противоспутниковой ракетой 79 М6 «Контакт» (есть данные, что в настоящее время эта программа возобновлена; в 2009 главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что система «реанимируется» — «СП»). Понятно, что о современных разработках информации крайне мало в открытой печати.
По моим данным, они ведутся на уровне НИР и НИОКР. Как я понимаю, на перспективу главным противоспутниковым оружием на низких орбитах у нас рассматривается система С-500.
Что касается спутников, которые могли бы использоваться в качестве инструмента борьбы с вражескими, то, как показала практика, речь не идет о том, чтобы на них размещать вооружение. Спутник имеет возможность маневрировать между орбитами. В случае необходимости он выходит на орбиту, которую занимает вражеский аппарат.
Если выпустит некоторое количество стальной и вольфрамовой дроби, то она — даже «утиного» калибра, на огромных скоростях продырявит спутник противника насквозь и выведет его из строя. Как оружие такой механизм рассматривать нельзя — это обычный маневрирующий на орбите спутник, который может выбросить облако поражающих элементов.
«СП»: — Некоторые эксперты говорят о планах США по созданию системы ПРО, которая предполагает космический эшелон — размещение различных платформ на разных орбитах.
— На мой взгляд, ПРО с элементами космического базирования — это абсолютно нереализуемая страшилка, прежде всего, по технико-экономическим причинам. Мы помним, что программа СОИ, объявленная Рейганом 23 марта 1983 года, предполагала размещение в космосе станций, оснащенных лазерами с ядерной накачкой. Но в реальности, чтобы такой механизм работал, нужны средства, в несколько раз превышающие лунную программу.
Это должны быть геостационарные спутники с энергетическим оружием на борту на основе тех же лазеров. Но энергетика требуется такая, что иначе, как ядерным взрывом, ее накачать больше нечем. Причем это получается одноразовое изделие — если промахнулся, то несколько миллиардов долларов будут потрачены впустую.
Замечу, в космосе бессмысленно размещать какие-то управляемые ракеты на борту спутников или автоматические пушки, как когда-то планировали в СССР. Гораздо проще, дешевле и эффективнее использовать космические объекты для поражения спутников на основе механизма, о котором я сказал выше.
Кстати, в июне 2015-го заместитель гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Юрий Маевский сообщил, что предприятие разрабатывает принципиально новую систему радиоэлектронной борьбы, способную подавлять системы наведения крылатых ракет и другого высокоточного оружия, а также радиоэлектронные средства военных иностранных спутников.
Источник - Русская весна