То, что разрешено косоварам, должно быть разрешено курдам и каталонцам
ЛЕПЕХИН Владимир
В понедельник в Иракском Курдистане состоялся референдум по вопросу о поддержке идеи его независимости. Фактически дан старт созданию нового государства в самом центре Ближнего Востока. Что означает принципиально новую ситуацию в регионе с очередным витком противостояний в нём различных сил.
Где-то на другом конце Евразии бьется за свой суверенитет Каталония, совсем рядом с Курдистаном — по евразийским меркам — стремится доказать легитимность своего выбора Крым. Но не Крым, поднявший против России весь Запад, стал началом нового передела мира и выстраивания новых границ. Полуостров лишь вернулся в свои старые границы в ситуации, когда возникла угроза его существованию. Косово — вот что стало детонатором перекройки границ на рубеже веков. А еще раньше таким детонатором стало образование новых государств на территории бывшего СССР.
Парадокс состоит в том, что Запад и, в частности, Европа поддержали создание Косова, а до того аплодировали выходу из состава СССР советских республик, но они же выступили резко против самоопределения народов Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Крыма, Донбасса.
США и НАТО поддержали косовских албанцев, фактически силовым путем захвативших часть чужой территории. И не просто поддержали, но оккупировали Косово (чтобы передать его албанцам и создать в нем американский секретный анклаву) и разбомбили сопротивляющийся грабежу Белград. Они также сделали все для того, чтобы вывести из состава Сербии еще и Черногорию.
Но прямо противоположным было отношение Запада к Крыму, в результате выхода которого из состава Украины США и Евросоюз объявили санкции и Крыму, и России, после чего начали против РФ гибридную войну. А против самоопределяющегося Донбасса Запад, руками бандеровских нацистов и наемников, начал войну горячую.
И вот бумеранги возвращаются. В Европе они запустили процесс отделения от Испании Каталонии и Болеарской автономии, в Великобритании — Шотландии, в Бельгии — Фландрии, во Франции — Корсики, в Германии — Баварии. Я уже не говорю о том, что растет напряжение в самом Евросоюзе, в результате чего вслед за Великобританией из ЕС готовы выйти и некоторые другие государства.
Аналогичные процессы начинаются и на Ближнем Востоке. Разрушение американцами Сирии и Ирака и поддержка ими боевиков ИГИЛ вылились в итоге в резкое усиление в регионе курдских отрядов и началу реального строительства курдского государства. И это только начало перекройки границ в регионе. Не исключено, что в скором времени мы увидим распад Ливии и, возможно, Ирака.
Кстати, формирование суверенного Курдистана — это не Косовская история, как того хотят США, стремящиеся создать в центре региона марионеточное государство. Курдские анклавы больше напоминают сражающийся Донбасс.
Курдский народ вот уже более века ведет национально-освободительную борьбу за свое право иметь хотя бы полноценные автономии. И было бы странно, если бы курдские политики проигнорировали возможности, открывшиеся им сегодня для создания своего государства. Возможности эти связаны не только осуществляемым по отношению к курдам геноциду на юго-востоке Турции или с тем, что курдские земли на севере Ирака и Сирии захватывают банды террористов из «Исламского государства» (группировки, запрещенной в России), но также с очевидной слабостью властей полуразрушенного Ирака, неспособных обеспечить безопасность северных районов страны и их социально-экономическое развитие. Впрочем, катализатором очередной попытки национального самоопределения курдов стали США, без которых на Ближнем Востоке не обходится ни один межнациональный конфликт.
О том, как политики США подтолкнули курдов к активностям не только в военном, но и во внешнеполитическом смысле, я писал в статье «Вашингтон создает на Ближнем Востоке второе Косово».
Добавлю к написанному, что это произошло после смены американскими военными своей тактики в Сирии и перехода к плану «Б», то есть к их отказу от попыток создания контролируемого плацдарма на юго-востоке Сирии и переключению на проект формирования такого плацдарма на северо-востоке страны.
План «Б» предполагал взятие столицы «Исламского государства» Ракки и закрепление в ней, но взятие, разумеется, чужими силами — в данном случае силами курдов. Вот в обмен на взятие Ракки Пентагон и пообещал курдам поддержку в создании своего государства.
Проблема однако в том, что лидер Иракского Курдистана Масуд Барзани, которого в Госдепе долгие годы считали своим марионеткой, переиграл Вашингтон. Его отряды не взяли Ракку до 25 сентября (референдум был намечен на эту дату еще в июле с.г.), как надеялись американцы. И теперь курды ждут от Госдепа официальных заявлений в поддержку своего референдума, после чего, как они обещают американским военным (теперь уже они), они и возьмут столицу террористов.
Кошки и мышки поменялись местами — и это сегодня далеко не единственная новая проблема Вашингтона на Ближнем Востоке.
В мышеловке оказался сегодня и президент Турции Реджэп Эрдоган. Поддержка американцами самоопределения курдов еще несколько месяцев назад могла разве что присниться президенту Турции в страшном сне. Но в понедельник с фактического согласия Вашингтона — что бы ни говорили отдельные американские политики — курды Ирака провозгласили свою независимость. И это, возможно, начало конца Турции как крупнейшего государства региона.
Эрдогану сегодня не позавидуешь. Турецко-катарский проект, предполагавший свержение Башара Асада и раздел Сирии на сферы влияния, провалился. Евросоюз (в первую очередь, Германия) указали Эрдогану на дверь из Европы. Американские демократы и вовсе оказались замешанными в попытке свержения в Анкаре весной прошлого года законного президента. И вот еще и курды получили добро на проведение референдума, за которым маячит возможный раздел не только Ирака, но и Турции.
Сегодня у Госдепа есть возможность выбора. Вашингтон может поддержать курдов и побудить их тем самым к взятию Ракки и совместному созданию, повторяю, некой подконтрольной американским военным территории на северо-востоке Сирии вроде Косово. В этом случае Госдеп получает рычаг давления на важнейшие государства региона с курдским населением — Иран, Ирак, Сирию, Азербайджан и ту же Турцию.
С другой стороны, Вашингтон может подморозить партнерство с курдами, поддержав деморализованного президента Турции в его все менее эффективной борьбе с курдскими сепаратистами и внутренней оппозицией и, одновременно, использовав его в качестве орудия американских интересов, например, на иранском и российском направлениях.
Учитывая, что американская внешняя политика никогда не отличалась наличием устойчивостью моральных принципов, можно предположить, что Госдеп продолжит манипулировать и Эрдоганом, и Барзани. Причем, не только в ходе прямых контактов. К примеру, на недавней неформальной встрече министров иностранных дел стран Евросоюза в Таллинне глава британского МИД Борис Джонсон при традиционной поддержке своих коллег из прибалтийских стран неожиданно начал тролить главу МИД Германии за «чрезмерную враждебность» руководства этой страны по отношению к Турции. Полагаю, что без стратегов из Вашингтона в данном случае не обошлось.
Впрочем, самому Лондону тоже выгодно поддержать Турцию: он сегодня против создания на Ближнем Востоке независимого Курдистана уже потому, что у британцев есть свои аналогичные занозы — Шотландия и Северная Ирландия.
Вот так, поддержав санкции против Крыма и «АТО» на Донбассе, США и Евросоюз вынуждены сегодня — если следовать собственной логике — объявить санкции Северному Курдистану и начать «АТО» в Каталонии.
Но увы, у Запада есть только одна логика, определяемая интересами экспансии и наживы; а значит он, как всегда, поддержит ту линию, которая ему выгодна в данный конкретный момент времени.
Источник - Русская весна (rusnext.ru)