Декоммунизация-2016: как Киев попрощался с Лениным и Дедом Морозом
Уходящий год стал для Украины «годом декоммунизации», своеобразного радикального прощания с советскими пережитками.
Однако на деле провозглашенный курс позволил властям развернуться гораздо шире, чем было заявлено изначально.
Подводя итоги, Институт Национальной памяти сообщил, что в ходе декоммунизации на Украине переименовали 987 населенных пунктов и более 50 тысяч улиц, площадей и скверов. Кроме того, были демонтированы 2389 памятников и памятных знаков, из них 1320 — Ленину.
Процесс по преодолению коммунистического прошлого стал для страны едва ли не самым обсуждаемым явлением, заставив население отвлечься от экономических бед и отсутствия эффективных реформ. Да и для самих властей борьба с советским прошлым оказалась слишком увлекательной игрой, в которой можно вводить все новые и новые правила.
«Завершение» процесса декоммунизации было объявлено еще в середине года, но Киев продолжает провозглашать ее достижения и подводить итоги до сих пор. Президент страны Петр Порошенко заявил, что гордится тем, что за два года украинцы «сделали декоммунизацию», однако позже отметил, что Советский Союз «еще не похоронен», и продолжает существовать в головах «некоторых». И поскольку власти уже снесли и переименовали все, до чего смогли добраться, в следующем году, в соответствии с волей главы государства, населению, видимо, предстоит «очищение сознания» за счет реформирования учебной программы и преобразования культурного кода.
Спотыкаясь об историю
Впрочем, работа по искоренению ассоциаций с СССР вызвала слишком много проблем еще на начальном этапе, когда стоящие перед правительством задачи касались только переименований улиц и сноса памятников. Стараясь избавиться от советского пласта истории, Киев постоянно сталкивался с отсылками к имперским временам, а пытаясь добраться до «корней», всюду находил связи с Россией, которые невозможно было исказить на прозападный лад.
Так, после весьма спорного переименования Днепропетровска, руководство страны предоставило украинцам возможность в некоторых случаях самостоятельно выбирать новые названия для своих населенных пунктов. Эта идея предсказуемым образом вышла Киеву боком, поскольку граждане страны, не желавшие «декоммунизироваться» нашли способы поставить правительство в тупик. Именно так произошло, к примеру, с переименованием Кировограда, когда в ходе плебисцита подавляющее большинство голосовавших выступило за возвращение городу исторического названия — Елизаветград.
Подобные явления стали встречаться все чаще, и в конце концов власти подготовили законопроект, которые запрещал давать населенным пунктам названия, напоминающие об «империалистическом порабощении Украины» или содержащие в себе имена российских государственных и военных деятелей. Таким образом, «борьба с коммунизмом» трансформировалась и приобрела новый размах.
«Коммунизм» пишем, Россия — в уме
Поскольку условия и рамки «декоммунизации» изначально были озвучены довольно абстрактно, нет ничего удивительного в том, что на волне переименований под удар попало не только «советское», но также все «московское» и «красное». На этом фоне у политиков стали вызывать подозрения все названия и символы хоть как-то напоминающие о связях с соседом.
И если «борьба с коммунизмом» вначале воспринималась украинцами скорее положительно, то ее новый формат уже не пришелся им по душе. Особенно тяжело население страны переносит переименование родных городов, против которого, согласно опросам, выступают 57% граждан. И, несмотря на то, что многие из них пытаются пойти против подобных инициатив властей решить этот вопрос в судебном порядке, их усилия остаются напрасными, поскольку большинство поданных заявлений остаются без ответа.
Тем не менее, нашлись и те, кто не только одобрил действия правительства, но и призывал как можно быстрее избавляться от всего «пророссийского». В результате «декоммунизация» пошла в народ. Так, например, вдохновившись переименованиями Московского проспекта и гостиницы «Москва», жители Ивано-Франковской области решили дать новое имя и «Московской» колбасе, окрестив ее «Бандеровской». Но настоящим шедевром сторонников избавления от советского прошлого стала петиция, размещенная на сайте Порошенко, автор которой предложил «декоммунизировать» русские фамилии.
А что взамен?
И все же, чем дальше украинское правительство идет по пути избавления от прошлого, тем хуже получается придумывать достойные оправдания такому курсу. Шаг за шагом — от отмены обязательной линейки в честь Дня знаний до искажения исторических фактов, Киев постепенно отнимает у людей часть их идентичности, поскольку в результате отделения советского, и уж тем более русского, Украина теряет огромную, жизненно важную часть самой себя.
Тем не менее, власти не сдаются и упрямо пытаются заполнить все возникающие в результате декоммунизации пустоты «радостями» западной культуры, рассказывая мифы о том, что Хеллоуин, празднование католического Рождества и «Марш равенства» обязательно пригодятся, если Украина когда-нибудь вступит в ЕС. При этом сами политики не торопятся с реализацией реформ, которые могли бы хотя бы в теории приблизить их к «европейским стандартам», поскольку заняты поиском новых способов борьбы с «пагубным» российским влиянием.
А пока граждане страны могут проводить «год декоммунизации» и оценить плоды одного из немногих реализованных проектов своего правительства, открывая бутылку «Советовского шампанского» в ожидании Святого Николая, который пришел на смену «прокремлевскому» Деду Морозу.
Источник - Русская весна