Миру — русский мир!
Израильский политолог Авигдор Эскин — о значении русского языка и культуры.
В Москве отметили десятую годовщину фонда «Русский мир». В своем обращении к участникам праздничного съезда президент России Владимир Путин отметил: «За этой юбилейной датой — плодотворная, истинно подвижническая работа фонда, направленная на продвижение русского языка и ценностей российской культуры за рубежом, расширение гуманитарного сотрудничества».
Самое время задуматься о феномене русского мира.
Ведь мы говорим о 300 млн людей, которые пронесли свою любовь к языку великой поэзии и литературы через годы испытаний. Несуразно, но факт. На Западе русский мир стал синонимом каких-то политических козней. Например, даже организацию «Русский мир» в Европарламенте ассоциируют исключительно с пропагандой.
Между Москвой и Западом существуют расхождения по Украине, Сирии и ряду других вопросов. И в России, как и в большинстве ведущих стран мира, действительно есть правительственные и неправительственные организации, занимающиеся разъяснением российской позиции по тем или иным проблемам. Но обвинять при этом Москву в продвижении русского языка и культуры — это не что иное, как парадокс.
Желание западных СМИ очернить структуры, занимающиеся популяризацией российской культуры, не имеет под собой ни одного подтвержденного факта о вмешательстве этих организаций в политические процессы.
Из всего этого напрашивается только один вывод: они боятся русского языка и русской культуры.
И, видимо, небезосновательно.
Русская культура исконно базировалась на правдоискательстве. В условиях нынешней информационной войны, когда многие западные СМИ пытаются представить белое черным, а черное белым, такой подход действительно может внушать опасения. Ведь именно такого подхода недостает современному человеку — потребителю СМИ. Не зря в свое время Марина Цветаева писала о «глотателях пустот — читателях газет».
В то же время можно привести пример, когда русский мир обретает благодатную почву и несет в себе только позитив. В качестве наглядного примера можно привести Израиль. Там добрая четверть населения страны знает и хранит русский язык.
Где-то восемь лет назад в стране было проведено исследование о влиянии разных языков на формирование интеллекта. За основу взяли иврит и изучали, как сказывается на развитии мышления знание второго языка. Брали английский, французский, арабский…
И немало удивились, когда обнаружили, что оптимальным для развития интеллекта является русский язык! Это не значит, что кто-то стремился умалить значение других языков.
Тем не менее, как показало исследование, именно русский язык в наибольшей степени дает созидательную свободу для интеллекта.
Если же приводить примеры из практики, то Израиль, как известно, вышел на второе место по инновациям в высоких технологиях. При этом не менее 60% среди занятых в самых передовых научных отраслях составляют носители русского языка и русской культуры. Что это, если не успехи русского мира?
Читайте также: Хотели быть «неРоссией», а стали ничем
Можно смело говорить не только о том, как благотворно сказывается знание русского языка на развитии мышления, но и о качестве мышления, которое дарует сопричастность русскому миру.
Современный человек всё более далек от абстрактного созерцания и даже от мышления в рамках причинно-следственной связи. Ему на смену пришли короткие информационные вбросы, направленные на то, чтобы получить примитивную реакцию из серии «нравится — не нравится». В то же время русская литература полна символизма и поиска смысла во всех проявлениях бытия. Ей чужда схематичность.
Русский язык требует творческих усилий для полноты владения им. И всё это через укрепление свободы выбора и чувства персональной ответственности. Уж не свободы ли мысли в таком случае боятся те, кто видит угрозу для себя в русском языке и в русской культуре.
Авигдор Эскин — израильский публицист и общественный деятель
Источник - Русская весна