«Демонстратор» увидит любую ракету: каковы задачи новейшей российской РЛС
В практическом плане о новой системе достоверно известно следующее. Разработчик – Московское ПАО «Радиофизика». Согласно его раздаточным материалам, мобильный секторный радиолокационный комплекс предназначен для решения задач обнаружения нестратегических баллистических ракет и скоростных аэродинамических целей.
Отечественные ученые и инженеры создали мобильную радиолокационную станцию, способную обнаруживать объекты в ближнем космосе, отслеживать их перемещение и определять параметры траектории. Тем самым Россия достигла технологического уровня Соединенных Штатов, которые до недавних пор были единственными в мире обладателями подобного оборудования. Предыдущие системы с близкими качественными показателями применительно к орбитальным объектам (размеры зоны обзора: по азимуту +/– 60 градусов, по углу места: от 9 до 75, по дальности: от 10 до 1500 км) были стационарного исполнения.
Опытный образец мобильного секторного радиолокационного комплекса (МС РЛК, ранее использовалось кодовое обозначение «Демонстратор») выставлялся среди прочих образцов техники на одном из международных аэрокосмических салонов в подмосковном Жуковском. Как то нередко бывает с действительно передовой техникой, опередившей свое время, из сотен тысяч посетителей салона на новинку обратило пристальное внимание лишь считаное число специалистов, способных по достоинству оценить ее и поставить оценки ее разработчикам.
Помочь понять полезность и своевременность работы, проделанной отечественными учеными и инженерами, можно, рассмотрев возможности МС РЛК в контексте применимости к последним событиям вокруг Корейского полуострова. Дело в том, что данная система представляет собой наилучшее средство наблюдения за стрельбами, проводимыми по приказам товарища Ким Чен Ына. Между тем, согласно источникам на Западе, в течение последних 14 месяцев стало известно о том, что Северная Корея одновременно ведет разработку и испытания сразу семи новых типов ударных ракет. Напомним, что ко Дню независимости соратники Ким Чем Ына преподнесли США подарок – запуск Hwasong-14. Согласно американским данным, параметры полета баллистической ракеты составили: дальность – 933 км, высшая точка траектории – 2 802 км. Однако Министерство обороны РФ, проводившее наблюдение собственными техническими средствами, утверждает, что цифры составили 510 и 535 км соответственно. А 29 августа северокорейцы провели очередное испытания БР Hwasong-12, которая покрыла расстояние 2 700 км и, перелетев японские острова на максимуме подъема 550 км, упала в тихоокеанские воды в точке к востоку от Хоккайдо.
Кроме сбора объективной информации о северокорейских ракетных пусках, МС РЛК подходит для быстрого – в случае возникновения такой необходимости – размещения за рубежом. Доставка и развертывание там стационарных радиолокационных станций аналогичного назначения будет гораздо сложнее, потребует намного больших финансовых расходов, затрат на перевозку, монтаж и наладку. Плюс ко всему мобильные станции имеют существенно лучшую выживаемость в ходе боевых действий.
Помимо основного назначения, расширенный функционал МС РЛК, в принципе, позволяет использовать его для выдачи целеуказания дальнобойным комплексам воздушно-космической обороны. Таким, как недавно модернизированный С-300ВМ, его экспортный вариант «Антей-2500», недавно поступивший на вооружение С-400 и перспективный С-500. Согласно данным разработчика, точность определения дальности – не меньше пяти метров, скорости движения целей – пять метров в секунду, угловых координат – полградуса. Количество одновременно сопровождаемых целей – 100, время развертывания – не более получаса. Поясним, что численное значение величины ЭПР содержит ценную информацию о свойствах объекта рассеивать электромагнитную волну и, наряду с энергетическим потенциалом приемопередающего тракта радиолокатора, определяет дальность обнаружения цели средствами радиолокации.
Данные разработчика
В практическом плане о новой системе достоверно известно следующее. Разработчик – Московское ПАО «Радиофизика». Согласно его раздаточным материалам, мобильный секторный радиолокационный комплекс предназначен для решения задач обнаружения нестратегических баллистических ракет и скоростных аэродинамических целей.
МС РЛК может использоваться для автоматического поиска, обнаружения и сопровождения нестратегических баллистических ракет и падения их головных частей, а также для автоматического поиска, обнаружения и сопровождения скоростных аэродинамических целей с построением траекторий их полета. Кроме того, комплекс способен вести распознавание классов обнаруженных целей, пеленгацию и сопровождение источников преднамеренных помех.
Обнаружив скоростную цель либо источник радиопомех, МС РЛК ставит их на сопровождение и передает соответствующую информацию в вышестоящий командный пункт. По утверждению разработчиков, система обеспечивает определение координат и других важных параметров цели с точностью, достаточной для формирования целеуказания средствам огневого поражения.
В состав комплекта комплекса входят: приемный антенный пост, передающий антенный пост, командно-вычислительный пункт (КВП) и дизель-генератор передающего поста. На рабочих местах операторов, размещенных внутри КВП, отображается текущая целевая обстановка и осуществляется управление режимами работы аппаратуры. Технические средства, установленные в командно-вычислительный пункт, позволяют осуществить передачу данных по космическим линиям связи и осуществляют документирование информации.
Несмотря на серьезный функционал, МС РЛК представляет сравнительно компактный набор. Все его элементы размещены на полуприцепах с таким расчетом, что их перемещение между площадками осуществляется стандартными транспортными средствами. Высокая мобильность позволяет доставить МС РЛК в выбранную географическую точку. Спустя короткое время на развертывание, он сможет приступить к выполнению широкого круга задач по наблюдению за воздушным и космическим пространством.
Например, полный комплект достаточно легко может быть переброшен с одного аэродрома на другой тяжелыми рамповыми самолетами военно-транспортной авиации (ВТА) типа Ан-124-100 «Руслан» и Ил-76МД/МД-90А. Разработчик подчеркивает: «Мобильность и невысокая стоимость делают его неоценимым информационным средством обеспечения запусков и посадок космических аппаратов дальнего радиолокационного дозора воздушного пространства в поисковых работах в ближнем космосе».
Ближайший аналог
Известный английский аналитик Даглас Бари характеризует мобильный секторный радиолокационный комплекс как российский аналог американской станции AN/TPY-2 фирмы Raytheon. Практически все про функционал и варианты применения подобных станций, что читатель сможет найти в мировом информационном пространстве, вполне применимо и к отечественной разработке. Сами фирмачи описывают AN/TPY-2 словами «мобильный обзорный радар» (Surveillance Transportable Radar), специально разработанный для размещения на передовых рубежах воздушно-космической обороны. Он оснащен антеннами с электронным сканированием луча и работает в диапазоне частот 8,55–10 ГГц (X-band).
Вопросы по географическому размещению станций AN/TPY-2 решаются Агентством по ракетной обороне (U.S. Missile Defense Agency) и рассматриваются им в качестве дополнения к стационарным AN/FPS-129 Have Stare. Прикрываясь лозунгом о необходимости сбора информации о ракетных испытаниях КНДР, Вашингтон установил подобную технику на японских островах, причем она интегрирована с размещенными там ракетными комплексами PAC-3 и морскими Aegis (с ракетами RIM-161 Standard SM-3) на боевых кораблях класса «эскадренный миноносец».
Станции AN/TPY-2 используют в качестве основного радара в составе ракетного комплекса THAAD. Эта аббревиатура расшифровывается как Terminal High Altitude Area Defense, что можно перевести на русский язык как «система обороны для театра военных действий, предназначенная для перехвата скоростных целей на больших высотах». Комплексы THAAD, принятые на вооружение в 2008 году, составляют основу национальной противоракетной обороны США, элементы которой размещены на Аляске. Они были разработаны после того, как боевые действия на арабском Востоке выявили неудовлетворительную эффективность систем ПВО Patriot при перехвате оперативно-тактических баллистических ракет Р-17 советской разработки и их усовершенствованных вариантов (семейство SCUD).
В случае наличия на театре военных действий систем ПВО Patriot PAC-3 входящие в их состав РЛС AN/MPQ-53 могут автоматически получать данные об обнаруженных AN/TPY-2 объектах в виде, который позволяет использовать их при выработке целеуказания для зенитных ракет. Кроме того, данная радиолокационная система может использоваться для сбора разведывательной информации о противнике в глубину его территории на дальности порядка тысячи километров.
Вот почему постоянные представители Китайской Народной Республики и Российской Федерации в Организации Объединенных Наций при рассмотрении ситуации на Корейском полуострове постоянно призывают США немедленно убрать спешно развернутые в Южной Корее комплексы THAAD. Специалисты наших стран не признают американские зенитные системы действенным средством борьбы с ракетной угрозой, якобы исходящей от Пхеньяна, зато рассматривают их как средства ведения слежки за происходящим в северо-восточных провинциях КНР и российском Приморье. Теперь, однако, и в нашем распоряжении есть технические средства, размещение которых вблизи берегов США способно добавить гегемону головной боли.
Автор Владимир Карнозов
Источник - Русская весна (rusnext.ru)