Движение вверх», «Тренер»… Многие удивлялись: для чего, откуда такое увлечение хоккеем, баскетболом, футболом?
БЕСЕДИН Платон
За последние несколько лет на экраны вышли запомнившиеся и быстро ставшие популярными фильмы о спорте: «Легенда № 17», «Движение вверх», «Тренер»… Многие удивлялись: для чего, откуда такое увлечение хоккеем, баскетболом, футболом? Кто-то злословил: «Ну-ну, так может быть только в российском кино. На деле-то все печальнее». Но вот стартовал чемпионат мира, и мы увидели, что чудеса случаются не только на экранах. Наша сборная начала движение вверх.
Безусловно, не стоит переоценивать победы над Египтом и Саудовской Аравией. Не самые выдающиеся соперники. У египтян есть одна звезда, у саудовцев нет и этого. Однако будем откровенны, многие ли вообще верили в то, что мы начнем чемпионат с ярких побед? Впервые с 1966 года. Не трудно вспомнить, сколько критических стрел было обращено к национальной команде накануне турнира.
Но давайте подумаем: разве форвард Артем Дзюба, человек сложный, острый на язык, неуживчивый, не выглядит сейчас как киногерой? Его разносили в пух и прах, а теперь превозносят до небес. Готовый сюжет для полнометражной ленты. Ведь фокус не в том, что футболисты совершили нечто невероятное. Нет, просто для побед мало одних только тренировок — необходим общий эмоциональный фон, атмосфера. А это сложносочиненный, многогранный процесс. Спортивный эпос на экране нужен для того, чтобы победы можно было лицезреть и в реальности.
После замечательного выступления наших спортсменов — и не так важно теперь, как сложится судьба на чемпионате мира дальше, — мы увидели, насколько необходим национальный миф о триумфе. Почему бы не использовать этот опыт в других областях? Или у нас везде все хорошо? Только в спорте были проблемы? Нет.
Большое кино научилось работать с большими темами, но насколько хуже выглядит на этом фоне телевидение. Эфир заполонили создания, совершающие странные вещи. «Странные» — эвфемизм. Мы показываем сериал «Школа» Гай Германики, а потом удивляемся, отчего в реальности подростки издеваются друг над другом, выкладывая видео в Сеть и гордясь удачными примерами травли? С утра до вечера пичкаем зрителя силиконовыми девицами, рассказывающими, как правильно «разводить папиков», а потом удивляемся тому, что у нас выросло поколение, для которого потреблять, отбрасывая любые принципы, так же естественно, как краситься перед выходом на очередное мероприятие. А скольких школьниц «вдохновила» Диана Шурыгина? Я молчу об Ольге Бузовой.
Распутные девки, пьяные актеры, безответственные матери, слабые отцы — с них телезритель должен брать пример? Включите любой канал, и вы увидите, как именно жить нельзя. А ведь «человек есть существо, ко всему привыкающее, и это его лучшее определение», по словам Достоевского. И то, что вначале воспринимается как дикость, со временем укрепляется в сознании и становится нормой. «А почему я должен жить иначе, — спрашивает зритель, — если все существуют вот так?» Более того, еще и демонстрируют в прайм-тайм.
Нам очень редко показывают настоящих героев, не рассказывают, кто они и за что боролись. Примеры правильной жизни вычеркнуты из эфира. Сериалы о полицейских и следователях, к сожалению, проблемы не решают: часто хочется сочувствовать именно преступникам, которые выглядят человечнее картонных «шерлокхолмсов».
В одной области с бедой начали бороться. Вышли эпические драмы — и спортивных достижений стало больше. Отмахнуться от прямой связи нельзя, слишком она очевидна.
Но это первые шаги. Путь начат, и пройти по нему необходимо со всей ответственностью и решимостью. Нам не нужно пропагандистское кино, мы хотим видеть качественные фильмы о реальных людях, которые могут побеждать, оставаясь при этом живыми и узнаваемыми.
Тем более что и стараться особенно не придется. Сюжеты перед глазами. Великое множество волонтеров, помогающих тем, на ком еще двадцать лет назад поставили бы крест. Молодые врачи, буквально умирающие на работе ради того, чтобы провести операцию идеально. Инженеры, которых безуспешно пытаются сманить западные корпорации. Священники, вытаскивающие неофитов из сект, спасающие от «колдунов» и «магов».
Неужели нельзя говорить об этих людях? Кто-то мешает? Существует запрет? Нет. Просто нужен государственный заказ. В случае со спортом он был. И если выступление команды Станислава Черчесова — не доказательство правоты выбранной политики, то не знаю, какие еще нужны доказательства.
Искусство должно не просто описывать жизнь, но предугадывать ее, не потакать вкусам, а формировать их. Этот рецепт универсален: бери и пользуйся.
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)