Китайское предупреждение: зачем Пекин ужесточает санкции против Пхеньяна
Китай запретил гражданам и предприятиям КНДР создавать и расширять бизнес на территории своей страны. Такая мера была принята в рамках санкций ООН против Северной Кореи, которые были утверждены в связи с ядерными испытаниями Пхеньяна.
Запрет на бизнес стал одним из направлений, на которых китайцы закручивают гайки против строптивого соседа.
По мнению экспертов, этот шаг напрямую связан с введением США дополнительных санкций против ряда российских и китайских компаний из-за поддержки военных программ КНДР. Сможет ли Пекин убедить США в искренности своих намерений в отношении Пхеньяна, разбирался RT.
Новые санкции
Министерство торговли Китая информирует, что очередные санкции против КНДР вводятся в действие с сегодняшнего дня. Речь идёт о запрете на создание совместных предприятий и расширение уже существующего бизнеса.
«Предприятиям или индивидуальным лицам из КНДР запрещается создавать в Китае новые компании с китайским и иностранным участием, компании с иностранным капиталом, а также запрещается расширять масштаб уже существующих предприятий», — говорится в официальном заявлении министерства коммерции КНР.
Как сообщает South China Morning Post объём северокорейских инвестиций в экономику Китая не очень велик и имеет устойчивую тенденцию к снижению. По данным министерства торговли в 2010 году он составил 11,2 млн долларов, в 2014 году — $290 тыс., а в 2015 — всего $70 тыс.
В основном северокорейцы вкладывались в ресторанный и гостиничный бизнес на территории КНР, а также в создание предприятий в пограничной с КНДР провинции Ляолин.
Cеверокорейский ресторана в Даньдуне
Но более болезненным станет запрет на привлечение дополнительных северо-корейских трудовых ресурсов — стоимость одного часа труда корейского рабочего значительно ниже, чем гражданина Китая. Точное количество северокорейских рабочих в Поднебесной неизвестно, хотя по экспертным оценкам речь идёт о десятках тысячах человек.
Введение ограничительных мер против Северной Кореи Китай мотивировал исполнением резолюции Совета безопасности ООН № 2371, принятой 5 августа 2017 года. Тогда Совбез единогласно проголосовал за ужесточение санкций против Северной Кореи, из-за настойчивых попыток последней развивать свои ядерную и ракетную программы.
Читайте также: Вашингтон будет добиваться отказа России и Китая от сотрудничества с Пхеньяном
Среди мер воздействия, предусмотренных этой резолюцией, — введение эмбарго на импорт из Северной Кореи: железа, железной руды, свинца, угля и морепродуктов, замораживание счетов Банка внешней торговли КНДР и обязательство не расширять совместный бизнес с участием Северной Кореи. Это касается как предприятий, в которых задействован северокорейский капитал, так и компаний, где заняты рабочие из КНДР.
В последнем случае странам-членам ООН запрещается увеличивать количество работников из Северной Кореи. Кроме того, северокорейским судам, которые ранее были уличены в нарушении санкций, был запрещён вход в порты государств-членов ООН.
15 августа 2017 года Китай запретил импорт из Северной Кореи угля, железа, железной руды, свинца, свинцовой руды и морепродуктов. Нынешний шаг — демонстрация дальнейшего ужесточения позиции Пекина в отношении Пхеньяна, уверены эксперты. По их мнению, в первую очередь это связано с усиливавшимся давлением США на Китай.
Взгляд в сторону Вашингтона
22 августа Министерство финансов США заявило о введении дополнительных санкций против ряда российских и китайских компаний, которых обвинили в содействии военным программам КНДР. «Нынешнее решение КНР о введении санкций против своего соседа — это реакция на явные намёки США о возможном усилении давления на Китай», — рассказала RT доцент кафедры американских исследований СПбГУ Ирина Ланцова.
По мнению эксперта, курс на обострение напряжённости на Корейском полуострове, который проводит президент США Дональд Трамп с апреля 2017 года, был нацелен именно на то, чтобы оказать давление на Китай, продемонстрировать Пекину решительность своих намерений. Именно в рамках этой политики из Вашингтона шли сообщения о разработке плана превентивного удара по Северной Корее. А американские генералы утверждали, что не исключают военного сценария разрешения конфликта.
«Последние заявления Трампа чётко давали понять, что Китай не полностью соблюдал предыдущие санкции, — утверждает политолог. — Вся эта ситуация направлена на то, чтобы надавить на Китай, показать ему, что дело серьёзное и санкции надо соблюдать».
Теперь, отмечает эксперт, Пекин фактически подтвердил успех этой политики давления и устрашения со стороны США.
«Трамп своего добился. Он надавил на Китай, и сейчас Китай демонстрирует, что политика Трампа была весьма успешной», отмечает Ирина Ланцова.
С другой стороны, эксперты считают, что сейчас очень многое зависит от того, насколько в действительности Пекин готов будет соблюдать продекларированные ограничения. Сейчас этот вопрос становится предметом политического торга между КНР и США.
«Санкции скажутся на КНДР насколько, насколько их будут выполнять действительно, а не в зависимости от состояния китайско-американских отношений», — прокомментировал RT последствия введения китайских санкций против Северной Кореи ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.
«Китай будет выполнять санкции в той мере, в какой хорошими или плохими будут его отношения с Америкой», — пояснил свою точку зрения эксперт.
«Говорить о том, что Северная Корея окажется в безвыходной ситуации нельзя», — отмечает Ирина Ланцова. «Пока Китай не демонстрировал стопроцентного соблюдения этих санкций», — подчёркивает политолог.
Читайте также: Плохой сигнал, — в Совфеде прокомментировали пуск ракет КНДР
Эксперты отмечают, что наиболее мощное оружие в руках Китая — ведение полного эмбарго на ввоз нефтепродуктов или продуктов питания в КНДР. Но первое приведёт к энергетическому коллапсу страны, а второе — просто к голоду, на что Пекин не готов пойти.
«В общем-то, надо понимать, что Китай не стремится к дестабилизации Северной Кореи», — отмечает Ланцова.
Не ограничивающие меры
Введение новых китайских санкций совпало с очередными ракетными пусками КНДР. На этот раз демонстрацией своей военной мощи Северная Корея решила отметить день «Сонгун».
В 1960 году 25 августа была провозглашена политика «сонгун», которая главным приоритетом во всех государственных делах — как в политике, так и в экономике — поставила Корейскую народную армию.
Пхеньян провёл учения, в ходе которых отработал условный захват двух южнокорейских островов Пэннёндо и Ёнпхёндо, а потом запустил три баллистические ракеты малой дальности в северо-восточном направлении. Все реактивные снаряды преодолели около 250 км и упали, не долетев до границ исключительной экономической зоны Японии.
О пусках был предупреждён главный инициатор санкционного давления на Пхеньян президент США Дональд Трамп.
«Президент проинформирован, и мы следим за ситуацией», — говорится в заявлении Белого Дома по этому поводу. Эксперты отмечают, что в отношении ракетных пусков, вводимые против КНДР санкции не играют сдерживающей роли. «Они все равно ведь под санкциями», — раскрывает логику северокорейских государственных деятелей Ирина Ланцова.
По ее словам, санкциями можно угрожать, пока они не введены в силу, но сразу после инициирования ограничительных мер они перестают быть сдерживающим фактором. И Северная Корея, которая усиленно развивает свою ракетную программу и для этого должна проводить тестовые пуски, перестаёт воспринимать политические риски от запусков ракет в качестве значимых.
Читайте также: КНДР грозит Штатам и Южной Корее «безжалостным возмездием» за военные учения
«В последние годы Северная Корея сделала очень серьёзные ракетные разработки, и, по всей видимости, они сейчас находятся в ситуации, когда им необходимо провести определённое количество тестов. Это даже не политика, а техническая необходимость», — утверждает политолог.
Во все тяжкие
«Что касается того, как это повлияет на экономику Северной Кореи, замедление экономического развития естественно будет», — отмечает Ирина Ланцова последствия введения китайских санкций. Однако, по словам эксперта, санкционное давление приведёт к росту «серого сектора» северокорейской экономики.
«В 90-е годы и в начале 2000-х Северная Корея была под санкциями и находила деньги на развитие своей ракетно-ядерной программы, — отмечает политолог. — Там был небольшой официальный внешнеторговый оборот, но зато было много всяких незаконных вещей».
Ранее сообщалось о производстве контрафактной продукции китайскими фирмами на территории КНДР. По словам источников Reuters, на пошитой в Северной Корее одежде ставили лейбл «сделано в Китае», а потом отправляли на экспорт.
Сейчас к производству разнообразного контрафакта, по мнению экспертов, может добавиться контрабанда, и даже, возможно, изготовление и транспортировка наркотиков.
Северокорейский лидер Ким Чен Ын дает указания на фармацевтической фабрике
Как сообщает ресурс DailyNK в ответ на введение ограничительных мер, власти КНДР рассматривают возможность производства в стране и перевозки через Северную Корею синтетических наркотиков, в первую очередь кристаллического метамфетамина.
Сырье для нарколабораторий якобы должны доставлять контрабандой из Китая, а затем отправлять готовый продукт на экспорт.
«Это вполне возможно, — прокомментировала новости Ирина Ланцова. — В начале 2000-х годов это был крупнейших хаб в Северо-восточной Азии по транспортировке наркотиков, а потом они эту незаконную активность постепенно стали сокращать».
Отказ от незаконной деятельности шёл одновременно с вовлечением КНДР в переговорный процесс и со снижением санкционного давления на эту страну.
Сейчас же новые санкции могут привести к обратному — уходу Северной Кореи в «серую зону».
Читайте также: Война с Северной Кореей: как это будет
А доходы от нелегальной торговли, которые Пхеньян будет тратить на ядерное вооружение, контролировать будет гораздо сложнее, нежели прибыль от легальных торговых операций.
«Санкции приведут к тому, что эта сфера закономерно начнёт расширятся — за счёт чего-то же надо существовать, — отмечает Ирина Ланцова. — Фактически санкции опять толкают Северную Корею на вот этот путь незаконного бизнеса».
Александр Бовдунов
Источник - Русская весна