Прежде всего я отрублю головы этих предателей
А ведь ровно год назад вопрос стоял совсем по другому, где с авиабазы под Анкарой вылетел такой же самолет и взял курс к побережью, дабы перехватить самолет Эрдогана, который шел прямым курсом из Мармариса в Стамбул и был вынужден после получения информации о истребителе мятежников, делать крюк в районе Измира.
Эрдоган сегодня на мероприятии по поводу годовщины переворота рвал и метал, грозя неудачливым заговорщикам всеми карами, обещая с сохранением «верховенства закона», возмездие тем, кто пошел против него и народа. Среди прозвучавших предложений — скорее принести ему на подпись указ разрешающий смертную казнь в Турции, дабы мятежникам отрубили головы. Также Эрдоган пожелал, чтобы на суде всех подсудимых одели в оранжевые робы «как в Гуантаномо».
В целом, вероятность введения смертной казни в Турции в этом или следующем году весьма велика. Эрдоган очень хочет, чтобы процесс над мятежными военными закончился не очередной серией посадок генералов, а именно казнью «наиболее отличившихся», дабы наконец то задавить многолетнюю фронду кемалистов и гюленистов, на примере казненных показав, что время милосердия в отношениях с военной оппозицией прошло. Протесты Брюсселя или Вашингтона в этом вопросе вряд ли что-то могут изменить, тем более, что отказ США выдавать Гюлена и кампания в европейских СМИ против «жестокости при подавлении переворота», лишь усиливает раздражение Эрдогана по поводу своих партнеров по НАТО, которые не оказали ему в критический момент должной поддержки, а скорее занимали двусмысленную позицию, ожидая совсем иного исхода заговора военных.
Впрочем, в отношении приведения армии к покорности, думается, что основную роль повышения лояльности военных играет не только и не столько чистка, сколько достаточно успешно проведенная операция «Щит Евфрата» и некоторые успехи в подавлении курдского партизанского движения в юго-восточной Турции, а также появление турецкой военной базы в Катаре и военная активность в Ираке. Турция в последний год стала проводить более активную внешнюю политику, которая тесно увязана с использованием турецких вооруженных сил. Таким образом, помимо достижения политичесих целей, Эрдоган стремится повысить престиж турецкой армии, увязав его со своей внешней политикой и проводя ее через своих людей во главе вооруженных сил и лояльной ему части офицерского состава.
Рецепт «маленькой победоносной войны» в действии. Хотя как показали операции под Аль-Бабом и проблемы в столкновениях с курдами, пока генеральская фронда годами упивалась кемалистским духом и противилась росту влияния Эрдогана в армии, накопились серьезные проблемы в подготовке и организации войск, которые были не видны при борьбе с партизанами РПК, но которые очень жестко вылезли на поверхность при столкновении с отрядами Халифата и сирийских курдов. Многочисленные сгоревшие танки под Аль-Бабом, привели в том числе и к кадровым выводам, которые логично продолжили проводимую чистку среди генералитета и офицерского корпуса. Существенные потери в личном составе и технике оказались болезненным щелчком по носу одной из крупнейших армий НАТО.
Эрдоган размахивая кнутом расправы над заговорщиками и генеральской фрондой, наверняка готовит и пряник, связанный в том числе и с серьезными закупками вооружений для турецкой армии. Это и российские системы ПВО, и программы по модернизации бронетехники, и расширение кол-ва военных баз на Ближнем Востоке за пределами самой Турции. Ну и как потенциальная вишенка на торте — лоббирование операций против курдов в Сирии и Ираке, что в том числе отражает желания части турецкого генералитета, который выступал против Эрдогана именно по-причине провальной внешней политики последних лет, когда неспособность Эрдогана решить курдский вопрос, усиливала угрозу территориальной целостности Турции.
Помимо фактора безопасности связанного с борьбой против РПК, для Эрдогана, возможность военных операций в Африне, Рожаве и Синджаре, это долгоиграющий фактор внутренней политики. Не в силах полностью подавить сопротивление курдов в турецком Курдистане, Эрдоган имеет постоянную опцию связанную с военными операциями против тыловых баз РПК в Сирии и Ираке. Эти успехи в борьбе с курдами или же просто достаточно регулярные операции против них, в числе прочего, должны повысить лояльность армии, которую наконец спустили с поводка. Но все же не покидает ощущение, что даже чистка и различные вербальные и материальные реверансы в адрес вооруженных сил, не позволят Эрдогану до конца вытравить недовольство своей политикой из турецкой армии. Дух кемализма помноженный на специфическое «учение» Гюлена, будут и далее прорастать в среднем офицерском составе, даже если отрубить заговорщикам головы — корни недовольства политикой Эрдогана уходят куда дальше голов отдельных генералов одетых в оранжевые робы, которых хочет обезглавить Эрдоган.
По материалам
Источник - Русская весна (rusnext.ru)