Не были на Майдане и всегда любили Трампа: как украинские политики меняют своё прошлое
Начать жизнь с чистого листа теперь возможно. Как выяснилось, эта опция нынче очень популярна среди политиков, которые нанимают специальные фирмы, заметающие их следы в интернете.
Услуги, правда, не из дешевых — от $5 тыс. в месяц, но политтехнологи уверены: они очень эффективны.
О Майдане — ни строчки
Украинская редакция «Вестей» решила поискать, о чем писали нынешние политики на своих страничках во время событий на Майдане. Оказалось, что у многих из воспоминаний — лишь белые пятна. К примеру, у нынешнего и. о. главы Нацполиции Вадима Трояна перерыв в записях в соцсети почти три года. В 2011-м на его страничке — картинка с коалой, а следующий пост датирован уже апрелем 2014 года. У секретаря Национального инвестиционного совета Бориса Ложкина перерыв в записях полгода, а о Майдане — ни слова. Последние посты датированы октябрем 2013-го, а первая запись после сделана в июне 2014 года.
«Начало работы в Администрации президента. Глава», — поделился статусом чиновник. Видимо, скандал с замглавы МВД 24-летней Анастасией Деевой, которую уличили в легкомысленных постах во время расстрела Небесной сотни 18—20 февраля, для многих стал уроком. В это время, напомним, она по соцсетям искала «такой милый» чехол для своего IPhone.
Впрочем, чистят свои записи политики регулярно и сейчас — в зависимости от того, куда ветер дует. Одна из последних громких историй — пост главы МВД Арсена Авакова об «опасном и бесстыдном маргинале» Трампе, написанный в августе 2016 года. Запись со стены исчезла 9 ноября, в день, когда США выбрали «бесстыдного» Трампа своим новым президентом. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко победу Трампа назвал вообще катастрофой, но очень быстро передумал и тоже удалил свой пост.
Замечен в пропаже записей в соцсетях также министр культуры Евгений Нищук. После победы Джамалы на Евровидении он написал о подготовке документов о награждении победительницы конкурса званием «Народная артистка», а спустя несколько часов убрал свой пост. А со страницы нардепа от БПП Вадима Денисенко пропал гневный пост о «брехливом ЕС», который не дает нам безвиз.
Тролли и террористы
«Сейчас появилось очень много фирм, предоставляющих услуги по чистке информации о политиках в интернете в целом и в соцсетях в частности, — рассказывает доцент кафедры рекламы и связей с общественностью КНУ Марина Калинина.
— Существуют и так называемые черные тролли. Они публикуют негатив, а после этого приступают к работе белые тролли, которые перебивают негатив позитивными отзывами и новостями. При этом в штабах на случай форс-мажоров работают целые спецгруппы по зачистке негативной информации».
Она добавляет, что сейчас многие чистят свою репутацию в интернете от связей с Виктором Януковичем, перед которым еще несколько лет назад преклонялись. Также стараются осторожничать и не выкладывать свои мнения сгоряча, чтобы потом не пришлось об этом пожалеть.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Жизнь в тылу врага: Как ВСУ насаждают сепаратизм, с которым так усердно борются
Чиновники и политики — действительно основные клиенты у фирм по очистке репутации, услуги которых мы нашли в интернете. «Как правило, к нам обращаются перед назначением на новую должность. В основном просят убрать упоминания в интернете о коррупционных скандалах, если были такие публикации. И вторая по популярности просьба — удалить упоминания о нежелательных друзьях, с которыми не хотят, чтобы их связывали», — рассказал нам руководитель агентства по управлению онлайн-репутацией SERM Григорий Маленко.
Технология такая: в топы выводят странички новостных сайтов с позитивной информацией о политике или чиновнике, а негатив прячут подальше. Листаешь поисковик с фамилией кандидата — и кажется, что он просто идеал. «Гугл» помнит все. Но мы делаем так, что нежелательная информация в поисковых системах ищется в разы хуже. К примеру, в «Яндексе» и «Гугле» весь негатив уходит на третью страницу и дальше, а первые две заполнены исключительно позитивной информацией о нашем клиенте. Эта работа занимает не меньше трех месяцев, стоит — от $5 тыс. в месяц», — уточнил Маленко.
Неофициально эксперты говорят, что вообще убрать с некоторых сайтов негативную информацию о заказчике стоит от $1 тыс. до нескольких десятков тысяч долларов. Мол, все зависит от фигуры заказчика: крупный политик, бизнесмен — будет платить дороже.
По словам Маленко, в информационном поле негативная информация о человеке подхватывается за минуты и распространяется с огромной скоростью. «Тогда работаем оперативно, выясняем, не подключились ли к работе тролли и репутационные террористы, специализирующиеся на устранении „заказанных“ кем-то политиков, и быстро перебиваем черный пиар позитивом», — отметил Маленко.
У кого нет скелетов в шкафу
По данным украинских СМИ, к чистильщикам имиджа якобы обращалась и глава НБУ, чтобы снизить количество негативных упоминаний о роскошной шубе.
«В целом это очень распространенное явление: „почистить прошлое“ просят и депутаты, и министры. Пиковый запрос на этот вид услуг приходится на предвыборный период — идет тотальная зачистка информпространства и на это выделяют колоссальные бюджеты», — говорит политтехнолог Захар Чистяков.
По его словам, иногда на ресурс заказывают DDoS-атаку, заранее предупредив, что нужно снять определенный материал.
«Но это дорогое удовольствие: услуга стоит $200–500 в сутки. А если на сайте стоит качественная защита, то это обойдется в $5–7 тыс., — говорит Чистяков. — Гораздо дешевле просто снять материал, это уже несколько сотен долларов. Есть ряд сайтов — так называемые сливные бачки, которые зарабатывают исключительно на том, что ставят и снимают материалы».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Четвертый рейх: в Киеве топят книгами (ФОТО)
Политолог Кость Бондаренко уверен, что бороться с этим явлением невозможно — у каждого есть свои скелеты в шкафу. «Тот же Климкин во времена Януковича был послом Украины в Германии. Очевидно, что он не мог идти в разрез с официальной позицией МИД и АП, то есть он должен был бы отражать там эту позицию. Поэтому сейчас он и решил, что лучше зачистить эти страницы. Ложкин тоже был успешным бизнесменом и работал довольно неплохо со структурами, близкими к тогдашней власти. Очевидно, что ему тоже было что затирать и прятать», — сказал Кость Бондаренко.
Источник - Русская весна