«Зря они к нам полезли». Донецкие Партизаны. Интервью (ФОТО, ВИДЕО)
1 марта 2014 года, когда около Обладминистрации шёл судьбоносный митинг, в подвале одного из домов исторической Юзовки дончане снимали пророческую видеоновеллу «Зря они к нам полезли». Режиссёр Александр Рыжков выразил подсознательную тягу дончан к справедливости, к защите своего края и человеческого достоинства. Искры народного гнева уже тлели. Нужно было только их заметить.
Внимание, на видео присутствует ненормативная лексика!
</iframe>
Калаш ММГ, который любезно предоставил хороший человек. Съёмки проходили в одном старом юзовском подвале, которому лет, видимо, не меньше, чем самой Юзовке.
Особого оборудования у нас не было, снимали на перепрошитый фотоаппарат, правда, с хорошей оптикой. Не буду утомлять техническими подробностями, скажу лишь одно — мы работали по старой советской схеме авторского кино — качественно и долго!
И о бюджете — он составлял 350 грн, по курсу весны 2014 это $40. Звук делал сам, в этом я кое-что понимаю.
3. Я вижу, что дата публикации «4 марта 2014 г.». Как вы уловили то, что будет? Откуда пришло наитие? Ведь «Зря они к нам полезли» исполнился на 100%. Простые люди, шахтёры, охранники, водители поднялись и поставили на место профессиональную армию Украины, многочисленные карательные батальоны из Западной Украины, из Днепропетровска, Херсона, Запорожья, Полтавы, Харькова.
Я просто чувствовал. И вообще, профессия режиссера — это, прежде всего, умение чувствовать. Я живу в Донецке 27 лет и хорошо знаю этих людей.
4. В видеоновелле очень много тонких мелочей, которые придают «реальности» тому, что происходит на экране. И чёрные от масла и копоти пальцы главного героя, и его позывной по радио, и листовки УНА-УНСО*. Как вы собирали эти штрихи, кто вам помогал?
Вообще, хороший фильм делается на столе — на письменном или кухонном — неважно! Мы потратили полных 4 дня на обсуждение этой работы за столом, сидя на кухне. Мы спорили, соглашались, ругались, мирились. Каждая мелочь была продумана. И всё же, два косяка в ролике есть:))) Когда мы читали комментарии «экспертов» в Сети, нам было очень весело: количество тайных месседжей, наличие каких-то суперконсультантов и прочее.
Всё это — чушь. Терпеть не могу режиссеров, которые снимают о ком-то или о чем-то, не погрузившись предварительно в специфику атмосферы.
Про «черные от копоти и масла пальцы» — не было там никакого масла. Чтобы на экране все выглядело органично, я заставил главного героя 2 часа без перерыва снаряжать магазин патронами. Ну и монтаж. Получилось правдоподобно.
5. Какие ещё работы у вас есть? Занимались ли вы искусством в годы войны? Какие творческие планы?
Давайте не будем касаться темы искусства, я боюсь этого слова. Скажем так — работал. Кино — это моя профессия. На излете мирной жизни я успел побывать в Москве, в марте 14-го, наша студия получила несколько дипломов Всероссийского конкурса корпоративного видео.
Донецк был провинцией и шансов реализовать себя как-то по-другому здесь не было. Мне всегда везло на людей, которые меня окружали. Есть хорошее слово — соратники. Когда началась война, кое-что делали, но это были узкие, утилитарные задачи.
Когда Город обстреливают пушки, кино уходит на второй план. Было чем заняться.
Режиссер Александр Рыжков
Собственно, всю мою биографию за этот период вы можете прочитать на «Миротворце», приврали конечно, ну да бог с ними. Летом 2014 года комментаторы с украинской стороны призывали меня повесить. Такая реакция со стороны врага — лучшая награда для режиссера.
6. Как для вас начались события весны 2014 года? Я знаю, что вы участвовали в ряде действий по перехвату контроля над каналами связи между Киевом и Донецком. Почта-телефон-телеграф? Как всё происходило?
По-настоящему ощущение, что все это просто так не закончится, пришло 1-го марта 2014, во время того самого исторического митинга. В этот день мы снимали в том самом юзовском подвале, нам звонили друзья и знакомые, рассказывали о той атмосфере, которая царила на площади Ленина. Это придавало нам уверенности в том, что мы все делаем правильно. Мы искренне хотели, чтобы получилось, выжимали максимум из каждого кадра, из каждой эмоции, из каждого микрособытия.
Уже потом, когда ездил на конкурс в Москву, я видел по телевизору противостояние, которое случилось на той самой площади, и понял, что обратной дороги нет.
Вернувшись в Донецк, я с ребятами сделал анонс к фильму, который мы так и не успели снять — «Этот русский рок-н-ролл».
</iframe>
Честно говоря, снимать было нелегко… эту работу нельзя измерить количеством просмотров или лайков. Просто люди должны знать правду на уровне наших эмоций. И эти эмоции не означают, что мы смирились.
Наверное, всё-таки нужно продолжать делать то, что умею — снимать. Я еще не знаю как… и получится ли, но события 14-го года дали мне веру в то, что настоящее желание работать всегда побеждает. Может быть, какой-нибудь краудфандинг… не знаю, я в этом не разбираюсь, в конце концов я не один, таких, как я, достаточно, и рано или поздно мы найдем друг друга.
10. Что для вас самое главное в жизни? Учитывая гражданскую войну, как у вас изменились приоритеты? Есть такое правило «на войне не планируй дальше 3 дней». Какие профессиональные и творческие планы у вас есть сейчас?
На войне не планируют дальше трех дней — так моя бабушка говорила (Царствие ей Небесное!), которая прошла всю ВОВ. Люди не меняются, просто война увеличивает амплитуду человеческих поступков, и эти самые люди вдруг, неожиданно для окружающих, раскрываются.
Что для меня главное? Человеком остаться в любых обстоятельствах. Я до войны пытался, стараюсь и сейчас.
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.
(Александр Кушнер)
Читайте также: Порошенко предложил украинцам самим разобраться с Донбассом
Дмитрий Дзыговбродский, специально для «Русской Весны»
* Запрещенная в РФ экстремистская организация
Источник - Русская весна