Аль-Букамаль взят. Где верхушка ИГ, и что ждёт Сирию дальше?
МИНИН Дмитрий
Как нами и предполагалось, правительственная Сирийская арабская армия (САА) оказалась первой у последнего оплота запрещённого в России террористического «Исламского государства» (ИГ) в стране — пограничного с Ираком города Аль-Букамаль. Сейчас он уже практически взят, идёт его зачистка.
Судя по всему, основной удар, раскроивший оборону этого укреплённого игиловского бастиона, был нанесён по всем канонам военного искусства с самого неожиданного направления — из Ирака. Ранее там отмечалось наличие сирийских войск, участвовавших в боях за освобождение иракского Аль-Каима на противоположной стороне границы. Теперь эта группировка вернулась в Сирию и с помощью подразделений армии Ирака и шиитского ополчения, которым дал отмашку иракский премьер Хайдар аль-Абади, поставила противнику мат. Уже ничто не в силах помешать установлению прямого транспортного маршрута Дамаск — Багдад — Тегеран после того, как будут зачищены все расположенные вдоль него мелкие анклавы ИГ.
Ранее ожидалось, что первыми к Аль-Букамалю и границе с Ираком выйдут вниз по Евфрату более многочисленные сирийские части из освобождённого Дейр-эз-Зора. Однако против них была выстроена глубоко эшелонированная оборона ИГ. Её укреплению способствовало и то, что ведомые американцами преимущественно курдские Сирийские демократические силы (СДС) вытесняли сюда разбитых игиловцев из Ракки и с восточного побережья Евфрата (в тщетной надежде первыми оказаться у Аль-Букамаля). Наступление с этого направления было также затруднено из-за эпизода, который, возможно, повлияет на характер будущих войн. В середине октября два примитивных беспилотника ИГ умудрились точно сбросить снаряды на главный арсенал САА на недостроенном стадионе в окрестностях Дейр-эз-Зора. Были уничтожены основные запасы боеприпасов, свезенные сюда для заключительной операции против ИГ. Их пополнение потребовало бы немалого времени. Задача была решена иначе — за счёт иракских арсеналов, что и предопределило смену акцента в операции. В целом опыт сирийской войны показывает, что массовое внедрение беспилотников на поле боя, а также средств подавления аналогичных устройств противника являются неотложной задачей любой армии.
Вместе с тем крупный успех Дамаска, снимая одни вопросы, порождает другие. Прежде всего, куда подевалась верхушка ИГ, которая предположительно находилась в этом городе? Похоже, в Аль-Букамале ни основных лидеров, ни главных военных командиров этой организации уже нет. Однако на оставшейся территории им не укрыться. Где они? Настораживает информация, появившаяся по линии российского министерства обороны, о том, что, по некоторым данным, военные вертолёты США ещё раньше вывезли руководство ИГ в контролируемую американцами зону. Если это правда, то объяснений может быть два. Либо Пентагон и далее намерен использовать лидеров ИГ в своей замысловатой стратегии на Ближнем Востоке, что грозит компрометацией администрации Трампа. Либо, что более вероятно, их будут укрывать в каком-то бункере, чтобы оправдать дальнейшее пребывание американских военных в Сирии. Дескать, война против ИГ не может считаться законченной, пока не схвачены главари этой группировки. А в нужный момент их предъявят. В любом из этих случаев трагедия сирийского народа продолжится.
Не исключён, однако, и такой вариант, что почти недельные по продолжительности сбросы полутонных бомб российскими стратегами ТУ-22, а также пуски «Калибров» с подводных лодок на окрестности Аль-Букамаля сделали своё дело и главари ИГ погребены в развалинах своих бункеров. Это было бы лучшим исходом. Что произошло на самом деле, покажут ближайшие дни.
И снова встаёт вопрос о том, как будут развиваться события на остальных фронтах сирийской войны. Следующей целью САА вскоре, очевидно, станут аль-каидовцы из HTS (бывшая запрещённая в России «Джебхат-ан-Нусра»). Их разгром значительно усилит позиции Дамаска в центре страны. Больше всего беспокоит положение на востоке Сирии, где американцы продолжают подзуживать курдов из СДС на обособление созданной ими Рожавы и отказ от возвращения занятых «под шумок» огромных арабских земель. Пентагон здесь уже создал более десятка крупных и мелких военных баз, уверяя курдских союзников, что благодаря этому правительственные войска не посмеют наступать. Расчёт также строится на том, что авиация США вместе с союзными Израилем и Иорданией в целом продолжает доминировать в воздушном пространстве.
Сюрпризом для США, однако, может стать то, что серьёзный удар по Рожаве, даже без официального согласия Дамаска, нанесёт их союзник по НАТО Турция. Более того, турки едва ли позволят использовать потенциал американских баз ВВС на своей территории для защиты сирийских курдов, что значительно сократит возможности американской авиации.
Дамаск же, несмотря на угрозы Вашингтона, уже заявил устами Башара Асада, что предлагаемый курдами план федерализации страны абсолютно неприемлем и правительство будет бороться до конца за установление полного контроля над национальной территорией.
Другие члены сирийского руководства предостерегают курдских соотечественников от повторения судьбы Иракского Курдистана и говорят о скором возвращении Ракки под управление центральных властей. На это входящий в СДС «Военный совет Дейр-эз-Зора» во главе с уголовником Абу Хавлой заявляет, что «ответит агрессивно» на любое наступление режима на занятые территории. Однако командование САА не обязательно пойдет на американские базы напролом. Степень сотрудничества сирийской и иракской армий такова, что сирийская группировка легко может пройти по прекрасному рокадному шоссе, тянущемуся вдоль совместной границы со стороны Ирака, и занять все пограничные пункты между странами.
Ирак, безусловно, заинтересован в таком шаге, так как это вдвое укрепит гарнизоны на границе, иракские и сирийские курды окажутся полностью отрезанными друг от друга. При этом у Пентагона не будет поводов для вмешательства, поскольку операция пройдёт в ненаселённой зоне на международно признанной границе двух государств. Рожава окажется изолированной от внешнего мира и недееспособной.
Как это работает, Багдад уже продемонстрировал. В частности, одним из последних «окон в мир» для Иракского Курдистана оставался пограничный пункт Хабур на границе с Турцией. В Эрбиле посчитали, что его следует укрепить и ни за что не передавать под контроль Багдада. Однако забыли спросить, а нужно ли его сохранение самой Турции. Центральное иракское правительство не стало атаковать Хабур, а вместо этого договорилось с Анкарой о создании между странами нового перехода Овакей в 10 км южнее, полностью под своим контролем. Отныне весь транспортный поток пойдет там, и удержание Хабура для иракских курдов потеряет смысл.
Точно так же и американцы в Рожаве окажутся в положении бессмысленного сидения, как это случилось с ними на базе Ат-Танф в южной Сирии. В итоге рано или поздно они вынуждены будут оттуда уйти, поскольку ни международное право, ни ограничения американского бюджета таких беспричинных сидений» не приветствуют. С чем останутся курды, гадать не приходится.
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)