Когда разрушат Одессу? — мнение
Главный редактор одесского «Таймера» Юрий Ткачев — о последствиях системного кризиса в некогда процветающем городе.
Гибель здания Русского технического общества закономерна. И дело тут даже не в украинофобии.
Одесса является уникальным примером в истории — примером города, созданного исключительно в рамках «триумфа воли»: вот решили, что нужно вот в этом месте построить крутой город — и построили. Причём в месте не очень удачном: с водой проблемы, строевого леса нет, пылища (в дождь превращающаяся в грязищу)… Гавань удачная, да — но до этой гавани ещё нужно доставить товары.
Но была воля. И проблемы решались — в том числе и за счёт самых нестандартных для эпохи управленческих решений. Просто вот решили люди во главе государства построить на берегу Чёрного моря русской Лос-Анджелес — и построили.
Сюда направляли лучших управителей, которые только имелись в распоряжении государства, давали колоссальные финансовые привилегии — и случилось одесское чудо: за каких-то 50 лет на совершенно пустом месте возник город мирового значения. Может и есть в истории другие примеры подобного становления за столь короткий срок, но я их не знаю.
И вот именно от этой эпохи нам досталось наследие, включавшее в себя и дом Руссова, и «Масонский дом», и вот это вот всё. Как, кстати сказать, все эти парки, высаженные в голой степи, пляжи, построенные на месте обрывистых склонов… Так сказать, зримое проявление тех титанических процессов.
Одесса — не совсем естественное явление, само по себе возникшее и само по себе существующее. Это не дерево, это скорее что-то типа здания или, скажем, водопровода — творение рук человеческих, которое без заботы о нём захиреет и развалится.
А сейчас проект явно не в «красном списке». Я вообще не знаю, есть ли сейчас такой список, и значатся ли в нём хоть какие-то проекты развития. И все проблемы лезут наружу, как те покемоны. Вместо прогресса мы получаем регресс. Всё закономерно.
И, думаю, что на разрушение феномена, возникшего за каких-то 50 лет, понадобится куда меньше.
Источник - Русская весна