Курорт для ИГИЛ: могут ли террористы представлять угрозу для туристов в Таиланде
Власти Таиланда опровергли сведения о возможных терактах в стране со стороны «Исламского государства». Расследование таиландских спецслужб не подтвердило сообщение малайзийских коллег о том, что в королевстве скрываются боевики ИГ. При этом на юге Таиланда активно действуют сепаратисты — счёт жертв идёт уже на тысячи. Местные группировки не нападают на туристов, сводя счёты только с таиландскими властями. Однако, по мнению экспертов, появление джихадистов в стране — вопрос времени. Ситуация с безопасностью может коренным образом измениться.
Премьер-министр Таиланда Прают Чан-Оча заявил, что на территории страны нет ячеек группировки «Исламское государство». К таким выводам пришли таиландские спецслужбы, проведя расследование по сигналу своих коллег из Малайзии. Напомним, ранее малайзийские силовики по каналам сотрудничества Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) предупредили власти королевства о том, что несколько боевиков ИГ скрываются в южных районах Таиланда, где примкнули к местным исламистским группировкам.
«Расследование не нашло никаких подтверждений информации о деятельности ИГ в Таиланде», — заявил премьер-министр в ходе брифинга 30 мая.
По словам чиновника, спецслужбы не выявили связи между таиландскими сепаратистами и сетевой структурой «Исламского государства». Выступление премьера в среду было показано в правительственной программе, которая транслируется всеми телеканалами королевства.
Местечковый сепаратизм
Очаг террористической активности в Таиланде находится на самом юге страны — в регионе, населённом преимущественно этническими малайцами-яви. Тайцев в провинциях Сонгкхла, Наративат, Паттани и Яла живёт немного, от малайцев их отличает не только этническая принадлежность, но и уровень благосостояния — большинство тайцев богаче малайцев, населяющих преимущественно бедные сельские районы. Расслоение проходит и по конфессиональной линии: тайцы исповедуют буддизм, малайцы — ислам. Кроме того, местные малайцы до сих пор помнят, что до ХХ века у них было собственное государство — султанат Паттани, чьи земли в начале ХХ века были захвачены Сиамом (прежнее название Таиланда). В 1909 году Бангкок и Лондон заключили соглашение о разделе северных малайских государств. По условиям англо-сиамского договора 1909 года территории, населённые малайцами, были разделены между Таиландом и Великобританией, мнение малайцев при этом учтено не было.
Совокупность исторических и социально-экономических факторов привела к появлению в Таиланде широкой сети радикальных группировок. Сепаратисты из числа мусульман-малайцев добиваются отделения малайзийских регионов от Таиланда и возрождения государства Паттани. Такие группировки, как «Мусульманское движение моджахедов Паттани» (ГМИП) и «Объединённая организация освобождения Паттани» (ПУЛО), прибегают к насилию, организовывают теракты против представителей власти и тайского населения.
По данным ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Натальи Рогожиной, действующие в южных регионах Таиланда исламисты с января 2006 года по апрель 2014 года совершили 17 тыс. атак, за 10 лет от рук таиландских джихадистов погибло более 6 тыс. человек. Это превышает число погибших в секторе Газа за аналогичный промежуток времени.
Относительная безопасность
Как ни странно, Таиланд при этом не только сохраняет статус популярного туристического направления, но даже наращивает зарубежный турпоток. За 2016 год страну посетили 30 млн иностранных туристов — это рекордный для королевства показатель, пояснил СМИ глава туристического управления Таиланда Ютхасак Супасор.
Как отметил чиновник, в последнее время отмечается рост турпотока из России. Согласно данным таиландского департамента по туризму, в прошлом году на таиландских курортах отдохнули 1,09 млн россиян, это на 23,3% больше, чем в 2015 году. Кроме того, именно Таиланд выбирают чаще всего в качестве своего нового дома дауншифтеры со всех концов света, в том числе из России.
Относительная безопасность иностранных туристов в Таиланде поддерживалась на протяжении последних лет не благодаря усилиям местных властей — просто сами сепаратисты не атаковали приезжих. Радикалы не ставили перед собой цель разрушить туристическую отрасль Таиланда, а также не испытывали особой вражды к иностранным державам. Внутренний конфликт таиландского общества практически не затрагивал иностранцев, находящихся в стране.
Однако появление в регионе «Исламского государства» может заметно изменить сложившуюся ситуацию. ИГ действует как катализатор для радикальных исламистов по всему миру, побуждая террористов менять тактику. Страны Юго-Восточной Азии представляют для «Исламского государства» особый интерес.
В 2015 году премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун заявил, что именно юго-восточный регион стал одним из главных поставщиков боевиков в отряды «Исламского государства».
«Сотни выходцев из юго-восточных стран присоединились к террористам, в том числе и сингапурские граждане», — сообщил Ли Сянь Лун, добавив, что на стороне ИГ сражается целый батальон ЮВА.
Когда на ближневосточном фронте ИГ начали преследовать неудачи, руководство джихадистской группировки заявило о смене своей азиатской стратегии. Теперь от сторонников ИГ требуется не выезжать в Ирак и Сирию, а продвигать интересы международной террористической группировки в своих странах.
«Это не просто пропаганда, это серьёзная угроза. Мы определённо ожидаем усиление атак в регионе», — так прокомментировал призыв ИГ руководитель малайзийских спецслужб Аюб Хан Мудин Питчай.
«Исламское государство» продолжает наращивать своё влияние в регионе. На сегодняшний день присягу верности Абу Бакру аль-Багдади принесли 19 исламистских группировок в Индонезии, пять — в Малайзии, а также три джихадистские организации на Филиппинах. В Таиланде присутствие «Исламского государства» пока не зафиксировано, однако, как считают эксперты, это вопрос времени.
9 мая в таиландском городе Паттани снова прогремели взрывы — на этот раз террористы взорвали местный супермаркет. В результате взрыва двух самодельных бомб пострадало 50 человек.
Федеральное агентство РФ по туризму предупредило россиян об опасности поездок в королевство Таиланд.
«В Таиланде отмечается высокий уровень террористической угрозы в отношении российских граждан со стороны радикальных исламистских группировок, действующих на территории страны», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте Ростуризма.
В частности, агентство опасается, что российские граждане могут подвергнуться нападению завербованного исламистами обслуживающего персонала в курортных зонах.
Матрица мирового терроризма
Пока что ИГ открыто не заявляло о себе в Таиланде, однако радикальная исламистская идеология такфиристов рано или поздно может распространиться и в королевстве. Для этого существуют серьёзные предпосылки, считают эксперты. По мнению старшего научного сотрудника Центра координации исследований РИСИ (АСЕАН) Леонида Гладченко, хотя сегодня для таиландских группировок, таких как «Объединённая организация освобождения Паттани» не характерна вовлечённость в международный терроризм, в будущем ситуация может измениться.
«Возвращающиеся из Ирака и Сирии боевики будут продолжать свою деятельность уже дома, образуя в Таиланде ячейки «Исламского государства, — отметил эксперт в интервью RT. — Следует отметить, что у стран Юго-Восточной Азии такой опыт уже имеется, в прежние годы регион пережил всплеск террористической активности из-за возвращавшихся из Афганистана террористов».
Похожей точки зрения придерживается и Наталья Рогожина. Как пояснила эксперт в беседе с RT, на юге Таиланда сейчас выросло новое поколение сепаратистов, от предшественников их отличает больший радикализм, а также стремление к публичности. Если прежде сепаратисты стремились держаться в тени, то новое поколение, напротив, старается выступать в СМИ, делать публичные заявления, вести пропаганду в интернете.
«Всего сейчас действует примерно 10-15 таких группировок, это небольшие структуры, имеющие в составе от 100 до 200 человек. Они будут бороться за свою цель — отделение от Таиланда — любыми средствами. Многие группировки не намерены вступать в переговоры, которые власти Таиланда пытаются вести с 2014 года. Радикалы не хотят удовлетворяться предоставлением автономии, ссылаясь на негативный пример Палестины», — рассказала Рогожина.
Но самый главный фактор — открытость границы с Малайзией, пояснила эксперт. Дело в том, что между Таиландом и Малайзией свободно перемещаются деньги, оружие и люди. И это при том, что в Малайзии ИГ уже распространило своё влияние, часть группировок присягнула Абу Бакру аль-Багдади.
«Власти Малайзии ведут очень жёсткую борьбу с терроризмом, и радикалы могут быть выдавлены в Таиланд, где имеют связи с местными исламистами. Именно поэтому Бангкок планирует возвести стену на границе с Малайзией — но пока до реализации этих планов далеко», — добавила эксперт.
В группе риска
К сожалению, стремясь сохранить турпоток, который приносит стране более 10% национального ВВП, власти Таиланда стараются преуменьшить террористическую угрозу. Согласно официальной позиции властей Таиланда, в стране нет терроризма — атаки исламистов они называют не террористическими, а «сепаратистскими выступлениями».
Вопрос в том, смогут ли местные власти вовремя обратить внимание на превращение местных сепаратистов в боевиков «Исламского государства». По мнению экспертов, сторонники ИГ направят свои атаки уже не против местных чиновников и силовиков, а в первую очередь против туристов из стран, ведущих войну с ИГ на Ближнем Востоке.
«Если «Исламское государство» распространит своё влияние в Таиланде, главной целью исламистов могут стать иностранные туристы. В американских публикациях эта тема проходит сейчас красной нитью — в США боятся, что ИГ постарается отыграться за свои поражения в Ираке и Сирии на американских гражданах на территории Юго-Восточной Азии», — отметил Гладченко.
По словам эксперта, Россия сегодня ведёт наступление на боевиков ИГ в Сирии — очевидно, что россияне могут оказаться в той же группе риска, что и американские граждане.
По материалам
Премьер-министр Таиланда Прают Чан-Оча заявил, что на территории страны нет ячеек группировки «Исламское государство». К таким выводам пришли таиландские спецслужбы, проведя расследование по сигналу своих коллег из Малайзии. Напомним, ранее малайзийские силовики по каналам сотрудничества Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) предупредили власти королевства о том, что несколько боевиков ИГ скрываются в южных районах Таиланда, где примкнули к местным исламистским группировкам.
«Расследование не нашло никаких подтверждений информации о деятельности ИГ в Таиланде», — заявил премьер-министр в ходе брифинга 30 мая.
По словам чиновника, спецслужбы не выявили связи между таиландскими сепаратистами и сетевой структурой «Исламского государства». Выступление премьера в среду было показано в правительственной программе, которая транслируется всеми телеканалами королевства.
Местечковый сепаратизм
Очаг террористической активности в Таиланде находится на самом юге страны — в регионе, населённом преимущественно этническими малайцами-яви. Тайцев в провинциях Сонгкхла, Наративат, Паттани и Яла живёт немного, от малайцев их отличает не только этническая принадлежность, но и уровень благосостояния — большинство тайцев богаче малайцев, населяющих преимущественно бедные сельские районы. Расслоение проходит и по конфессиональной линии: тайцы исповедуют буддизм, малайцы — ислам. Кроме того, местные малайцы до сих пор помнят, что до ХХ века у них было собственное государство — султанат Паттани, чьи земли в начале ХХ века были захвачены Сиамом (прежнее название Таиланда). В 1909 году Бангкок и Лондон заключили соглашение о разделе северных малайских государств. По условиям англо-сиамского договора 1909 года территории, населённые малайцами, были разделены между Таиландом и Великобританией, мнение малайцев при этом учтено не было.
Совокупность исторических и социально-экономических факторов привела к появлению в Таиланде широкой сети радикальных группировок. Сепаратисты из числа мусульман-малайцев добиваются отделения малайзийских регионов от Таиланда и возрождения государства Паттани. Такие группировки, как «Мусульманское движение моджахедов Паттани» (ГМИП) и «Объединённая организация освобождения Паттани» (ПУЛО), прибегают к насилию, организовывают теракты против представителей власти и тайского населения.
По данным ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Натальи Рогожиной, действующие в южных регионах Таиланда исламисты с января 2006 года по апрель 2014 года совершили 17 тыс. атак, за 10 лет от рук таиландских джихадистов погибло более 6 тыс. человек. Это превышает число погибших в секторе Газа за аналогичный промежуток времени.
Относительная безопасность
Как ни странно, Таиланд при этом не только сохраняет статус популярного туристического направления, но даже наращивает зарубежный турпоток. За 2016 год страну посетили 30 млн иностранных туристов — это рекордный для королевства показатель, пояснил СМИ глава туристического управления Таиланда Ютхасак Супасор.
Как отметил чиновник, в последнее время отмечается рост турпотока из России. Согласно данным таиландского департамента по туризму, в прошлом году на таиландских курортах отдохнули 1,09 млн россиян, это на 23,3% больше, чем в 2015 году. Кроме того, именно Таиланд выбирают чаще всего в качестве своего нового дома дауншифтеры со всех концов света, в том числе из России.
Относительная безопасность иностранных туристов в Таиланде поддерживалась на протяжении последних лет не благодаря усилиям местных властей — просто сами сепаратисты не атаковали приезжих. Радикалы не ставили перед собой цель разрушить туристическую отрасль Таиланда, а также не испытывали особой вражды к иностранным державам. Внутренний конфликт таиландского общества практически не затрагивал иностранцев, находящихся в стране.
Однако появление в регионе «Исламского государства» может заметно изменить сложившуюся ситуацию. ИГ действует как катализатор для радикальных исламистов по всему миру, побуждая террористов менять тактику. Страны Юго-Восточной Азии представляют для «Исламского государства» особый интерес.
В 2015 году премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун заявил, что именно юго-восточный регион стал одним из главных поставщиков боевиков в отряды «Исламского государства».
«Сотни выходцев из юго-восточных стран присоединились к террористам, в том числе и сингапурские граждане», — сообщил Ли Сянь Лун, добавив, что на стороне ИГ сражается целый батальон ЮВА.
Когда на ближневосточном фронте ИГ начали преследовать неудачи, руководство джихадистской группировки заявило о смене своей азиатской стратегии. Теперь от сторонников ИГ требуется не выезжать в Ирак и Сирию, а продвигать интересы международной террористической группировки в своих странах.
«Это не просто пропаганда, это серьёзная угроза. Мы определённо ожидаем усиление атак в регионе», — так прокомментировал призыв ИГ руководитель малайзийских спецслужб Аюб Хан Мудин Питчай.
«Исламское государство» продолжает наращивать своё влияние в регионе. На сегодняшний день присягу верности Абу Бакру аль-Багдади принесли 19 исламистских группировок в Индонезии, пять — в Малайзии, а также три джихадистские организации на Филиппинах. В Таиланде присутствие «Исламского государства» пока не зафиксировано, однако, как считают эксперты, это вопрос времени.
9 мая в таиландском городе Паттани снова прогремели взрывы — на этот раз террористы взорвали местный супермаркет. В результате взрыва двух самодельных бомб пострадало 50 человек.
Федеральное агентство РФ по туризму предупредило россиян об опасности поездок в королевство Таиланд.
«В Таиланде отмечается высокий уровень террористической угрозы в отношении российских граждан со стороны радикальных исламистских группировок, действующих на территории страны», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте Ростуризма.
В частности, агентство опасается, что российские граждане могут подвергнуться нападению завербованного исламистами обслуживающего персонала в курортных зонах.
Матрица мирового терроризма
Пока что ИГ открыто не заявляло о себе в Таиланде, однако радикальная исламистская идеология такфиристов рано или поздно может распространиться и в королевстве. Для этого существуют серьёзные предпосылки, считают эксперты. По мнению старшего научного сотрудника Центра координации исследований РИСИ (АСЕАН) Леонида Гладченко, хотя сегодня для таиландских группировок, таких как «Объединённая организация освобождения Паттани» не характерна вовлечённость в международный терроризм, в будущем ситуация может измениться.
«Возвращающиеся из Ирака и Сирии боевики будут продолжать свою деятельность уже дома, образуя в Таиланде ячейки «Исламского государства, — отметил эксперт в интервью RT. — Следует отметить, что у стран Юго-Восточной Азии такой опыт уже имеется, в прежние годы регион пережил всплеск террористической активности из-за возвращавшихся из Афганистана террористов».
Похожей точки зрения придерживается и Наталья Рогожина. Как пояснила эксперт в беседе с RT, на юге Таиланда сейчас выросло новое поколение сепаратистов, от предшественников их отличает больший радикализм, а также стремление к публичности. Если прежде сепаратисты стремились держаться в тени, то новое поколение, напротив, старается выступать в СМИ, делать публичные заявления, вести пропаганду в интернете.
«Всего сейчас действует примерно 10-15 таких группировок, это небольшие структуры, имеющие в составе от 100 до 200 человек. Они будут бороться за свою цель — отделение от Таиланда — любыми средствами. Многие группировки не намерены вступать в переговоры, которые власти Таиланда пытаются вести с 2014 года. Радикалы не хотят удовлетворяться предоставлением автономии, ссылаясь на негативный пример Палестины», — рассказала Рогожина.
Но самый главный фактор — открытость границы с Малайзией, пояснила эксперт. Дело в том, что между Таиландом и Малайзией свободно перемещаются деньги, оружие и люди. И это при том, что в Малайзии ИГ уже распространило своё влияние, часть группировок присягнула Абу Бакру аль-Багдади.
«Власти Малайзии ведут очень жёсткую борьбу с терроризмом, и радикалы могут быть выдавлены в Таиланд, где имеют связи с местными исламистами. Именно поэтому Бангкок планирует возвести стену на границе с Малайзией — но пока до реализации этих планов далеко», — добавила эксперт.
В группе риска
К сожалению, стремясь сохранить турпоток, который приносит стране более 10% национального ВВП, власти Таиланда стараются преуменьшить террористическую угрозу. Согласно официальной позиции властей Таиланда, в стране нет терроризма — атаки исламистов они называют не террористическими, а «сепаратистскими выступлениями».
Вопрос в том, смогут ли местные власти вовремя обратить внимание на превращение местных сепаратистов в боевиков «Исламского государства». По мнению экспертов, сторонники ИГ направят свои атаки уже не против местных чиновников и силовиков, а в первую очередь против туристов из стран, ведущих войну с ИГ на Ближнем Востоке.
«Если «Исламское государство» распространит своё влияние в Таиланде, главной целью исламистов могут стать иностранные туристы. В американских публикациях эта тема проходит сейчас красной нитью — в США боятся, что ИГ постарается отыграться за свои поражения в Ираке и Сирии на американских гражданах на территории Юго-Восточной Азии», — отметил Гладченко.
По словам эксперта, Россия сегодня ведёт наступление на боевиков ИГ в Сирии — очевидно, что россияне могут оказаться в той же группе риска, что и американские граждане.
По материалам
Источник - Русская весна (rusnext.ru)