Цветы для фрау Меркель
БЕНЕДИКТОВ Кирилл
Тем, кто имеет дело с западными СМИ, следует твёрдо запомнить одну вещь.
Ни при каких обстоятельствах западный журналист не будет писать хорошо о России и её лидере.
Ни при каких.
Есть старый анекдот. В Таллинском зоопарке в бассейн с крокодилами падает ребёнок. Проходящий мимо турист бросает недопитую банку пива, прыгает в бассейн и вытаскивает малыша. Журналисты уже начинают строчить заметки: «Героический эстонец спас ребёнка из пасти голодного крокодила!» Но тут выясняется, что турист приехал из Москвы, и газеты выходят с заголовками: «Пьяный русский украл обед у крокодила!»
Такой же алгоритм работает и в западных СМИ, когда они пишут о Путине. Западный журналист не может написать о российском лидере ни одного доброго слова. Во-первых, потому что такую статью не напечатают, а если и напечатают, то доброе слово из неё непременно вырежут. А во-вторых… во-вторых, просто не сможет написать. Физически. Рука не поднимется, пальцы не нажмут нужные клавиши на клавиатуре.
Это явление называется политической ортодоксией. Есть канон, согласно которому Россия — мрачное, агрессивное, ощетинившееся во все стороны ракетами клептократическое государство, где правит бывший агент КГБ Путин. И любое отклонение от этого канона будет восприниматься как жуткая ересь.
Как работает политическая ортодоксия, отлично видно на примере визита бундесканцлера Ангелы Меркель в Сочи, где она встретилась с Путиным, и освещения этого визита в немецкой прессе.
Путин подарил фрау Меркель роскошный букет, составленный из персиковых, розовых и кремовых роз и фрезий. Судя по выражению лица бундесканцлерин, запечатлённому фотографами, такие красивые, со вкусом подобранные цветы ей дарили нечасто. Меркель явно осталась довольна, и можно только догадываться, как это повлияло на ход переговоров в «Бочаровом Ручье».
Представим, что бы было, если бы такой букет подарил подруге Ангеле Эммануэль Макрон (он, кстати, тоже спешит на встречу с Путиным). Да все европейские СМИ уже рассыпались бы в комплиментах французскому президенту и наперебой отгадывали, что именно хотел он сказать фрау Меркель на языке цветов!
Но поскольку букет подарил Путин, то реакция немецких СМИ полностью вписывается в рамки политической ортодоксии.
«Почему цветы Путина — оскорбление для Меркель?» — озадачил своих читателей таблоид Bild.
И действительно, почему? Красивый жест, красивые цветы — как вообще могла возникнуть идея, что это — оскорбление?
А вот почему, объясняет Bild. «Выглядит как проявление вежливости, но на самом деле это оскорбление: ведущие политики мира пожимают друг другу руки, а не дарят цветы. Кадры как бы демонстрируют: могущественный мужчина приветствует сударыню».
Интересно, кто нашептал журналисту Bild такую чушь? Ведущие политики мира пожимают друг другу руки, как это, например, делает Дональд Трамп, до хруста сжимая пальцы собеседника, «кто кого пересилит». Симпатия Трампа к Макрону возникла как раз после того, как французский президент не сдался и выдержал железную хватку американца. Но даже Трамп при всей своей склонности к эпатажу не стал сжимать кисть Ангелы Меркель, навестившей его в Вашингтоне, а галантно поцеловал бундесканцлерин в щёку. И что-то Bild по этому поводу не визжал об оскорблениях и sexual harassment.
А несколько более респектабельный Tagesspiegel решил напомнить своим читателям об инциденте, произошедшем в январе 2007 года: тогда Меркель, прилетевшая в Сочи для переговоров с Путиным, испугалась вбежавшего в комнату лабрадора президента Конни. «Сцена с лабрадором стала символом расчётливых провокаций экс-разведчика и напряжённых отношений двух политиков», — подливает масла в огонь журналист Tagesspiegel Ханс Монат. На дворе уже 2018-й, оба участника переговоров стали старше на 11 лет, а лабрадор Конни и вовсе умер четыре года назад, но немецкие акулы пера свою службу знают. Сказано — провокация, значит — провокация!
Немного разбираясь в правилах политической ортодоксии, могу предположить: переговоры в Сочи прошли для России успешно. Несмотря на то, что они проходили в закрытом режиме, какая-то информация всё же просочилась из высоких берлинских кабинетов — и очень огорчила тех, кто считает, что в отношениях «Запад — Россия» наша страна должна стоять на коленях, платить и каяться.
Внезапно оказалось, что и платить, и каяться должна совсем даже не Россия.
После того, как президент США Трамп, как некогда Анна Иоанновна, прилюдно разорвал «кондиции», сиречь ядерную сделку с Ираном, ЕС оказался в сложном положении. Трамп жёстко требует от Европы — и от Германии в частности — поддержать американские санкции против Ирана и прекратить проект «Северный поток — 2».
И то, и другое грозит Европе серьёзными финансовыми потерями, а там, где дело касается кошелька, европейцы склонны забывать об идеологических разногласиях.
А тут ещё Тегеран выставил европейцам жёсткое условие: если в срок от 45 до 60 дней европейские участники ядерной сделки не предоставят гарантий защиты интересов Ирана и компенсации убытков, которые ИРИ понесёт из-за выхода США из СВПД, Иран «будет вынужден» вернуться к обогащению урана до 20%. И хотя комиссар ЕС по вопросам энергетики и защиты климата не устаёт уверять Тегеран, что Евросоюз «полностью привержен сохранению соглашения», Ирану нужны гарантии. А гарантии ЕС предоставить не может — по крайней мере, пока не договорится с Россией, которая после выхода США из сделки остаётся важнейшим партнёром, который может хоть как-то повлиять на Тегеран.
«На глобальном уровне выход Трампа из ядерной сделки с Ираном создал для России возможность продемонстрировать свою незаменимость как партнёра, — пишут на сайте Bloomberg Патрик Донахью и Илья Архипов, ссылаясь на некоего „правительственного чиновника, которому известно мнение на этот счёт Путина“. — Иран будет присутствовать в повестке дня как Меркель, так и французского президента Эммануэля Макрона, который приедет на Петербургский экономический форум на следующей неделе».
Кстати, сама статья в Bloomberg озаглавлена «Сближение с Россией — на данный момент главная политическая цель Германии».
«У России, похоже, появился шанс представить себя более надёжным и предсказуемым партнёром по сравнению с Трампом, — вынужден признать и Ханс Монат из Tagesspiegel. — Путин, по словам председателя внешнеполитического комитета бундестага Норберта Рёттгена, становится «тактическим победителем» в сложившейся ситуации: вряд ли он мог рассчитывать на такую удачу, что в США будет второй «президент-разрушитель».
Обратите внимание: даже когда западный журналист сквозь зубы признаёт, что российскому президенту удалось одержать победу, он делает это с кучей оговорок: называет Путина «тактическим победителем» (намекая, что уж в стратегическом-то плане России никогда не выиграть), утверждает, что российский лидер «вряд ли мог рассчитывать» на то, что Трамп вслед за Обамой продолжит разрушать внешнеполитическую доктрину США — а как же быть с мифом о том, что Трампа навязал американцам сам Путин?
Но это, в конце концов, досадные мелочи. Главное не скрыть ни ёрничающим тоном, ни идиотскими рассуждениями о том, что, подарив Меркель цветы, Путин якобы «оскорбил» её.
А главное — в том, что так называемая изоляция России, о которой твердил в 2014 году Б. Х. Обама и которая с тех пор стала общим местом в западных СМИ, превращается в свою полную противоположность.
Биньямин Нетаньяху с георгиевской ленточкой на параде 9 Мая, Александр Вучич, посещающий Москву с периодичностью раз в три месяца, глава немецкого МИД Хайко Маас, подготовивший визит бундесканцлерин на прошлой неделе, Ангела Меркель и Эммануэль Макрон, чуть ли не соревнующиеся, кто эффективнее наладит контакт с Владимиром Путиным. И это только Запад. А ведь есть ещё и великий восточный сосед — Китай. В апреле Москву посетили министр иностранных дел КНР Ван И и новый министр обороны Вэй Фэнхэ. Последний подчеркнул, что его визит имеет целью дать понять американцам: между Вооружёнными силами Китая и России существуют тесные связи и в случае конфликта с Западом китайцы нас поддержат. Для осторожного и предельно аккуратного в выборе выражений китайского чиновника — заявление немыслимого уровня откровенности.
А для европейцев — чёткий сигнал: на просторах Евразии складываются новые перспективные геополитические комбинации, в которых Россия будет играть — и уже играет — важнейшие роли посредника в переговорах между сильными и защитника слабых.
Совсем не случайно перед тем, как подарить цветы фрау Меркель, Владимир Путин принял в «Бочаровом Ручье» Башара Асада, тем самым дав понять Европе, что, пока Сирия находится под защитой России, её законно избранному президенту ничто не угрожает.
Произошло это в тот день, когда министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен патетически восклицала: «У нас нет никакого будущего с мясником Асадом, чьи руки в крови по локоть!» А на следующий день Путин деликатно объяснил Меркель, что если европейцы хотят как-то договариваться с Асадом — при посредничестве Москвы, — то должны быть готовы заплатить за восстановление разрушенных сирийских городов. Тот же Bild воспринял это как «шантаж», «угрозу» и «ультиматум».
Но, как справедливо замечает немецкий же Stern, «Запад давно должен был осознать: без России решения в Сирии не будет».
А если не будет решения сирийской проблемы, то сотни тысяч (а возможно, и миллионы) беженцев будут переселяться в Европу. Со всеми вытекающими отсюда последствиями — фрау Меркель они уже чуть было не стоили правительственного кризиса.
Всё это бундесканцлерин, разумеется, понимает. И воспринимает букет кремовых роз из рук президента России не как обидное напоминание о своём гендере, а как изящное приглашение к дальнейшему сотрудничеству. Правда, уже на условиях Москвы.
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)