Мгновенный глобальный удар России: об уникальной межконтинентальной ракете «Сармат» (ФОТО, ИНФОГРАФИКА)
Для всех «доброжелателей» России, озабоченных наличием у страны ядерного оружия, есть две новости, пишет ТК «Звезда». Одна хорошая, другая не очень.
Хорошая новость: в 2018 году межконтинентальную баллистическую ракету Р-36 М «Воевода» (или «Сатана» по классификации НАТО) все-таки планируют снять с вооружения.
Плохая новость: на замену «Сатане» придет технологически иная и принципиально отличающаяся от других межконтинентальная баллистическая ракета РС-28 «Сармат», боевые блоки которой, по сути, сделают бессмысленной любую систему противоракетной обороны.
Об уходящем и приходящем
В свое время «Царь-ракета» Р-36 М наделала немало шума. Специалисты признаются, что хоть современные средства воздушного перехвата таких целей, как МБР, развиваются не по дням, а по часам, заложенного в двухсоттонную ракету хватает и по сей день.
Однако противоракетная оборона, стремительно наращиваемая нашими добрыми западными «друзьями», заставляет задуматься о том, когда возможности «Сатаны» будут исчерпаны, ведь, как известно, вечного в этом мире не существует.
В этом смысле «Сармат» не просто является ракетой-преемником «Воеводы», но и в какой-то степени будет определять, в каком направлении будут развиваться средства ядерного сдерживания во всем мире. По большому счету с началом работ по МБР «Сармат» решается сразу несколько задач, среди которых боевая часть ракеты, а точнее ее масса, не является определяющей.
Вопреки подходу разработчиков КБ «Южное» и академика Янгеля лично, создавших ракету, способную стирать с лица земли участки размером с Техас, создание РС-28 требует в первую очередь освоить более высокие скоростные показатели, благодаря которым станет возможно преодолевать любую существующую (и разрабатываемую на замену) систему противоракетной обороны какой бы то ни было страны.
4202
Правильнее всего в рассказах об «изделиях» начинать с носителей боевых блоков. Существенных отличий «Сармата» от «Воеводы» достаточно, и прежде всего это стартовая масса ракеты. По разным оценкам, готовая к эксплуатации жидкостная межконтинентальная баллистическая ракета будет иметь массу 110 тонн вместо 200 с небольшим у «Воеводы». Однако интересна не только и не столько конструкция ракеты, выводящей на участок отделения боевые блоки, сколько возможности самих боевых блоков и их назначение.
Специалисты отмечают, что тенденции в совершенствовании сил ядерного сдерживания (или в случае с особо демократическими странами ядерного, а также неядерного нападения) приведут к тому, что программа, некогда названная PGS, или Promt Global Strike (глобальный молниеносный удар), имеет высокие шансы на жизнь в составе РВСН Российской Федерации. Несмотря на то что «изделие 4202» — тайна за семью печатями, порассуждать о том, как именно может быть использован гиперзвук в конструкции боевых блоков новой МБР, специалисты все-таки берутся.
Читайте также: Вашингтон испугался российского объекта «4202»
Управляемый гиперзвук даже концептуально весьма сложная задача, не говоря уже о доведении готового гиперзвукового изделия до испытательного пуска. Особенностей, связанных с использованием гиперзвуковых боевых блоков в качестве готового к применению вооружения, хватает.
Дело в том, что боевые части современных, то есть ныне несущих боевое дежурство межконтинентальных баллистических ракет обычно «падают» с орбиты на скоростях, близких к гиперзвуковым — примерно семь километров в секунду. С такой скоростью, например, движется МКС по орбите Земли.
При входе в атмосферу скорость боевой части снижается примерно до трех скоростей звука и подвергается серьезному нагреву — до полутора тысяч градусов. С помощью специальной термозащиты и снижения скорости боевые блоки могут маневрировать: каждый боевой блок превращен в маленькую ракету со своим запасом топлива, высокопроизводительным двигателем и системой наведения.
В случае с «изделием 4202» специалисты говорят о маневририровании боевых блоков на скоростях шесть-десять тысяч километров в час. Десять скоростей звука.
Для того чтобы осуществлять наведение на цель и совершать энергичные маневры на таких скоростях, привычные органы управления уже не подойдут.
«Если в космосе за маневры отвечают специальные маневровые двигатели, то на атмосферном участке полета за это обычно отвечают рули управления.
Но загвоздка заключается в том, что на скоростях 10 М такие средства просто не сработают: представьте себе усилие, которое нужно приложить чтобы на десяти тысячах километров в час даже с помощью гидравлики изменить траекторию движения боевого блока», — поясняет военный обозреватель и эксперт в области вооружений Алексей Леонков.
Другой важной задачей является контроль боеголовки: управлять дистанционно летящей на скорости 10 М «болванкой» не получится, а значит, каждый боевой блок, вероятно, будет оснащаться управляющим компьютером. Специалисты отмечают, что осуществляться «тангаж» и «рысканье» на гиперзвуковых блоках будут, скорее всего, с помощью специальных импульсных двигателей.
Но и тут не обойдется без сложностей: лихие маневры боеголовки с минимальной потерей скорости обнажают еще несколько проблем, связанных не столько с противоракетной системой вероятного противника, сколько с обычными законами физики.
«Предстоит решить вопрос с бешеными перегрузками и кинетическим нагревом. И если с нагревом вопрос можно решить, пусть с использованием пассивных средств, в случае с перегрузкой все обстоит чуть сложнее: здесь требуется, чтобы боевой блок был заключен в компаунд и представлял собой монолит, на который не влияют перегрузки в любом направлении», — поясняет начальник отдела научно-технической информации ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Иван Кудишин.
Боевое применение
Улучшенные энергетические характеристики, позволяющие оснастить «Сармат» дополнительными средствами преодоления американской ПРО, как отмечают специалисты, достигаются именно за счет гиперзвука. В первых числах мая газета «Известия» со ссылкой на зарубежные СМИ сообщила, что Россия испытала гиперзвуковые боеголовки для новейшей ракеты «Сармат».
Заявления СМИ специалисты Миниобороны не комментируют, однако на основе попадающей в свободный доступ информации можно сделать вывод, что работы над гиперзвуковыми «изделиями» для боевых блоков МБР действительно идут и находятся на финишной прямой.
Специалисты признаются, что проблемы американской программы PGS, или глобального молниеносного удара, связаны в основном с тем, что американский ГЛА HTV не будет иметь гиперзвуковой скорости полета и на конечном участке перейдет на «сверхзвуковой» режим полета, становясь мишенью для средств ПВО.
В свою очередь российские специалисты работают над вопросом так называемого постоянного гиперзвукового режима, при котором боевой блок будет сохранять высокую скорость даже при энергичных маневрах. Если российская наука и инженерия смогли решить этот вопрос, то информация о том, что за последние десять лет могло быть выполнено до шести пусков «изделия 4202» с помощью межконтинентальных баллистических ракет отнюдь не выглядит как научная фантастика.
Учитывая, что концепция глобального молниеносного удара могла быть переписана ради национальной безопасности Российской Федерации, использование нескольких высокоманевренных гиперзвуковых боевых блоков с ядерной боевой частью (или обычной, повышенной мощности) в новой жидкостной ракете «Сармат» гарантированно нивелирует весь потенциал американской системы ПРО.
Специалисты поясняют, что ситуация в российской экономике образца 90-х годов, когда работы по перспективным направлениям, в том числе и гиперзвуку, «были заброшены», совершенно не доказывает, что подобное оружие невозможно создать, испытать и поставить на вооружение. А это значит, что секрет глобального молниеносного удара российскими специалистами уже раскрыт.
Несмотря на то что эксперты в области вооружений, да и люди, непричастные к созданию ракеты РС-28 и боевых блоков к ней, не знают и никогда не будут знать всех технических особенностей ракеты, факт остается фактом: принятие «Сармата» с гиперзвуковыми маневрирующими боевыми блоками запланировано на 2018 год.
Дмитрий Юров
Источник - Русская весна