Пентагон «готовится к земле» в Сирии
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии.
Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа.
Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Пентагон может предложить направить обычные вооруженные силы в Сирию, сообщает CNN. По данным телеканала, военные США должны будут бороться с террористической организацией ИГИЛ*.
Пока это предложение не направлялось в американскую администрацию, однако, как сообщил представитель Пентагона, «возможно, вы увидите, что обычные вооруженные силы высадятся на некоторое время в Сирии». Решение по данному вопросу должен принять президент Дональд Трамп, указывает CNN.
«Мы находимся в процессе 30-дневного изучения стратегии по уничтожению ИГИЛ, как было поручено президентом, в рамках этого мы рассматриваем ряд мер по ускорению кампании», — добавил представитель Пентагона, напомнив, что «никакого решения пока не принято».
Напомним, что США наносят в Сирии удары по ИГИЛ без разрешения властей страны с 2014 года. Также в стране действуют группы американского спецназа, которые оказывают помощь группировкам сирийской оппозиции — целью этой работы называется противодействие ИГИЛ. По официальным данным, в бои с террористами спецназ не вступает.
Между тем заметим, что в том же 2014 году президент США Барак Обама объявил об окончании эпохи крупных военных операций США и заверил солдат, вернувшихся из Афганистана: Соединенные Штаты больше не будут использовать наземные войска в подобных операциях.
Однако уже в конце 2016 года США снова нарушили свое обещание. Коалиция во главе с США решила поменять свою тактику и задействовать сухопутные войска для борьбы с ИГИЛ в Сирии и Ираке, о чем заявил уходящий министр обороны США Эштон Картер. Отправку регулярных боевых подразделений в Сирию администрация предыдущего президента, однако, не утверждала.
Конгресс как препятствие для «маленькой войны»
Эксперт по Ближнему Востоку Российского совета по международным делам (РСМД) Сергей Балмасов считает, что к сообщению CNN следует относиться с осторожностью.
«К тому же сам Трамп без одобрения Конгресса никуда войска отправить не в состоянии. А, учитывая непростые отношения американского президента с Конгрессом, это маловероятно», — пояснил он газете ВЗГЛЯД.
Гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров также полагает, что эта идея столкнется с противодействием Конгресса.
«Американское общественное мнение негативно относится к наземным операциям, которым, как правило, сопутствуют ощутимые для американской армии потери. Конгресс, учитывая общественное мнение, может воспрепятствовать принятию этого решения», — считает Сафаров.
С другой стороны, по мнению Балмасова, ввод войск в Сирию был бы для США логичным шагом, поскольку для Америки принципиально важно не уйти полностью с Ближнего Востока. Раджаб Сафаров, в свою очередь, отмечает:
«Так получилось, что Россия, Иран и впоследствии Турция сейчас решают основные вопросы в связи с ситуацией в Сирии практически без участия собранной США коалиции».
По его мнению, чтобы исправить это положение, скорее всего, популист Трамп хочет добиться быстрого результата в Сирии, проведя маленькую победоносную войну, реанимировав образ США как сверхдержавы. «Бомбардировки и ракетные удары будут вторичны по отношению к действиям России. Все, что осталось сделать американцам, — это ввести войска», — считает эксперт.
Кого могут задействовать «на земле»?
Начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов и вооруженных сил региона Института инновационного развития Антон Мардасов полагает: усиление американского присутствия может включать в себя отправку дополнительного контингента спецназа, авианаводчиков, возможно, групп «зеленых беретов» и «морских котиков», а также необходимо будет увеличить контингент инженерных подразделений.
При этом, напоминает собеседник, присутствие наземных войск США в Сирии начнется не с чистого листа.
Американцы уже располагают некоторыми военными объектами на подконтрольной курдам территории.
«Конкретно, их четыре. Там присутствуют в том числе инструкторы из других стран НАТО. Там есть взлетно-посадочная полоса рядом с Рамиланом (в северо-восточной провинции Хасеке), базируется армейская авиация.
Предположительно, военный контингент США оценивается там в несколько тысяч человек, включая в себя как контингент снабжения, так и спецназ и авианаводчиков.
Кроме того, там есть военные инженеры, которые помогали курдским отрядам переправиться через одну из рек весной», — сообщил Мардасов.
«Для штурма Ракки („столицы халифата“ ИГ) со стороны Дейр-эз-Зора, возможно, понадобится форсировать Евфрат», — указывает Мардасов. И в первую очередь, отмечает эксперт. Однако в любом случае основные боевые задачи, если ситуация радикально не изменится, продолжат выполнять бойцы курдско-арабского альянса «Сирийских демократических сил».
Кого возьмут в компанию?
Сергей Балмасов, в свою очередь, отмечает, что в случае начала наземной операции в Сирии американцам предстоит определиться с тем, кому именно оказывать поддержку «на земле».
На данный момент считается, что поддержкой американцев пользуются уже упомянутые «Сирийские демократические силы» и политическое крыло этого альянса, «Сирийский демократический совет». Эта зонтичная структура, созданная в декабре 2015 года, в первую очередь объединяет курдские группировки Рожавы — Сирийского Курдистана.
С другой стороны, Турция опасается, что под прикрытием «Сирийских демократических сил» действует сирийско-курдская организация PYD («Демократический союз»), которую Анкара считает террористической.
Это опасение буквально накануне вновь озвучил министр обороны Турции Фикри Ишик на встрече с главой Пентагона Джеймсом Мэттисом.
«Помимо курдов, которых американцы поддерживали еще при Обаме, есть различные группировки, заявлявшие о приверженности так называемой Сирийской свободной армии (ССА). Возможно, США будут поддерживать их», — считает Балмасов.
Добавим, что ССА, которые многие считают не более как прикрытием для многочисленных «бригад» вооруженной оппозиции, пользуется официальной поддержкой Турции. В частности, объявлено, что операция «Щит Евфрата», начатая турецкой армией в августе 2016 года, осуществляется совместно со «Свободной армией».
14 февраля премьер Турции Бинали Йылдырым заявил, что отряды ССА захватили большую часть города Эль-Баб, из которого турки более четырех месяцев вытесняют боевиков ИГИЛ.
То есть, подчеркнул Балмасов, американцы, появись они в Сирии, скорее всего, будут помогать тем группировкам, которые не запятнаны контактами с ИГИЛ и «Джебхат Фатх аш-Шам» (бывшей «Джебхат ан-Нусра*»), стараясь расширить их сферу влияния и отгородить от атак армии Башара Асада и группировок, подконтрольных Ирану.
В первую очередь, имеется в виду шиитская «Хезболла», базирующаяся в Ливане и активно действующая в Сирии, в том числе в районе Алеппо.
Добавим, что «Хезболла» — полноправный участник ведущихся сейчас переговоров в Астане. Не следует также забывать собственно о действующих в Сирии иранских военных, в том числе спецназе Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
В случае, если американцы решатся на такое прямое участие в сирийском конфликте, «возможно, мы увидим еще одну очерченную сферу влияния в Сирии», предполагает Балмасов.
«Грязную работу» поручат союзникам
В том, что, даже введя в Сирию сухопутные войска, США поручат выполнять всю грязную работу своим предполагаемым союзникам, не сомневается также и Раджаб Сафаров.
«Войдя в Сирию, скорее всего, они продолжат перекладывать основные обязанности на поддерживаемые ими группировки. Возможно, будет создана очередная „коалиция“. Видимо, они задействуют „Свободную сирийскую армию“, возможно, также отдельные курдские отряды.
Кроме того, подключат наземные вооруженные силы стран Залива.
Может быть, частично будут договариваться с Турцией, но поскольку Турция не потерпит соседства с сирийскими курдами, это маловероятно», — предположил эксперт.
По его мнению, в этом случае в Сирии появятся новые искусственно созданные американцами зоны влияния, которые будут расширяться и, вероятно, будет сформировано альтернативное проамериканское сирийское правительство.
Также Сафаров считает, что сотрудничество с такими странами, как Россия и Иран, будет чисто формальным, однако недоразумений, случайных ударов и тем более прямых столкновений с ВКС России они попытаются избежать.
Все на штурм Ракки
Перед тем как говорить о развертывании американских войск в Сирии, следует отметить, как обстоят дела у их союзников, занятых взятием Ракки, указал Антон Мардасов.
Эксперт отметил, что пока нет четкой ясности в вопросе о том, кто будет брать цитадель ИГИЛ.
«С одной стороны, представители курдско-арабского альянса „Сирийских демократических сил“ достигли в провинции Ракка определенного прогресса. Сейчас они стоят в районе 11 километров от города. Только в арабских подразделениях, входящих в альянс, насчитывается около 23 тыс. человек.
Вместе с тем Турция сама предлагала свой план взятия Ракки со своим участием, однако пока он не устроил всех участников международной коалиции», — сообщил эксперт.
Он предполагает, что нынешний визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в страны Персидского залива, видимо, связан с поисками вариантов привлечения Турции и ее партнеров из суннитской коалиции к участию в штурме Ракки.
«Такая возможность у Турции в случае, если будет взят Эль-Баб, есть, поскольку в таком случае их войска смогут дойти до провинции Ракка вдоль западного берега Евфрата, тем самым блокировав террористов на еще одном направлении, кроме того, выделить отряды подконтрольной оппозиции для участия в штурме города», — полагает эксперт.
Однако Мардасов отметил, что сейчас у «Демократических сил» и протурецкой суннитской оппозиции множество претензий друг к другу.
Арабам и Израилю предложено «дружить против» Ирана
Отметим, что издание The Wall Street Journal накануне сообщило, что администрация Трампа ведет переговоры с арабскими союзниками о достижении некоего соглашения с Израилем.
Цель соглашения — противостоять общему противнику, Ирану.
«Такой альянс мог бы включать в себя такие страны, как Саудовская Аравия и ОАЭ, которые являются заклятыми врагами Израиля, а также Египет и Иордания, которые имеют давние мирные договоры с Израилем», — отметила The Wall Street Journal со ссылкой на пять неназванных представителей арабских стран, участвующих в обсуждении.
План, представленный администрацией Трампа, предполагает взаимодействие между указанными арабскими странами и Израилем по ограничению влияния Ирана на Ближнем Востоке.
Кроме того, как утверждает WSJ, этот же вопрос должен стать одной из тем беседы президента США Дональда Трампа и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, чей визит в Вашингтон начался накануне.
Ранее сообщалось, что Нетаньяху намерен обсудить с Трампом возможность возобновления санкций против Ирана. Новый американский лидер уже неоднократно давал понять, что обеспечит поддержку Израилю — традиционному противнику Ирана в регионе.
Арабские дипломаты тем временем ведут переговоры в Вашингтоне с главой Пентагона Джеймсом Мэттисом; кроме того, контакты были и с Майклом Флинном до его отставки с поста советника президента США по нацбезопасности, отметил WSJ.
В частности, представители Саудовской Аравии и ОАЭ уже выдвинули условие — внести изменения в американское законодательство, позволяющее жертвам теракта 11 сентября 2001 года подавать в суд на правительства этих арабских стран.
При этом источники WSJ подчеркнули, что антииранское соглашение арабских стран и Израиля не предполагает «взаимного пакта об обороне». Предполагается, что США могут предложить военную и разведывательную поддержку, подобную той, что оказывается Саудовской Аравии в ее борьбе с йеменскими повстанцами-хуситами.
Читайте также: Команда «фас»: Пентагон занимает позицию силы
Никита Голобоков, Марина Балтачева, Михаил Мошкин
Деловая газета «Взгляд»
* Запрещенные на территории РФ террористические группировки.
Источник - Русская весна