Новость из категории: Главные новости

Кто тут из вас независимый?

Кто тут из вас независимый?

БАБИЦКИЙ Андрей
Президент США заявил, что Берлин контролируется Москвой благодаря поставкам российского газа. В ответ Ангела Меркель заявила, что Германия проводит независимую политику и принимает независимые решения. В пикировках лидеров США и Германии разбирался Андрей Бабицкий
Аргумент о возрастающей политической зависимости Европы, в первую очередь Германии, в связи с прокладкой трубопровода «Северный поток — 2» не нов. Его давно взяли на вооружение украинские политики и отрабатывают эту версию без устали как внутри страны, так и на всех возможных политических площадках. Этот назойливый, иногда даже обретающий оскорбительные ноты клёкот давно стал привычным контекстом плана прокладки нового газового маршрута в обход Украины. На него ни в Германии, ни в Европе внимания уже не обращают. Однако сегодняшние скандальные заявления Дональда Трампа, сделанные перед началом рабочего завтрака с генсеком НАТО в Брюсселе, игнорировать будет не так просто.
Слова — полные желчи и деланой обиды — на самом деле столь же бессодержательны, как и речи на ту же самую тему украинского президента Порошенко. Германия, по словам американского лидера, тратит миллиарды долларов на российский газ, собирается потратить ещё больше на строительство трубопровода, а вносить необходимые средства в бюджет военно-политического альянса отказывается, ожидая, что о её безопасности позаботятся США. В этих претензиях наглость соседствует с лукавством, поскольку в них нет даже намёка на альтернативу. Есть ли у вас встречные предложения, господин Трамп? Предложения, судя по всему, есть, но глава американского государства о них умалчивает.
Речь, вне всяких сомнений, идёт о поставках сжиженного природного газа из Америки. Вашингтон хотел бы потеснить «Газпром» на европейских рынках и поставлять на них свои сланцевые углеводороды, которые вновь стало выгодно добывать в связи с ростом цен на топливо. Однако для Германии и других европейских стран это — вопрос выживания. Более дорогой американский газ больно ударит по конкурентоспособности европейской промышленности и карману граждан, которым и без того горячая вода и тепло в жилище обходятся очень недёшево. И это тот вопрос, по которому США точно не добьются никаких уступок, тем более что на обвинения Трампа есть чем ответить.
Во-первых, зависимость, если она и впрямь имеется, не возрастает, а остаётся на прежнем уровне, поскольку с вводом новой ветки потребление Германией российского топлива не увеличивается, — как сейчас перекачивается около 65 миллиардов кубометров, так и в будущем планируется поставлять такие же объёмы. Речь идёт лишь о новом, более надёжном маршруте доставки, который уйдёт из высокорискованной турбулентной зоны. Вопреки утверждениям Трампа этот проект не принесёт в бюджет России дополнительных миллиардов. Россия вкладывает в проект колоссальные средства, которые будут окупаться десятилетиями.
Кроме прочего, если Германия начнёт покупать существенно более дорогостоящий американский газ, то это снизит её платёжеспособность. Следовательно, её возможности нарастить выплаты на содержание Североатлантического альянса — а это основное требование президента США — окажутся ниже, чем сейчас. Хромая логика Трампа делает его позицию столь же уязвимой, как и критические выступления Петра Порошенко против «Северного потока — 2». Собственно, Ангела Меркель уже достаточно осторожно ответила своему критику, обойдя аргументы против прокладки новой ветки. Она лишь отметила, что было время, когда часть Германии находилась под контролем СССР, но сейчас страна проводит полностью независимую и самостоятельную политику.
Надо полагать, что Белый дом прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что проблема газа — это больная мозоль немцев и они не подвинутся ни на миллиметр в этом вопросе. О том, что понимание этого прискорбного обстоятельства есть, говорит тот факт, что ранее обещанные санкции против кампаний, участвующих в реализации проекта, применены не будут. Вашингтон дал предварительные гарантии Министерству экономики США. То есть фактически американцы таким способом полностью отказались от многократно анонсированных планов сорвать строительство трубопровода. Но, если это так, для чего американскому лидеру понадобилось шельмовать немцев на виду у всего НАТО?
С этим как раз всё очень просто. Трамп воспринимает любую трибуну не как площадку для пристойной дипломатической беседы или сложных переговоров (в таком инструментарии он вообще не видит никакой нужды), в его агрессивных демаршах торжествует чистый бизнес-подход, когда надо требовать как можно больше в надежде получить хотя бы малую часть. И сделать акцент на том, что на самом деле тебя не слишком интересует, но является для бизнес-партнёра крайне существенным предметом, чтобы отвоевать нечто важное для тебя. Но упоминать это нечто важное не стоит, чтобы не повышать его стоимость.
Ближайшая задача администрации Трампа — выиграть торговую войну, добиться снижения пошлин на те американские товары, приход которых на европейские рынки будет не столь болезненным, как поставка «золотого» сланцевого газа. Европа должна снизить свои пошлины на ввозимую из США продукцию, в ответ американский лидер обещает отменить 25-процентную пошлину на европейские сталь и алюминий. Для того чтобы добиться уступок в этой сфере, обращаться с претензиями надо по какой-нибудь другой проблеме, максимально чувствительной для европейцев. Поэтому заокеанский гость и начинает рассказывать в Брюсселе дурацкие сказки о возрастающей политической зависимости Германии от России, более того, он позволяет себе утверждать, что Москва полностью контролирует Берлин. Ему прекрасно известно, что это не так, но он также детально осведомлён о том, как немцы не любят разговоров, ставящих под сомнение их намерение обеспечить бесперебойные, гарантированные, как раз не обременённые политическими рисками газовые поставки из России.
Надо полагать, что в Киеве сейчас с восторгом следят за беспощадными эскападами Трампа. Украинскому руководству хотелось бы думать, что за грозными словами и обвинениями последуют конкретные шаги, чтобы похоронить «Северный поток — 2». Но у США мало рычагов воздействия на упёршуюся Европу, чьё сопротивление возглавляет Берлин. А после отказа Вашингтона от санкций этих рычагов не осталось вовсе. Поэтому рассчитывать на какие-то серьёзные меры, к которым прибегнет Вашингтон, вообще не стоит. Администрация США, поняв, что с этим проектом поделать ничего нельзя, просто откатила назад, решив, что газовая тема — отличный предлог для шантажа, но не более того.
Поэтому не стоит обращать внимания на сказанное — смотрите только на сделанное. Готовность отказаться от санкционной политики говорит о том, что позиции Вашингтона относительно альтернативного маршрута доставки стали принципиально мягче. Поэтому и Берлин не желает конфликтовать, а отделывается ничего не значащими заявлениями. Собственно говоря, и перед встречей с Путиным Трампу нет особого смысла говорить о России в уничижительном ключе, как он это делает сейчас. Мне кажется, что он рассчитывает на мудрость и опыт Владимира Путина, который обязательно поймёт: это всё говорится как бы понарошку.

Источник


Источник - Русская весна (rusnext.ru)

Комментарии

Интересные новости

Новости из сети Интернет

Похожие новости