Против Кремля и Белого дома
БЕНЕДИКТОВ Кирилл
Интересная вещь — самая горячая тема сегодняшнего дня — «кремлёвский доклад» Казначейства (Минфина) США — в очередной раз разделила американские СМИ на два лагеря. На протрамповском Fox News этот материал затерялся где-то в середине новостной ленты: аудиторию канала куда больше интересуют детали зревшего в недрах ФБР заговора против президента и его первое обращение к нации, которое состоится в среду утром. А вот либеральный антитрамповский CNN первой же топ-новостью на самом видном месте своего сайта опубликовал статью под броским заголовком «Русские названы и опозорены» (Russians Named and Shamed).
Сам президент на публикацию «кремлёвского доклада» публично не отреагировал никак — записи в его Twitter относятся к чему угодно, только не к документу Казначейства. Администрация Белого дома и вовсе уведомила конгресс, что никаких новых санкций вводить против России не собирается.
А посол США в России Джон Хантсман (человек весьма неглупый) изо всех сил пытается успокоить российское общественное мнение: «Доклад описывает то, что требует законодательство. Это индивидуальные лица, которые могут обладать влиянием, ничего более. Это всего лишь доклад, который требуется законом, который готовится Министерством финансов и Государственным департаментом и предоставляется в конгресс, а конгресс США, уже обладая этим докладом, принимает решение, что делать с ним, стоит ли его делать публичным».
Но Хантсман лукавит. Это не «всего лишь доклад», а фактически акт войны, пусть пока ещё и холодной. Другое дело, что войну эту объявил России не Дональд Трамп как глава государства США, а сама политическая элита Америки, её бюрократический аппарат и законодательная власть.
Выглядит всё это так, словно одной рукой Америка наносит России чувствительный удар, а другой успокаивающе поглаживает: ничего страшного, до свадьбы заживёт, и вообще мы ничего плохого в виду не имели.
Это несколько шизофреническое ощущение объясняется просто. С моей точки зрения, главная мишень «кремлёвского доклада» — не 210 российских граждан, в нём упомянутых, а сам президент США.
Американские либералы — да и значительная часть ястребов — сейчас довольно потирают руки. Им удалось вставить в колёса президента даже не палку, а здоровенное бревно.
Трамп, если помните, ещё в начале своей предвыборной кампании говорил о том, что хотел бы наладить отношения с Россией. И, судя по всему, именно такого поворота политики Белого дома в американском истеблишменте многие очень боялись. Поэтому за тот год, что Трамп занимает Овальный кабинет, ему не удалось сделать ни одного, даже символического, шага, направленного на улучшение американо-российских отношений.
Не были отменены санкции, которые в последний момент ввёл против России уходящий президент Обама. Не вернули нам дипломатическую собственность, фактически украденную администрацией Обамы: загородные дома постпредства РФ в Нью-Йорке и посольства в Вашингтоне. Напротив, уже при Трампе закрыли генконсульство в Сан-Франциско и запретили доступ к зданиям торгпредства в Нью-Йорке и Вашингтоне. Ввели новые санкции против российских граждан и компаний. Ну и теперь ещё «кремлёвский доклад» — совсем не то, с чего можно начинать разговор о выходе из того тупика, в котором оказались отношения между нашими странами.
Сам по себе доклад не вводит никаких санкций, он лишь очерчивает круг лиц, в отношении которых может быть проведена «проверка». Но все, разумеется, понимают, что это, по сути, проскрипционные списки: теперь на каждого из упомянутых в докладе политиков и бизнесменов американская бюрократическая машина может «завести дело» и объявить врагом американской нации — со всеми вытекающими последствиями.
Раз уж речь зашла о проскрипционных списках, не грех вспомнить, как впервые возникло это понятие. Латинский глагол proscribe означает «письменно обнародовать». Проскрипциями назывались списки лиц, объявленных вне закона, которые вывешивались на стенах домов Древнего Рима, — с такими людьми можно было делать все что угодно, только укрывать их было запрещено под страхом смертной казни.
Американцы любят проводить параллели с Древним Римом, однако в данном случае эта логика явно хромает. Римляне 82 года до нашей эры боялись тирана Суллу и не могли ему ничего противопоставить.
А вот вводить проскрипционные списки против граждан суверенной державы, обладающей сравнимым военным потенциалом и способной дать симметричный ответ, может быть, не так безопасно.
У России есть возможность ответить Соединённым Штатам на безусловно враждебный акт, которым является публикация «кремлёвского доклада». Космическая отрасль США по-прежнему зависит от российских ракетных двигателей РД-180 — и это только один из примеров уязвимости. Но дело не в столько в отдельных «направлениях ответного удара», сколько в изменении доктрины.
Несмотря на ритуальные обвинения, звучащие в адрес Кремля, что он-де проводит последовательную антиамериканскую политику, в действительности дело обстоит совсем иначе. Российское руководство рассматривает США как партнёра — пусть сложного, порой довольно неприятного, но партнёра, а не противника. Соответственно, те инструменты, которые могут быть задействованы по отношению к противникам, но неприменимы к партнёрам, не используются и даже не рассматриваются. Например, в Сирии войска Асада берут в кольцо населённый пункт, который удерживают бойцы «умеренной оппозиции» при активной поддержке двух-трёх десятков американских инструкторов. Поскольку Россия рассматривает США как партнёров, по дипломатическим и военным каналам Москва передаёт Дамаску, что во избежание эскалации конфликта им надо предоставить коридор для выхода из окружения. И американские военные покидают окружённый сирийской армией район, сделав на прощание ручкой.
А ведь если бы Россия относилась к США не как к партнёру, а как к противнику, судьба этих парней из Миссури и Колорадо могла бы сложиться совсем иначе.
Это логика войны. И именно к этой логике подталкивает Москву публикация «кремлёвского доклада». В хитроумии режиссёрам разыгранного в Вашингтоне действа не откажешь.
После неприкрыто враждебного демарша со стороны американской бюрократической машины России, по их замыслу, не остаётся ничего иного, как сделать ответный ход, а это повысит градус холодного (пока ещё) конфликта между Москвой и Вашингтоном и окончательно похоронит перспективы налаживания американо-российских отношений, а значит, ещё больше ослабит ненавистного истеблишменту рыжего миллиардера, захватившего Белый дом. И разумеется, о пресловутой «большой сделке», которую хотел заключить Трамп с Путиным, в этом случае можно будет забыть.
Путин, однако, от навязывания ему логики войны уклонился. На встрече со своими доверенными лицами в Гостином дворе он признал, что в Кремле «ждали этого списка» и были готовы «предпринять ответные шаги», которые «скатили наши отношения к нулю совсем». Но, подчеркнул президент, Россия пока что от этих шагов воздержится, поскольку «мы не заинтересованы в том, чтобы сворачивать отношения».
Означать это может только одно: Путин прекрасно понимает, что те силы, которые стоят за появлением «кремлёвского доклада», враждебны не только России, но и президенту США и что идти на обострение сейчас — значит играть на руку противникам Трампа. А последние события в Вашингтоне — раскрытие «тайного общества», планировавшего свержение Трампа, и чистки в руководстве ФБР — дают основания надеяться, что хозяин Белого дома всё же одолеет своих многочисленных врагов. А после этого шансы на улучшение отношений между Вашингтоном и Москвой вырастут многократно, и никакие доклады помешать этому не смогут.
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)