Обретённый святой Патрик
ОХЛОБЫСТИН Иван
...клянусь Патриком!
Уильям Шекспир. Гамлет
К своему стыду, о жизни святого Патрика я узнал только в прошлом году, во время своей паломнической поездки на Святую гору Афон.
Первый раз я взошёл на Святую гору в день своего рождения, сопровождаемый своими сыновьями и близкими друзьями, которые также прихватили своих сыновей. Так что довольно сложное восхождение, занявшее около семи часов под палящим июльским солнцем, прошло в самой радостной обстановке.
На подступах к самой вершине горы находится легендарный храм Панагия. Там мои спутники поздравили меня с полувековым юбилеем, подарили старинный компас, миниатюрную Библию на греческом языке и позволили ударить в колокол.
Потом мы согрели в очаге, находящемся в хозяйственной пристройке храма, кофе и славно перекусили галетами. Хворост для очага собирал я, что было непросто из за отсутствия нормального топора.
Через неделю после возвращения мои дети, измученные курортной банальщиной, предложили ещё раз подняться на Святую гору, и я с удовольствием согласился. Но на этот раз я пошёл только со своими сыновьями и переночевал в храме, чтобы на рассвете подняться уже на самую вершину, где на пожертвования русских благодетелей строится из прекрасного белого мрамора храм Преображения Господня.
Не стану в деталях описывать наше приключение, скажу просто: это была волшебная сказка. Дай Бог каждому православному мужчине пережить то же самое.
Поскольку мысль о плохом топоре не оставляла меня, во второе восхождение мы с сыновьями набили полные рюкзаки: сахар, соль, чай, кофе, фляжка ракии, зажигалки, фонарики на солнечных батареях и, конечно, два толковых топора на деревянных ручках. Взяли с собой всё, что может помочь уставшим паломникам скрасить вечер и, если придётся, отбиться от частенько бродящих ночами неподалёку от храма шакалов и кабанов.
Из самых сентиментальных соображений я подписал ручки топоров и поставил дату своего посещения.
Ещё через неделю на улице Уранополиса — уютного маленького городка у подножия Святой горы — меня остановили двое жизнерадостных мужчин в спортивных костюмах и сунули в лицо свои смартфоны, на экранах которых были их изображения с моими топорами в руках.
Веселые паломники поднялись на Гору днём позже, и мои топоры действительно пригодились.
При знакомстве выяснилось, что один из них — отец Николай, настоятель православного храма Святого Патрика в Дублине, в Гарольд-Кросс, а другой — отец Григорий, дьякон того же храма.
Разумеется, после нашего знакомства, на набережной, в ресторанчике «У мамы Дафны», состоялось праздничное застолье, которое длилось всю ночь. К нашему празднику присоединились ещё несколько групп паломников и пять монахов Святой горы, ожидающих утренний паром. Очень сердечно посидели. Ели, пили и пели. Часть песен была на ирландском языке. А с отцом Николаем мы ещё — в знак дружбы — обменялись часами.
В ту прекрасную ночь отец Николай и поведал мне историю святого Патрика. Выяснилось, что святого Патрика почитают и католики, и англикане, и православные, поскольку этот святой родился, совершил свои подвиги и умер задолго до раскола Церкви на католическую и православные ветви.
Среди подвигов святого — многочисленные чудеса, исцеления, изгнание всех змей из Ирландии (там их действительно до сих пор нет), принесение туда письменности, обращение ирландских язычников в христианскую веру и дарованная ему самим Господом благодать лично судить всех ирландцев на Страшном суде. Святой Патрик популярен в Ирландии так же, как святитель Николай в России.
Патрик, происходивший из состоятельного рода римской Британии, в детстве был похищен ирландскими разбойниками во главе с их вождём Ниаллом Девять Заложников — тем самым Ниаллом, на основании истории которого появилась русская народная сказка о Царевне-лягушке.
Проведя несколько лет в рабстве, Патрик был освобождён явившимся ему во сне ангелом. Также ангел указал ему место, где его будет ждать корабль, на котором он сможет вернуться домой. Что и произошло.
По возвращении домой Патрик ещё больше проникся христианской верой и даже стал епископом. Именно тогда душа позвала его обратно в дикую, языческую Ирландию.
Несмотря на все пережитые там во времена рабства лишения, Патрик искренне полюбил открытых, мужественных, весёлых ирландцев. Он чувствовал возложенную на него Богом ответственность за этих хороших, хоть и дремучих людей.
За свою жизнь святой Патрик покрестил огромное количество ирландцев, включая сына вождя. Кроме того, святой построил более шестисот христианских обителей.
Но это только слова — исторически и канонически правильные, но слова. Для того чтобы проникнуться силой личности святого Патрика, прежде всего необходимо видеть, с каким сердечным теплом отзываются о нём ирландцы. Он незримый член каждой ирландской семьи. Он тот, кому молятся о хорошем женихе ирландские девушки, кого призывают для укрепления боевого духа ирландские мужчины, кому жалуются на возрастные болезни ирландские старики.
Часто упоминаемый в связи с ним листик клевера является символом Триединого Бога — во всяком случае, сам святой Патрик во время своих пламенных проповедей частенько демонстрировал это растение для дополнительной образности.
Почему День святого Патрика (17 марта) ныне празднуется почти во всём мире? Наверное, благодаря великодушному характеру ирландцев. Глядя, как они, словно дети, радуются в этот день, многие народы, живущие с ними по соседству, невольно проникались этой радостью и уважением к святому Патрику.
9 марта этого года решением Священного синода Русской православной церкви имя святого Патрика было внесено в месяцеслов вместе с рядом древних христианских святых Запада. Теперь и мы, православные, на абсолютно каноническом основании можем отмечать день памяти святого Патрика, что особенно приятно мне, потому что я очень полюбил отца Николая и отца Григория, мало того — был любезно приглашён погостить, провести отпуск в их приходе. Они обещали мне показать настоящую Ирландию и угостить самым что ни на есть настоящим ирландским элем.
Святой Патрик, моли Бога о нас!
...клянусь Патриком!
Уильям Шекспир. Гамлет
К своему стыду, о жизни святого Патрика я узнал только в прошлом году, во время своей паломнической поездки на Святую гору Афон.
Первый раз я взошёл на Святую гору в день своего рождения, сопровождаемый своими сыновьями и близкими друзьями, которые также прихватили своих сыновей. Так что довольно сложное восхождение, занявшее около семи часов под палящим июльским солнцем, прошло в самой радостной обстановке.
На подступах к самой вершине горы находится легендарный храм Панагия. Там мои спутники поздравили меня с полувековым юбилеем, подарили старинный компас, миниатюрную Библию на греческом языке и позволили ударить в колокол.
Потом мы согрели в очаге, находящемся в хозяйственной пристройке храма, кофе и славно перекусили галетами. Хворост для очага собирал я, что было непросто из за отсутствия нормального топора.
Через неделю после возвращения мои дети, измученные курортной банальщиной, предложили ещё раз подняться на Святую гору, и я с удовольствием согласился. Но на этот раз я пошёл только со своими сыновьями и переночевал в храме, чтобы на рассвете подняться уже на самую вершину, где на пожертвования русских благодетелей строится из прекрасного белого мрамора храм Преображения Господня.
Не стану в деталях описывать наше приключение, скажу просто: это была волшебная сказка. Дай Бог каждому православному мужчине пережить то же самое.
Поскольку мысль о плохом топоре не оставляла меня, во второе восхождение мы с сыновьями набили полные рюкзаки: сахар, соль, чай, кофе, фляжка ракии, зажигалки, фонарики на солнечных батареях и, конечно, два толковых топора на деревянных ручках. Взяли с собой всё, что может помочь уставшим паломникам скрасить вечер и, если придётся, отбиться от частенько бродящих ночами неподалёку от храма шакалов и кабанов.
Из самых сентиментальных соображений я подписал ручки топоров и поставил дату своего посещения.
Ещё через неделю на улице Уранополиса — уютного маленького городка у подножия Святой горы — меня остановили двое жизнерадостных мужчин в спортивных костюмах и сунули в лицо свои смартфоны, на экранах которых были их изображения с моими топорами в руках.
Веселые паломники поднялись на Гору днём позже, и мои топоры действительно пригодились.
При знакомстве выяснилось, что один из них — отец Николай, настоятель православного храма Святого Патрика в Дублине, в Гарольд-Кросс, а другой — отец Григорий, дьякон того же храма.
Разумеется, после нашего знакомства, на набережной, в ресторанчике «У мамы Дафны», состоялось праздничное застолье, которое длилось всю ночь. К нашему празднику присоединились ещё несколько групп паломников и пять монахов Святой горы, ожидающих утренний паром. Очень сердечно посидели. Ели, пили и пели. Часть песен была на ирландском языке. А с отцом Николаем мы ещё — в знак дружбы — обменялись часами.
В ту прекрасную ночь отец Николай и поведал мне историю святого Патрика. Выяснилось, что святого Патрика почитают и католики, и англикане, и православные, поскольку этот святой родился, совершил свои подвиги и умер задолго до раскола Церкви на католическую и православные ветви.
Среди подвигов святого — многочисленные чудеса, исцеления, изгнание всех змей из Ирландии (там их действительно до сих пор нет), принесение туда письменности, обращение ирландских язычников в христианскую веру и дарованная ему самим Господом благодать лично судить всех ирландцев на Страшном суде. Святой Патрик популярен в Ирландии так же, как святитель Николай в России.
Патрик, происходивший из состоятельного рода римской Британии, в детстве был похищен ирландскими разбойниками во главе с их вождём Ниаллом Девять Заложников — тем самым Ниаллом, на основании истории которого появилась русская народная сказка о Царевне-лягушке.
Проведя несколько лет в рабстве, Патрик был освобождён явившимся ему во сне ангелом. Также ангел указал ему место, где его будет ждать корабль, на котором он сможет вернуться домой. Что и произошло.
По возвращении домой Патрик ещё больше проникся христианской верой и даже стал епископом. Именно тогда душа позвала его обратно в дикую, языческую Ирландию.
Несмотря на все пережитые там во времена рабства лишения, Патрик искренне полюбил открытых, мужественных, весёлых ирландцев. Он чувствовал возложенную на него Богом ответственность за этих хороших, хоть и дремучих людей.
За свою жизнь святой Патрик покрестил огромное количество ирландцев, включая сына вождя. Кроме того, святой построил более шестисот христианских обителей.
Но это только слова — исторически и канонически правильные, но слова. Для того чтобы проникнуться силой личности святого Патрика, прежде всего необходимо видеть, с каким сердечным теплом отзываются о нём ирландцы. Он незримый член каждой ирландской семьи. Он тот, кому молятся о хорошем женихе ирландские девушки, кого призывают для укрепления боевого духа ирландские мужчины, кому жалуются на возрастные болезни ирландские старики.
Часто упоминаемый в связи с ним листик клевера является символом Триединого Бога — во всяком случае, сам святой Патрик во время своих пламенных проповедей частенько демонстрировал это растение для дополнительной образности.
Почему День святого Патрика (17 марта) ныне празднуется почти во всём мире? Наверное, благодаря великодушному характеру ирландцев. Глядя, как они, словно дети, радуются в этот день, многие народы, живущие с ними по соседству, невольно проникались этой радостью и уважением к святому Патрику.
9 марта этого года решением Священного синода Русской православной церкви имя святого Патрика было внесено в месяцеслов вместе с рядом древних христианских святых Запада. Теперь и мы, православные, на абсолютно каноническом основании можем отмечать день памяти святого Патрика, что особенно приятно мне, потому что я очень полюбил отца Николая и отца Григория, мало того — был любезно приглашён погостить, провести отпуск в их приходе. Они обещали мне показать настоящую Ирландию и угостить самым что ни на есть настоящим ирландским элем.
Святой Патрик, моли Бога о нас!
Источник - Русская весна (rusnext.ru)