Новость из категории: Россия, Фоторепортаж

Зачем Запад обвиняет Россию в милитаризации Арктики (ФОТО, КАРТА)

05.05.2016 - 9:12
Зачем Запад обвиняет Россию в милитаризации Арктики (ФОТО, КАРТА)


В последнее время западные СМИ активно муссируют тему российской интервенции в Арктику, обвиняя Москву в милитаризации региона и односторонней реализации собственных военных амбиций. «Русская Весна» разбиралась, так ли это, а также изучала, кто на самом деле хочет стать властителем арктических просторов.



20 апреля на страницах влиятельного британского издания Times вышла статья под громким названием «Царь Владимир замышляет арктическую холодную войну».



skrin_tayms.jpg

Зачем Запад обвиняет Россию в милитаризации Арктики (ФОТО, КАРТА)



Ее автор Роджер Бойс пытается уверить своих читателей в том, что российский лидер Владимир Путин имеет далеко идущие планы в отношении богатой природными ресурсами Арктики, в связи с чем Кремль проводит активную милитаризацию данного региона, а «российские авантюры на Украине и в Сирии являются всего лишь репетициями значительно более крупной демонстрации силы», и что участие Москвы в урегулировании кризиса на территории этих стран были лишь «тактическими маневрами, попытками помешать Западу и получить временное преимущество».



Согласно утверждению обозревателя Times, Путин с высокой степенью вероятности станет победителем президентских выборов, которые должны состояться в 2018 году, и его следующий срок на посту президента, скорее всего, будет проходить под знаком российского доминирования в Арктике. Глобальное потепление и таяние арктических льдов, по мнению автора, окажется на руку Москве: согласно некоторым данным, в этом регионе сосредоточено порядка 30% неисследованных месторождений природного газа и до 13% неисследованных месторождений нефти, а сокращение площади ледников облегчит их добычу.


Северный морской путь важнее, чем Украина с Сирией?


Автор, который явно сожалеет о невозможности для Великобритании заявлять какие-либо претензии на недра этого региона, в довольно резкой и неполиткорректной для издания такого уровня форме отмечает, что «Арктика — это то, о чем любит потрепаться кремлевский двор (боссы „Газпрома“ и „Роснефти“, глава „Российских железных дорог“, и шпионы, приверженные идее национального возрождения)».



Бойс пишет о том, что уже к 2030 году Северный морской путь в качестве маршрута для транспортировки товаров из Азии в Европу вполне может стать перспективной альтернативой Суэцкому каналу, поскольку время их доставки сократится на 40%, что, в конечном счете, обогатит Россию с ее протяженным побережьем Северного Ледовитого океана.




Журналист пытается убедить читателя в том, что, придя к такому выводу, российское политическое руководство направило значительные усилия на создание проекта, значение которого для него «существенно больше, чем кровавые российские интервенции на Украину и в Сирию».




Реализуя данный проект, поясняет автор, «Россия под руководством Путина восстанавливает советскую инфраструктуру от Мурманска на северо-западе до Магадана на востоке. Россия создала в Североморске на Баренцевом море Объединенное стратегическое командование и сформировала Арктическую бригаду… Идет строительство новой ледокольной флотилии. Северный флот, развитию которого способствовали доходы от продажи нефти, когда цена ее была еще на высоком уровне, сейчас включает в себя 35 подводных лодок и 50 боевых кораблей».



Журналист отмечает, что в настоящее время в виду падения цен на нефть и введения западными странами антироссийских санкций темпы реализации так называемой «арктической миссии» несколько замедлились, однако, несмотря на это, в планы Москвы не входит отказ от дальнейшей милитаризации Арктики, и уже очень скоро численность и мощь российских военных формирований в арктической зоне, уверен Бойс, будут значительно превосходить силы всех остальных государств-представителей региона вместе взятых (к их числу автор относит США, Канаду, Норвегию, Данию, Финляндию и Исландию).



Читайте также: «Арктический трилистник»: Уникальный российский военный объект на Крайнем Севере (ФОТОРЕПОРТАЖ)



В материале особо подчеркивается, что российские военные в данном регионе не просто защищают экономические интересы Кремля в Арктике и обеспечивают собственным присутствием притязания Москвы на прибрежный шельф. По версии Times, они представляют собой существенную стратегическую угрозу Североатлантического альянса, нарушая интересы стран-участниц данной организации.



Свои размышления на тему «арктических планов Путина» Бойс завершает выводом о том, что «Британия не относится к числу арктических держав с 1907 года, когда Ньюфаундленд получил статус доминиона, а мы (англичане) потеряли Лабрадор. Однако нам следует внимательно следить за тем, как развивается российская политика.




Путин решительно настроен на то, что… Россия должна стать более влиятельной страной. А с учетом его любви к балансированию на грани войны, нам следует готовиться к куче неприятностей на севере».


Почему Times вспомнил про Арктику


Обычно появление статей такого рода свидетельствует об успехах российской внешней политики и о том, что у тех или иных сил, пытающихся противостоять ее дальнейшему развитию, закончились (или отсутствовали вовсе) законные и обоснованные аргументы для ее ограничения.



В таких случаях в средствах массовой информации тех стран, чьи интересы идут вразрез с российскими национальными интересами, появляются подобные материалы, авторы которых начинают играть на нервах простого европейского или североамериканского обывателя, заявляя о «крайне агрессивных планах Москвы» и пугая его применением Россией своего военного потенциала.




В таких случаях, как правило, истинное значение тех или иных фактов меняется на противоположное — черное становится белым, а белое — черным. Исключением не стало и продолжение освоения российской стороной своих северных территорий.


Лакомый арктический пирог


Независимые военные эксперты давно обратили внимание на то, что в течение последних лет отдельные страны НАТО и, прежде всего, США заметно активизировали усилия по наращиванию военно-политического и экономического присутствия в российском секторе Арктики.



Наряду с чисто военными методами, ими применяется целый арсенал гораздо более скрытых, но от этого не менее эффективных методов, в том числе увеличение в угоду себе полномочий существующих международных арктических организаций и комитетов, проведение хорошо финансируемых фундаментальных и военно-прикладных исследований в регионе, расширение исследуемых территорий, в том числе за счет включения в их состав исключительной экономической зоны России.



Западные политики, военные и дипломаты уверены в том, что господство в арктической зоне является необходимым условием для обеспечения геостратегических интересов во всем мире. На этом основании они настойчиво и методично пытаются полностью вытеснить Россию не только за пределы всего арктического региона, но даже ограничить ее доступ к исторически принадлежащему ей сектору Арктики.



kartinka_9_prityazaniya_stran_na_arkticheskiy_shelf.jpg

Зачем Запад обвиняет Россию в милитаризации Арктики (ФОТО, КАРТА)


Международное право об Арктике


Термин Арктика обозначает северную полярную область земного шара: окраины материков Евразии и Северной Америки с прилегающими островами, Северным Ледовитым океаном и участками других океанов. Общая площадь данной области составляет порядка 21 миллиона квадратных километров.



К числу так называемых «приарктических» государств сегодня относятся Россия, Канада, Соединенные Штаты (благодаря Аляске), Норвегия и Дания (благодаря Гренландии), приобрести данный статус также стремятся Исландия, Швеция и Финляндия.




Согласно конвенции ОНН по морскому праву от 1982 года, все приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон (до 200 миль шириной) и континентального шельфа (до 350 миль шириной), несмотря на то, что эти арктические районы не входят в состав их национальных территорий.




С международно-правовой точки зрения Арктика по-прежнему остается «ничьей землей»: вопрос о разделении региона на международном уровне до сих пор не решен.



В 1909 году Канада распространила свою юрисдикцию на ту часть Арктики, которая заключена между меридианами, начинающимися в точках выхода ее сухопутной границы к Северному Ледовитому океану и сходящимися на Северном полюсе. Тогда ее поддержала только Россия, приняв в 1916 году аналогичный закон.



Позже, в 1925 году Канада приняла дополнение к закону о северо-западных территориях, в соответствии с которым иностранным государствам и их гражданам запрещено осуществлять какую-либо деятельность в пределах канадской части Арктики без разрешения властей Канады. Документом были также определены границы «канадской Арктики».



kanada_arktika.jpg

Зачем Запад обвиняет Россию в милитаризации Арктики (ФОТО, КАРТА)



Постановлением Президиума ЦИК СССР 1928 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» было провозглашено право советского государства на все земли и острова, открытые и еще не открытые, в пределах устанавливаемых географических границ.



Исключение тогда было сделано только для восточных островов Шпицбергенского архипелага, которые к этому времени были переданы под юрисдикцию Норвегии, в соответствии с положениями Парижского договора о Шпицбергене от 1920 года. Советская делегация не была приглашена для разработки данного документа, однако Москва в 1935 году официально присоединилась к нему. Обязательным условием заключения данного договора стало равноправие с норвежцами всех его участников (в том числе будущих) в разработке природных запасов архипелага.



В остальном ни Норвегия, ни США, ни Дания свои владения в Арктике никак законодательно не оформляли, а против деятельности СССР и Канады в данной области не возражали.



Так родилась концепция секторального деления Арктики, согласно которому то или иное обладающее арктическим побережьем государство имеет особые права в принадлежащем ему секторе.



Сектором стал считаться условный треугольник, основанием которого является линия побережья соответствующего государства, а сторонами — прямые линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Установленные канадской и российской сторонами полярные сектора фактически означают, что все входящие в них земли и острова (как отрытые, так и не открытые), принадлежат этим государствам.


Режим морских пространств


В свою очередь, режим морских пространств Арктики с некоторыми оговорками является общим. Так, Северный морской путь, согласно российскому национальному законодательству, рассматривается в качестве исторически сложившейся единой национальной коммуникационной системы России, однако, в соответствии с Правилами плавания по трассам Северного морского пути, принятыми российским Правительством в 1991 году, этот путь открыт для международного судоходства с согласия и под контролем российских властей.




Таким образом, международно-правовой статус и режим использования Арктики был определен и не вызывал особых вопросов до тех пор, пока здесь не были обнаружены значительные месторождения природных ископаемых.



А затем мир понял, что Арктика к тому же исключительно важна в плане возможности организации кратчайшего морского пути из Европы в Азию (Японию), а также имеет огромный военно-стратегический потенциал.




Подробному анализу этих аспектов мы посвятим вторую часть нашего материала.



Экспертная группа «Русской Весны»


Зачем Запад обвиняет Россию в милитаризации Арктики (ФОТО, КАРТА)


Источник - Русская весна

Комментарии

Интересные новости

Новости из сети Интернет

Похожие новости