Польша в собственной идеологической ловушке
ГУЛЕВИЧ Владислав
В приграничном с Украиной польском Пшемышле наблюдается резкий рост обращений граждан Украины в государственные архивы для получения подтверждающих метрик на право получения так называемой карты поляка.
Данный документ выдаётся этническим полякам и людям польского происхождения, а также тем, чьи предки лишились польского гражданства не по своей воле. «Карта поляка» даёт право его обладателю на льготное пребывание на территории Польши; в число льгот включается и вариант упрощённой процедуры получения польского гражданства.
В условиях экономических неурядиц на Украине многие граждане принялись изыскивать у себя болгарские, венгерские, немецкие, еврейские корни, лишь бы уехать из обстановки, созданной евромайданной «революцией достоинства».
Самая многочисленная группа — те, кто претендует на польскую родословную. Когда-то земли, относимые ныне к Украине, принадлежали Польше до самого Киева, а Западная Украина жила в составе Польши 600 лет. Сейчас на Украине проживает много носителей польской крови, а также тех, чьи предки поляками не были, но были гражданами II Речи Посполитой (1918–1939).
«Карта поляка» — это только повод выйти на контакт с государственным архивами и задать им работу. Главное же заключается в том, что, получив карту, её обладатель может подать запрос на подтверждение права на недвижимость, которой его предки владели во времена II Речи Посполитой.
Польская пресса не исключает, что где-нибудь во Львове находится адвокатская контора или даже несколько таких контор, целенаправленно занимающихся составлением подобных заявлений и имущественных исков в суды, причём с помощью польских юристов, для которых «деньги не пахнут».
Так, администрация Ярославского повята Подкарпатского воеводства получила юридический запрос через варшавскую адвокатскую контору от имени гражданина Украины, пожелавшего выяснить, какой недвижимостью владел его дед, выселенный на Украину в 1946 г. в ходе операции «Висла», и в результате какой конкретно юридической процедуры упомянутый дед был лишён права собственности.
Причём заявитель настойчиво просит сообщить геодезические данные объекта недвижимости по размерам уплаченного предком земельного налога и указать её нынешнего владельца.
Другой подобный случай произошёл в Лодзи. Там гражданка Украины просила предоставить ей информацию, «необходимую для дальнейших действий с целью получения права на возмещение ущерба за оставленное в Польше недвижимое имущество».
Как известно, в 1944—1946 гг. между Польшей и СССР произошёл обмен населением. Поляки, жившие на Украине, выселялись в Польшу, на их место прибывали польские украинцы. Эти меры предусматривались с целью лишить банды ОУН-УПА, действовавшие в польском Подкарпатье, тыловой поддержки.
В 1947 г., чтобы окончательно решить украинский вопрос, польские власти провели операцию по выселению этнических украинцев из восточной Польши в западную, на земли, полученные от Германии в качестве возмещения за нанесённый полякам ущерб в войне с Гитлером (операция «Висла»).
Вряд ли польская сторона, начиная в конце 1980-х процесс декоммунизации, предвидела, чем для неё это может обернуться. Раз Варшава утверждает, что в СССР и Польской Народной Республике правила преступная власть, значит, действия этой власти не могут рассматриваться как законные. Операцию «Висла» проводили власти ПНР, соответственно, украинцы как пострадавшая сторона могут требовать восстановления имущественных прав, отобранных у неё «преступным режимом».
Ситуация усугубляется тем, что в угоду требованиям «политкорректности», некоторые польские политики, дабы привлечь украинское национальное меньшинство в Польше на свою сторону, в полный голос называют преступлением и операцию «Висла».
Официальная польская историография трактует период существования ПНР как время советской оккупации, утверждая, что родословная польской государственности закончилась на II Речи Посполитой в 1939 г. и возродилась в 1989 г. в постсоциалистической Польше (III Речь Посполитая). И здесь Варшава попадает в идеологическую ловушку, которую она сама и создала.
В 2002 г. численность украинцев граждан Польши составляла чуть более 27 тыс. человек, а в 2011 г. их было уже 51 тыс. Затем произошёл стремительный рост численности украинства, и сейчас в Польше насчитывается более 1 млн. граждан Украины, многие из которых стараются обзавестись польским паспортом. В скором времени Польша может лишиться статуса моноэтничного государств, а доля украинского населения в ней вырастет до 3%.
Союз украинцев в Польше (СУвП), называя операцию «Висла» преступлением, считает переезд польских украинцев из западной Польши в восточную, на земли предков, приоритетной задачей.
Пшемышлю в этих планах отведена роль негласной столицы польского украинства. Союз украинцев в Польше приветствует наплыв украинских мигрантов, надеясь за их счёт численно увеличить свою целевую аудиторию. Так что резкое увеличение исков и заявлений от граждан Украины в пшемышльских архивах и администрациях подкарпатских повятов — дело не случайное. По всей видимости, количество исков от жителей Украины будет увеличиваться. На Украине найдётся немало тех, кто пожелает поправить своё имущественное положение за счёт давно утраченной собственности дедов-прадедов, некогда проживавших в территориальных пределах II Речи Посполитой.
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)