День отмены крепостного права достоин стать национальным праздником
ТИМАКОВ Владимир
Третьего марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года вышел знаменитый императорский манифест, освободивший крестьян от крепостной зависимости. Значение этого события в отечественной истории, его положительное влияние на жизнь русского общества до сих пор не оценены в полной мере.
Крепостное право возникло более пяти веков назад как вынужденная мера в условиях «осаждённой крепости», когда средневековая Русь боролась за независимость, находясь в окружении более сильных и богатых соседей. Исторический вызов породил жёсткий мобилизационный ответ, когда служение государству становилось солидарным долгом всех сословий. При этом дворяне принимали обязательство служить кровью, проводя всю жизнь в армии, а крестьяне — обязательство служить пoтом, обрабатывать поля и содержать семьи потомственных воинов. Материальные преимущества, которые получали дворяне от закреплённых за ними крестьян, в определённой степени компенсировали те риски, которым подвергались профессиональные ратники на поле брани.
Однако со временем несправедливость такого разделения нарастала и достигла апофеоза во второй половине восемнадцатого века. Принятый при Петре Третьем манифест о вольности дворянства, подтверждённый затем Екатериной Второй, в одностороннем порядке снял с помещиков обязанность государственной службы, при этом сохранив за ними наследственное владение крепостными. Таким образом, был разрушен принцип солидарного служения, и крестьяне, по образцу средневековой Европы, превратились в рабов, в личную собственность феодалов.
С этого момента возникли условия для деградации аристократии, для превращения её части в слой социальных паразитов, получающих блага не в силу личных заслуг перед обществом, а исключительно в силу наследного права. К этому периоду относится большинство помещичьих злоупотреблений, оскорблявших человеческое достоинство крестьян. Примечательно, что Россия заимствовала устаревшую европейскую модель общественных отношений как раз тогда, когда большинство западных наций уже избавлялось от феодализма как от тормоза социального развития. Против вопиющего неравенства сословий, за освобождение крестьян от унизительной личной зависимости выступали лучшие сыны России, невзирая на свои мировоззренческие противоречия: как славянофилы, так и западники.
Манифест императора Александра Второго, освободивший крестьян от крепостной зависимости, произвёл глубочайший переворот в жизни русского общества, пробудив могучий потенциал поступательного развития. Тем самым была устранена историческая несправедливость, вознаграждены заслуги крестьянства в строительстве российской государственности и созданы предпосылки для выработки новых принципов общенациональной солидарности.
При исторической оценке этого эпохального события принято уделять преимущественное внимание политическим и правовым изменениям, в то время как важные экономические и культурные аспекты освобождения крестьян до сих пор не стали достоянием массового сознания. Так, например, закрепление в личную собственность крестьянских приусадебных участков породило в конце девятнадцатого века настоящий бум каменного (кирпичного) строительства в русской деревне, значительно улучшив жилищные условия многих сельских жителей.
Кроме того, освобождение крестьян привело в действие мощнейшие социальные лифты, в короткие сроки заметно изменив состав образованного класса и финансовой элиты страны. На смену вестернизированной аристократии (ментально зависимой от европейской, прежде всего от французской моды) пришли новые люди, сформировавшие общественный запрос на русскую традицию в быту, культуре и искусстве. Не случайно именно во второй половине девятнадцатого века начинается расцвет неорусского стиля в архитектуре, бурное возрождение русской национальной кухни в ресторанном деле, происходит поворот к народной жизни во всех видах художественного творчества.
День освобождения крестьян достоин быть официальным государственным праздником. Это событие, позитивно воспринимаемое разными политическими и социальными группами нашего общества, может послужить укреплению общенациональной солидарности.
Третьего марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года вышел знаменитый императорский манифест, освободивший крестьян от крепостной зависимости. Значение этого события в отечественной истории, его положительное влияние на жизнь русского общества до сих пор не оценены в полной мере.
Крепостное право возникло более пяти веков назад как вынужденная мера в условиях «осаждённой крепости», когда средневековая Русь боролась за независимость, находясь в окружении более сильных и богатых соседей. Исторический вызов породил жёсткий мобилизационный ответ, когда служение государству становилось солидарным долгом всех сословий. При этом дворяне принимали обязательство служить кровью, проводя всю жизнь в армии, а крестьяне — обязательство служить пoтом, обрабатывать поля и содержать семьи потомственных воинов. Материальные преимущества, которые получали дворяне от закреплённых за ними крестьян, в определённой степени компенсировали те риски, которым подвергались профессиональные ратники на поле брани.
Однако со временем несправедливость такого разделения нарастала и достигла апофеоза во второй половине восемнадцатого века. Принятый при Петре Третьем манифест о вольности дворянства, подтверждённый затем Екатериной Второй, в одностороннем порядке снял с помещиков обязанность государственной службы, при этом сохранив за ними наследственное владение крепостными. Таким образом, был разрушен принцип солидарного служения, и крестьяне, по образцу средневековой Европы, превратились в рабов, в личную собственность феодалов.
С этого момента возникли условия для деградации аристократии, для превращения её части в слой социальных паразитов, получающих блага не в силу личных заслуг перед обществом, а исключительно в силу наследного права. К этому периоду относится большинство помещичьих злоупотреблений, оскорблявших человеческое достоинство крестьян. Примечательно, что Россия заимствовала устаревшую европейскую модель общественных отношений как раз тогда, когда большинство западных наций уже избавлялось от феодализма как от тормоза социального развития. Против вопиющего неравенства сословий, за освобождение крестьян от унизительной личной зависимости выступали лучшие сыны России, невзирая на свои мировоззренческие противоречия: как славянофилы, так и западники.
Манифест императора Александра Второго, освободивший крестьян от крепостной зависимости, произвёл глубочайший переворот в жизни русского общества, пробудив могучий потенциал поступательного развития. Тем самым была устранена историческая несправедливость, вознаграждены заслуги крестьянства в строительстве российской государственности и созданы предпосылки для выработки новых принципов общенациональной солидарности.
При исторической оценке этого эпохального события принято уделять преимущественное внимание политическим и правовым изменениям, в то время как важные экономические и культурные аспекты освобождения крестьян до сих пор не стали достоянием массового сознания. Так, например, закрепление в личную собственность крестьянских приусадебных участков породило в конце девятнадцатого века настоящий бум каменного (кирпичного) строительства в русской деревне, значительно улучшив жилищные условия многих сельских жителей.
Кроме того, освобождение крестьян привело в действие мощнейшие социальные лифты, в короткие сроки заметно изменив состав образованного класса и финансовой элиты страны. На смену вестернизированной аристократии (ментально зависимой от европейской, прежде всего от французской моды) пришли новые люди, сформировавшие общественный запрос на русскую традицию в быту, культуре и искусстве. Не случайно именно во второй половине девятнадцатого века начинается расцвет неорусского стиля в архитектуре, бурное возрождение русской национальной кухни в ресторанном деле, происходит поворот к народной жизни во всех видах художественного творчества.
День освобождения крестьян достоин быть официальным государственным праздником. Это событие, позитивно воспринимаемое разными политическими и социальными группами нашего общества, может послужить укреплению общенациональной солидарности.
Источник - Русская весна (rusnext.ru)