Испанцы доигрались в демократию до распада
БОВТ Георгий
Этот кризис стал примером того, как работает европейская демократия эпохи восторжествовавшего популизма. Вернее — не работает.
Каталонский «кейс» впору изучать в университетах на курсах политологии. Как пример того, как безответственные политики — притом с обеих сторон конфликта — могут доиграться в демократию. Как пример того, когда кризиса можно былоизбежать, если бы кто-то этим озаботился.
Как пример того, как кампания, начатая во многом как шантаж центрального правительства, обрела собственную логику, быстро достигнув стадии, когда уже никто не может остановиться. Как пример того, как истерия, нагнетаемая в масс-медиа и во время красочных многотысячных демонстраций, которые красиво смотрятся по телевизору, завела страну в политический тупик. И оттуда пока видится лишь один путь — дальнейшего повышения ставок. Каталонский случай стал примером того, как Евросоюз и вся его бюрократия пальцем о палец не ударили, чтобы превентивно разрешить кризис на ранней стадии. Не был задействован ни один из институтов ЕС для достижения компромисса. По той глупой причине, что никто не верил до последнего, что Каталония всерьез может выйти из состава Испанского Королевства.
Это стало примером того, как легко могут нарушаться формальные демократические процедуры — во имя «политической целесообразности». Сам каталонский референдум о независимости 1 октября не может считаться легитимным ни по каким параметрам. Он был проведен со всеми возможными нарушениями испанских законов. А каталонский парламент в угоду сепаратистам не раз менял свои же собственные правила его проведения. Явка составила 43%. «Подсчет» велся кем попало и как попало. Бюллетени раздавали на улицах в произвольной форме. Можно было голосовать хоть 10 раз.
Сепаратисты взяли большинство в каталонском парламенте еще в 2015-м. Но Мадрид и не подумал насторожиться, чтобы попытаться договориться. При том, что после того, как в 2002-м Стране Басков пошли на ряд уступок по части налоговых льгот, сепаратизм там сошел на нет, а в самой Каталонии число последовательных сторонников отделения от Испании до последних пор не превышало 50% населения этой провинции. Подход бы такой: никуда не денутся.
И маховик сепаратистской пропаганды раскручивался все сильнее — без адекватного ответа. До недавних пор в Европе много и охотно говорили о «культурном многообразии». И надобности его поощрять. Каталонская интеллигенция, а вслед за ней политики-популисты сполна воспользовались этой волной. Притом, что каталонский язык в провинции — даже не второй официальный, а фактически первый, на щит подняли тему «притеснений». Которые все были выдуманы от начала до конца.
В качестве другого «мощного аргумента» за отделение было то, что экономика Каталонии дает почти пятую часть испанского ВВП и примерно такую же часть ее экспорта. И вообще отдает в центр налогов больше (примерно на 10 млрд евро), чем получает в ответ. В общем, «хватит кормить Мадрид».
Знакомо? Эти лозунги хороши для многотысячных митингов, во время которых «священная борьба за независимость» видится сплошным красочным карнавалом. Притом бесплатным для тех, кто в нем участвует. Лидеры сепаратистов совершенно всерьез уверяли свою «паству», что, отделившись, Каталония останется в ЕС, в зоне евро и в Шенгене. Под этими уверениями не было никаких оснований. Вплоть до того, что Каталония «не влезает в ЕС» ни по каким параметрам, — у нее долг перед испанским правительством в несколько десятков миллиардов евро, что превышает евростандарты. А каталонский бизнес, испугавшись дестабилизации ситуации, массово покидает провинцию, перерегистрируясь в другие испанские регионы, — благодаря недавно принятому закону это можно сделать за пару часов. «Уехал» даже один из крупнейших банков страны, считавшийся «каталонским», Caixa (он в несколько раз крупнее по обороту нашего Сбербанка). Скорость «эвакуации» превышает 30 фирм в сутки. Уже сбежали более 2 тысяч бизнесов.
Наконец, по всем прогнозам, независимую или нестабильную Каталонию ждет крах ее туристического рынка (он приносит ей не менее 10–15 млрд евро). То есть лозунг «хватит кормить Мадрид» уж не актуален. Но способности затормозить уже нет. Политические амбиции популистов важнее.
Теперь пойдет война нервов. Каталонские сепаратисты во главе со смещенным Мадридом Пучдемоном уверяют, то будут бороться за свои цели мирно. Однако законы политики неизменны сотни лет: побеждает тот, кто способен использовать силу для отстаивания своих интересов. Но использование силы «не поощряется» нормами Евросоюза. ЕС беспомощно призывает Мадрид и Барселону договориться. Те не могут и не хотят. И победит тот, кто первым пойдет на попрание лицемерных «европринципов». У каталонских сепаратистов нет шансов на успех, если они не будут готовы пойти на то, чтобы отстаивать свою независимость с оружием в руках. Если они осознают, что независимость им точно выгоднее, чем компромисс с Мадридом.
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)