Приговор генералу Младичу. Гаагское Зазеркалье
МЕЗЯЕВ Александр
22 ноября Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) вынес приговор бывшему командующему армией боснийских сербов генералу Ратко Младичу. Генерал Младич признан виновным по 11 пунктам обвинения и приговорён к пожизненному заключению.
Процесс против генерала длился четыре с половиной года (с мая 2012 по декабрь 2016 г.), но на судебные заседания было истрачено лишь 530 дней. За это время были выслушаны показания 591 свидетеля, из которых вживую перед судьями появились лишь 377 человек.
Обвинение представило показания 169, защита — 208 свидетелей. Однако это не имело значения: если показания свидетелей обвинения принимались судьями на веру, что бы те ни несли, показания свидетелей защиты воспринимались враждебно. Свидетели защиты должны были противостоять перекрёстному допросу — не только со стороны прокуратуры, но и со стороны судей! Впрочем, это обычное дело для гаагского Зазеркалья. Практически все приговоры в МТБЮ — это изложение показаний свидетелей обвинения и игнорирование показаний свидетелей защиты. А когда приговоры содержат ссылку на показания отдельных свидетелей защиты, их показания отвергаются (например, заявляется, что суд считает данного свидетеля не заслуживающим доверия — без каких-либо объяснений).
Процесс над генералом Младичем был демонстративно несправедливым. Председатель судебной палаты судья Альфонс Ори является гражданином Нидерландов, и один этот факт должен был стать в любом нормальном суде основанием для самоотвода судьи, дорожащего своим именем и профессией. Нидерланды являются участником событий по важнейшему пункту обвинения генерала Младича — событиям в Сребренице (суд Нидерландов признал государство виновным в гибели людей!). Кроме того, Нидерланды принимали участие в бомбардировке войск, которыми командовал генерал Младич. То же относится к другому судье из судебной палаты — гражданину Германии Кристофу Флюгге. Столь вызывающее пренебрежение основными принципами права недопустимо, но гаагское правосудие не имеет отношения к праву.
Генерала Младича признали виновным в совершении геноцида, однако не смогли установить его специальный умысел. А установление специального умысла является квалифицирующим признаком состава преступления «геноцид». Более того, генерала признали виновным на основании его участия в «совместных преступных действиях» (СПД). Суть этой формулы заключается в том, что любого человека можно признать виновным, если заявить, что он является участником СПД. Подчеркнём: не доказать его участие, а просто объявить его участником! Более того, в трибунале выдумали три категории СПД, при этом «третья категория» позволяет признать любое лицо виновным не только за преступления, которые оно не совершало лично, но даже за преступления, о совершении которых данное лицо не знало!
Прокуратура не утверждала, что генерал совершил хотя бы одно преступление лично. Он был признан виновным на основании его участия в… «совместных преступных действиях»!
И отказ судей, имевших прямую заинтересованность в исходе дела, взять самоотвод, и отказ руководства трибунала заменить этих судей имеют железную логику. Эти судьи должны обелить свои страны от совершённых ими преступлений. А это важней, чем осудить того или иного генерала.
Стоит внимательно взглянуть на признание генерала Младича виновным по пункту обвинения «взятие заложников как нарушение законов и обычаев войны». Согласно этому пункту, Младич был виновен в том, что взял в заложники персонал ООН, по милому стечению обстоятельств состоявший из граждан стран НАТО, с целью предотвратить бомбардировки НАТО! Вот для этого-то и нужны судьи из стран-членов НАТО.
Когда я заканчивал эту статью, прошло больше суток после оглашения приговора, но текст приговора так и не был опубликован: судьи ещё не успели дописать, на каких основаниях генерал признан виновным!
Единственным пунктом обвинения, по которому генерал Младич был оправдан, был пункт обвинения в совершении геноцида на всей территории Боснии. Однако это не заслуга суда. Ларчик открывается просто: МТБЮ имел установку признать геноцидом только события в Сребренице.
Приговор генералу Р. Младичу — последний приговор, который вынес Международный трибунал по бывшей Югославии. С 1 января 2018 года это учреждение будет закрыто. Однако в тот же день оно возродится в виде нового трибунала, названного «Остаточный механизм международных уголовных трибуналов» и созданного… для завершения работы МТБЮ (а также Международного трибунала по Руанде). Президентом этого «механизма» станет американец Теодор Мерон, печально известный демонстративно антисербскими приговорами в бытность его председателем МТБЮ.
Дело Р. Младича не завершилось. Защита генерала (адвокаты Бранко Лукич и Драган Иветич) сразу после оглашения приговора провела пресс-конференцию, на которой заявила, что будет подавать апелляцию. Это правильный шаг. Проблема лишь в том, что апелляция будет рассматриваться в «Остаточном механизме» под руководством Т. Мерона. То есть говорить об объективном рассмотрении дела не приходится.
В то же время судебные процессы в МТБЮ давно значимы не с точки зрения объективного рассмотрения конкретного дела, а с точки зрения возможности рассказать правду, сохранив её для последующих поколений. Да, показания свидетелей защиты игнорируются судьями, но эти показания остаются в стенограммах судебных заседаний. И это важнейшее достижение тех, кто не сдался, а дал бой трибуналу. В этом смысле и Слободан Милошевич, и Радован Караджич, и Воислав Шешель, и генерал Ратко Младич, и многие другие сербские патриоты — победители!
Апелляционные слушания, предстоящие в «Остаточном механизме», длятся годами. Возможно, однако, что этих лет у 75-летнего генерала нет. Состояние его здоровья критическое. Имеются заключения специалистов, которые говорят о высокой вероятности внезапной смерти. Эти документы тоже были представлены суду, но должной медицинской помощи генерал в тюрьме МТБЮ не получил. Несколько месяцев назад ему было отказано в лечении в России — даже под гарантии правительства Российской Федерации. А несколько дней назад ему отказали в посещении его врачами из России! Тюремный врач доктор Фальке (тот, который является соучастником убийств либо сокрытия следов убийств Слободана Милошевича, Милана Бабича, Славко Докмановича, генерала Здравко Толимира) был вновь пойман на подтасовках медицинской документации (под видом медицинского заключения он подсунул суду рассуждения по вопросам, выходящим за рамки его компетенции).
…Мне довелось встречаться с генералом Младичем, когда он уже находился в застенках Гаагской тюрьмы, в июле 2011 года. Тогда, сразу после ареста, встал вопрос о том, кто будет его адвокатом. Выбор генерала пал на военного судью Милоша Шалича из Белграда и меня, но трибунал не допустил меня, гражданина России, к защите. Со стороны Зазеркалья это было грубейшим нарушением прав генерала на свободный выбор адвоката! Однако мне хотелось бы поделиться тем впечатлением, которое произвёл на меня генерал. В тюрьме он не был сломлен. Тяжёлые недуги (несколько инфарктов и инсультов) подорвали его способность двигаться, но дух его был так же силён, как и во время командования армией сопротивления сербов в Боснии. Именно так — армией сопротивления, ибо войну в Боснии начали не сербы. Обсуждая тогда стратегию и тактику защиты, я смотрел на генерала Младича и ощущал, что нахожусь рядом с живой историей народа. Не будь Младича — не было бы сербов в Боснии. Так же как нет их сейчас в Хорватии.
Так же как нет их сейчас в Косово… Искусный военный не только остановил агрессию против сербов, но и заставил агрессора подписать мир. За это его так ненавидят бошняки. За это его ненавидят в НАТО.
Они не сумели победить армию боснийских сербов. Генерал Младич — символ их поражения. Символ напоминания им об их преступлениях.
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)