Российский сенатор сравнил Каталонию с Новороссией
Председатель комитета Cовета Федерации по международным делам Константин Косачев прокомментировал сегодняшние события в Каталонии.
Сегодняшний референдум в испанской Каталонии, равно как и до этого в иракском Курдистане — это очередное и наглядное столкновение в лоб двух основополагающих принципов, которыми живет человечество: территориальная целостность и право на самоопределение.
Всегда пытался найти честный и адекватный ответ на эту дилемму. Вот он, мой ответ.
Первое. Убежден, что преимущественным, ведущим и главным является принцип территориальной целостности государств. Точка.
В конечном счете именно государство во всех его ипостасях является основным гарантом и инструментом защиты прав человека, включая права автономий и национальных меньшинств.
Второе. Народы имеют право ставить вопрос о своем самоопределении. Но не явочным и односторонним порядком, а перед государством, частью которого они являются. И выяснение отношений, пока к этому есть предпосылки, должно до последнего шанса идти переговорным путем, а не через шантаж или предъявление ультиматумов с какой-либо из сторон.
Третье, самое важное. Пункты один и два действуют только в политическом пространстве, то есть до тех пор, пока не наступает фаза насилия. И если за ружье первыми берутся сепаратисты, государство имеет право на ответные действия.
Но если вперед пошли правительственные войска, если полицейская и тем более военная сила применяется против гражданского населения, просто не желающего жить в одной стране с этим государством и исчерпавшего веру в возможность договориться мирным путем, это население, этот народ право на самоопределение обретает. И тоже точка.
Военная сила была применена в конце 80 — начале 90-х годов в отношении Нагорного Карабаха, Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. И уже тогда ход этих конфликтов как минимум уравнял позиции государственников и самоопределенцев. Военная авантюра Саакашвили в 2008 году право народов Южной Осетии и Абхазии на самоопределение сделала необратимым. Кстати, об этом должны помнить и в Кишиневе, и в Баку.
Равно как и в Киеве, где прямая угроза применения военной силы, исчерпывающим образом подтвержденная демонстративным экстремизмом вооруженных националистов, предопределила изменение статуса Крыма и и где продолжающиеся военные удары по жителям Юго-Востока Украины так же могут сделать процесс отделения Луганска и Донецка от остальной страны необратимым.
Перед Россией в время чеченского конфликта, особенно на его первой и второй, военных фазах, риск потери этого субъекта федерации тоже был очевидным. Но только до тех пор, пока федеральный центр не пересмотрел ставку на насилие и не перевел этот конфликт из военной в политическую плоскость. Сохранение территориальной целостности России политическим, а не силовым путем — величайшее достижение современной российской власти, всего общества и каждого гражданина.
Возвращаясь к Каталонии. Если власти Испании будут по-прежнему считать каталонцев сепаратистами, а там, глядишь — и террористами, если диалог будет сводиться к выяснению числа и месторасположения еще не блокированных полицией участков для голосования, конфликт будет только усугубляться, а у сторонников независимости мятежного региона почва под ногами будет только крепчать.
Пока еще не стало поздно, и Испании, и Украине, и всем другим странам с аналогичными проблемами нужно как можно быстрее вспомнить о том, что война с собственным населением чревата только распадом государства, а никак не его укреплением.
Со своими гражданами нужно разговаривать и с ними нужно договариваться. Как это неизменно делаем мы в России.
Читайте также: Первая кровь каталонского референдума (+ВИДЕО, ФОТО)
Источник - Русская весна