Майдан-3 или вооруженный переворот?
О том, насколько реальна перспектива Майдана-3, и возможна ли в стране очередная смена власти, мы спросили у директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника. Ожидается, что в третью годовщину трагических событий в центре Киева Майдан вновь напомнит о себе.
Самые крупные акции анонсированы на 20 и 22 февраля. Обе организуют праворадикалы. С той разницей, что 22-го на улицу выйдут правые, которые сотрудничают с властью и делают политическую карьеру, а 20 февраля акцию обещают провести несистемные правые, представляющие определенную опасность для власти.
Их мероприятие может сопровождаться провокациями, столкновениями и беспорядками. «Распад правого движения, которое в свое время возглавлял „Правый сектор“ (запрещенная в РФ экстремистская организация), а политически представляла „Свобода“ — один из итогов постмайданного периода. Сегодня это движение рассегментировано на 200–300 организаций, мы наблюдаем бурлящий котел в „Правом секторе“, где нет ни одного доверительного лидера, но есть люди среди правых, которые не доверяют ни Ярошу, ни Тягныбоку, считая их коллаборционистами, и борются за свое место под солнцем», — убежден эксперт.
Он скептически относится к перспективе Майдана-3: радикалы смогут вывести на улицу от одной до 10 тысяч людей. Несмотря на то, что сейчас рейтинги власти в три раза ниже, чем рейтинги Януковича накануне его свержения, для массовых протестов не хватает нескольких ключевых характеристик: в первую очередь, поддержки со стороны серьезных политических сил. В свое время парламентская оппозиция времен Януковича стала политической «крышей» для майдана. Второй его крышей была широкая международная поддержка. Сегодня этих факторов нет. Ни одна из парламентских партий в открытую не выступает и не организовывает майдан, как это было раньше.
Его не поддержат и западные партнеры, которые будут его рассматривать как элемент деструкции своей политики в отношении Украины, полагает эксперт. Не хватает для Майдана-3 и поддержки олигархов. Масштабные протесты не возможны без финансовых вливаний. Сегодня все предприниматели либо находятся под контролем президента, либо в большом загоне. Майдану не хватает и медиа-поддержки. Все прекрасно понимают, что без яркого и спекулятивного освещения протестных акций средствами массовой информации, они не имели бы шансов на успех. Кроме того, сегодня у власти находятся люди, для которых нормы закона — это не препятствия и не барьеры, а условности, которыми можно пренебречь.
Немаловажно и то, что война развязала руки власти, дав ей огромные полномочия и сняв всю ответственность. Поэтому подавить новый майдан можно намного легче и безболезненней, чем это было 3 года назад. Но самое главное — майдану не хватает лидеров — популярных, пользующихся поддержкой общества. Согласно социологии, ни у одного из украинских политиков нет сегодня поддержки выше 20%. Людям не за кем идти. И это на фоне того, что 80–90% украинцев критически относятся к власти, считая, что страна движется не в том направлении. С другой стороны, учитывая рекордный после 2004 года уровень социальной делегитимизации власти и высокий уровень милитаризации общества, весьма вероятны конфликты, эскалации, и нельзя исключить попыток вооруженных переворотов. Особенно высокой их вероятность может быть в период обострения противостояния между БПП и «Народным фронтом» или в случае, если возникнет необходимость, хотя бы частичной реализации Минских соглашений.
«Сценарий вооруженного переворота вполне возможен на Украине. Потому что нынешняя власть непопулярна, дискредитирована коррупционными скандалами, бюрократична и в силовом плане намного слабее предыдущей власти. Те силовые ресурсы, которыми она владеет, преимущественно сконцентрированы на востоке. Те люди, которые пользуются социальным доверием в обществе — волонтеры, армия, церковь — в большинстве настроены против власти. И ее, по сути, некому защищать», — убежден Руслан Бортник. По его мнению, в случае вооруженного переворота, не будет трех месяцев карнавала; все произойдет очень быстро — три-четыре дня, максимум, пару недель — и власть падет.
С другой стороны, будет трудно удержать и легитимизировать результаты переворота. Возможно, это и сдерживает потенциальных заговорщиков, не смотря на то, что в стране существует много радикальных, хорошо вооруженных групп, враждебно настроенных по отношению к нынешней власти. Наивно полагать, что в случае переворота жизнь украинцев изменится в лучшую сторону. Если произойдет вооруженное свержение власти, ее место займут настоящие радикалы.
Нынешнее руководство Украины должно осознавать эти риски. И в частности, то, что лучший способ их избежать — досрочные парламентские выборы, которые восстановят социальную связь между обществом и государством и помогут снять давление на власть со стороны радикальных милитаризированных группировок.
По материалам
Источник - Русская весна (rusnext.ru)