Новость из категории: Главные новости

Как урегулировать карабахский конфликт, если сами стороны договориться не могут

Как урегулировать карабахский конфликт, если сами стороны договориться не могут
Интервью востоковеда, эксперта по странам Закавказья, заместителя директора Института культурного и природного наследия Евгения Бахревского.
— Почему рвануло именно сейчас?
— Это обострение не является чем-то удивительным для специалистов, которые постоянно отслеживают ситуацию на армяно-азербайджанской границе. Это один из самых застарелых конфликтов на территории бывшего Советского Союза, который имеет свою специфическую особенность: армянские и азербайджанские вооруженные силы стоят лицом к лицу, там нет и никогда не было разграничивающих сил.
— Тогда каким образом это касается России?
— Армения и Азербайджан — наше ближнее зарубежье. Это не просто бывшие сограждане — это братские народы, с которыми мы теснейшим образом связаны исторически. Наличие огромных масс азербайджанского и армянского населения, которое проживает в России, так или иначе делает нас участниками этого противостояния. Более того, все стороны апеллируют к России в своих требованиях. С Арменией мы — военные союзники, входим в единые структуры ОДКБ. Что касается Азербайджана, то у нас с ним имеются теснейшие гуманитарные, экономические и военно-технические связи. Многие последние годы мы им продаем современное и мощное вооружение. Этот факт, кстати, является причиной больших претензий к Российской Федерации со стороны Армении. Снайперская война на границе Нагорного Карабаха годами идет почти беспрерывно. Но чтобы были десятки убитых и к границе, как сейчас, подводилась тяжелая военная техника — такого не наблюдалось очень давно.
— Но почему там рвануло именно сейчас?
— Мы часто ужасаемся результатам пропагандистской войны, которая ведется на Украине против России, тому, насколько эффективно и быстро огромной части украинского общества были «промыты» мозги. Если посмотреть на армяно-азербайджанский конфликт, то там эта обстановка царит все последние 20 лет. Ненависть двух народов взращивается с обеих сторон, они не уступают друг другу в самой изощренной пропаганде.
— Ну существуют же технологии толерантности! Неужели за эти годы никто не пробовал их внедрить в общественное сознание?
— Пытались. В интеллигентской среде это может иметь какие-то плоды, а у простого народа позиция однозначная. Да, азербайджанцы могут критиковать свое правительство сколько угодно, но как только речь заходит об армянах, у всех одинаковая реакция. То же самое и у армян, когда речь заходит об азербайджанцах.
— И первые, и вторые последние полгода тоже не отходили от телевизоров, переживая за судьбу Украины. Может, они были заведены этим потоком негативных новостей?
— Не думаю, что это связано. И армянское, и азербайджанское общество морально давно готовы убивать друг друга. Почитайте азербайджанские социальные сети: абсолютно единое мнение, что надо отвоевать земли.
А армяне ура-патриотично считают, что в любом случае победят. Что их армия сильнее и лучше. Что они одержали победу в 90-х годах и сейчас тоже одержат, если Россия обеспечит нейтралитет Турции.
— Вы можете напомнить, что именно они делят и когда это началось?
— Если взять книжки армянских и азербайджанских историков, то там можно прочитать две противоположные версии. Под эгидой западных спонсоров несколько раз были попытки составить общекавказский учебник истории, привлекая Грузию, Армению, Азербайджан и северокавказские республики, чтобы сделать некую общую концепцию истории Кавказа. По современной ситуации больших разногласий не было. Но чем глубже в историю, тем более непримиримыми становятся противоречиями между грузинами, армянами, азербайджанцами и прочими этносами Кавказа. Древность поделить они не могут. За то и воюют.
Армяне говорят: мы здесь древние, а вы пришли в X-м веке, кочевники и захватчики. Азербайджанцам приходится обороняться, и тогда они тоже начинают утверждать, что на самом деле это они — древнее население, а армяне — пришельцы.
— И из-за этого весь сыр-бор? Две войны в начале XX века плюс одна в конце, во времена перестройки?
— Все кровавые события обычно порождаются националистическими идеологиями. В начале века процесс запустили армяне, как носители этой самой идеологии. Но это не значит, что вторая сторона не была виновна. Она повелась, она реагировала столь же тяжело, кроваво. Азербайджанский национализм ничем не лучше армянского. Это такое же некрасивое явление, как всякий национализм, который возвеличивает один народ за счет другого. Некоторые азербайджанские специалисты с улыбкой мне рассказывали: насколько они обармянились: раньше-де армяне говорили, что они тут были раньше динозавров, а теперь то же самое говорят азербайджанцы…
— Лучше бы они чаще вспоминали итоги войны начала 90-х: 25 тысяч убитых, 50 тысяч раненых, около миллиона беженцев. Абсурд 21 века: армяне, родившиеся в Баку, не могут приехать на родные могилы. А азербайджанцы не могут прилететь в Ереван…
— Известно множество примеров противоположного отношения армян и азербайджанцев во время войны, когда они друг друга спасали. Но раскручивание конфликта предполагает следующее: чем более кровавым он становится, тем больше людей включаются в ненавистнические схемы. Некоторые армяне утверждают, что они с азербайджанцами абсолютно несовместимые народы. А в азербайджанском интернете я время от времени натыкаюсь на дискуссии, например, на тему: имеют ли азербайджанцы право покупать какой-либо продукт, если к нему имеют отношение армяне? И первые и вторые очень злятся на свои диаспоры в России, которые не враждуют друг с другом. Они торгуют и даже женятся на территории Российской Федерации.
-То есть, национальный конфликт провоцирует сама среда?
— Не среда, а те пропагандисты, которые говорят, что армяне и азербайджанцы — две несовместимые нации. Но на самом деле жизнь все естественным образом опровергает.
— Меня вот что беспокоит: как-то подозрительно вовремя этот конфликт расцвел! Как и в 1988–1989 году, когда Западом были запущены технологии по развалу Советского Союза.
— Если говорить о своевременности начавшегося конфликта, то не может не возникнуть подозрение, что этот костер на нашей границе разжигают специально. Но все специалисты и эксперты Минской группы ОБСЕ давно говорили, что большая война в этом регионе может начаться в любой день. Несколько лет назад, когда был убит ребенок в зоне соприкосновения войск, все ожидали: сейчас начнется! Но началось не тогда, а именно сейчас. Почему? Дело не только в Украине. Происходит серьезная эскалация конфликта во всем регионе. На днях один из лидеров самопровозглашенного Исламского государства Ирака и Леванта сказал, что они собираются атаковать Кувейт-то есть, мы можем получить еще один из сегментов большой войны. Та же ситуация в Сирии, война в которой идет несколько лет и в которой активно участвуют граждане Азербайджана, причем с обеих сторон, а также армяне — граждане Сирии. России очень бы хотелось, чтобы в Закавказье все было спокойно. Надеюсь, нам удастся добиться хотя бы того, чтобы войска были отведены, тяжелая техника ушла и все вернулась к ситуации недельной давности.
— А если Азербайджан откажется вернуться на исходные позиции?
— Не думаю. Это и не в традициях Азербайджана — занимать экстремистские позиции. В этой стране достаточно мудрая политическая элита. Думаю, что у России достаточное количество ресурсов и возможностей дать Азербайджану понять, что лучше не обострять ситуацию. С Азербайджаном у России очень тесные и хорошие отношения, мы находим взаимопонимание практически во всех вопросах, кроме карабахского.
— Может быть, конфликт смог бы смикшировать Евразийский союз — если б в нем одновременно оказались и Азербайджан, и Армения?
— Это один из немногих путей, который может привести к долгосрочному миру. Если они будут находиться в едином экономическом пространстве, экономика так или иначе возьмет свое и уже через пару десятков лет между народами будут нормальные взаимоотношения. Но я сомневаюсь, что Россия способна одна и собственными силами решить эту проблему в долгосрочном плане. Международная миссия ОБСЕ, которая работает в регионе 20 лет, с этим не справилась. Должен быть выработан новый международный формат решения проблемы. Нужно сотрудничество великих региональных кавказских держав — России, Турции и Ирана, которые должны договариваться в трехстороннем формате о том, как решить карабахскую проблему. Позиция: «Мы должны создать условия для того, чтобы Армения и Азербайджан договорились сами», не привела к результату. Сами они никогда не договорятся.
В Нагорный Карабах должны быть введены совместные вооруженные силы — российские, иранские, турецкие — и вопрос будет закрыт на ближайшие несколько десятков лет. Мы убедились в том, что международный формат с участием Америки, Европы и России неплодотворен. Надо прежде всего исключить из переговорного процесса внерегиональные силы — американцев и европейцев — которым нечего делать на Кавказе. Кавказские проблемы должны решать сами кавказские народы плюс Россия, Турция и Иран. Если эти три государства договорятся, у нас будет прочный и стабильный мир на столетия вперед.
Источник - "Комсомольская правда"
Напомним, в связи с обострением ситуации, 8 августа в Сочи состоялась трехсторонняя встреча президентов России, Азербайджана и Армении. Несмотря на взаимные претензии, Ильхам Алиев и Серж Саргсян выразили готовность к дальнейшему диалогу и признали бесперпективность попыток решения карабахской проблемы вооруженным путем. Вечером президенты России, Азербайджана и Армении вместе посетили турнир по боевому самбо. Представители США и Минской группы ОБСЕ (по азербайджано-армянскому урегулированию) в переговорах участия не принимали.
Читать
Не показывать рекомендации для этой сессии


Источник - Русская весна

Комментарии

Интересные новости

Новости из сети Интернет

Похожие новости