Для чего сотрудник НАН Белоруссии приглашает к дискуссии нацистов «Азова»?
История, как оказалось, ничему не учит. Даже если это история ближайшего соседа, с которым стена — общая.
Пример Украины, за 25 лет прошедшей путь от успешнейшей советской республики до государства, ввергнутого в братоубийственную войну в интересах заокеанской державы, должен был заставить белорусов внимательнее присмотреться к соседям. С тем чтобы понять, как соседи скатились в пропасть этой войны, подогреваемой националистическими и нацистскими идеологами.
А происходило всё просто: на протяжении ряда лет часть украинской интеллигенции либо открыто поддерживала националистов (а затем и нацистов), либо заигрывала с ними, полагая, что будет выгодно смотреться на фоне маргиналов, проповедующих «славу нации» и «смерть ворогам». Точно так же вела себя и власть: терпимость по отношению к радикальному национализму до государственного переворота на Украине не считалась дурным тоном. Напротив: Партия регионов (якобы антифашистская) не препятствовала постоянному появлению в СМИ махровых националистов из «Свободы» (бывшая Социал-националистическая партия Украины — СНПУ), благодаря чему маргиналы, не набиравшие прежде и 1% голосов избирателей на парламентских выборах, в 2012 году получили более 10% голосов (на западной Украине — более 30%) и стали законодателями.
Впоследствии «Свобода» выступила одной из движущих сил государственного переворота — свободовцы входили и в боевое крыло майдана (например, нацистская группировка С14), и наводняли Киев приезжими из Галичины протестующими, используя административные рычаги (в 2009–2010 годах «Свобода» выиграла выборы в Тернопольской области и в самом Тернополе).
Сквозь пальцы украинская власть смотрела и на боевиков, исповедующих крайние формы украинского национализма, и на нацистов чистой воды — отпочковавшуюся от «Свободы» харьковскую организацию «Патриот Украины», которая изначально была создана как молодёжное военизированное крыло украинских социал-националистов «в помощь армии и флоту». Возглавлял отряд молодых неонацистов нынешний спикер украинского парламента Андрий Парубий.
Своё рождение в 1999 году «Патриот Украины» отметил факельным шествием по улицам Львова. В 2004 году социал-националисты Украины, не находя поддержки своим идеям в обществе, решили провести «редизайн»: они сменили название СНПУ, вызывавшее стойкие ассоциации с гитлеровской НСДАП, на «Свободу», а подчинённый им украинский «гитлерюгенд» официально распустили. Однако к этому времени молодые неонацисты уже оперились, и ничто не помешало им без ущерба для себя оторваться от вымени СНПУ и отправиться в самостоятельное плавание со стилизованным руническим «волчьим крюком» на знамёнах (бывшая эмблема СНПУ и первоначальная эмблема НСДАП).
В 2006 году «Патриот Украины» получил государственную регистрацию в качестве общественной организации, куда вошли неонацисты бывшей СНПУ, а также члены УНА-УНСО и радикалы нелегальной военизированной группировки «Тризуб». К 2008 году «Патриот Украины» настолько окреп, что занялся созданием идеологии «новых правых» (основанной на расовой ненависти), объединил вокруг себя радикальных неонацистов под общей вывеской СНА (Социал-националистическая ассамблея) и принялся совершенствовать навыки уличных боёв с правоохранителями, одновременно упражняясь в подготовке диверсий.
Основной этап становления неонацизма на Украине пришёлся, заметим, на тот период, когда президентом Украины был В.Янукович. Причём базовым регионом «Патриота Украины» явился Харьков, будто бы имеющий стойкий иммунитет к вирусу украинского национализма. Интересно будет узнать, что управлял Харьковской областью в годы возмужания украинского неонацизма Арсен Аваков (февраль 2005 года — февраль 2010 года), в 2012 году пересевший в парламентское кресло, а после государственного переворота на Украине, в котором он принимал самое горячее участие, назначенный министром внутренних дел.
Прежняя власть, конечно, пыталась изображать борьбу с неонацизмом, но всё больше в СМИ. Представители украинской правящей верхушки были непоколебимы в своей убеждённости, считая, что факельные шествия и ежегодные избиения ветеранов 9 Мая создают им хороший фон: дескать, народ ужаснётся и бегом побежит на выборы голосовать за представителей партий, осуждающих радикальный украинский национализм и проявления нацизма. С той же целью в телевизионные ток-шоу были вытянуты партийцы «Свободы» и другие представители бывшей СНПУ. Всё-таки в сравнении с отморозками «Украинского патриота» даже особо буйные свободовцы выглядели «умеренными», и регионалы охотно вступали с ними в идеологические дискуссии, рассчитывая заработать на этом благосклонность избирателей, ещё не забывших историю и не желающих видеть у власти ни последователей Бандеры, ни последователей Гитлера.
Однако всё вышло совсем не так. Публичные дискуссии с социал-националистами, упакованными в разные партийные обёртки, обеспечили им места в парламенте, то есть СНА получила «крышу», не позволявшую властям развернуть масштабные уголовные преследования усилившихся неонацистов. В 2011–2012 годах по Украине прокатилась волна спорадических арестов: перед парламентскими выборами власть почувствовала, что неонацисты могут отравить ей радость предстоящей победы, повлиять на результаты голосования в Харьковской области и Киеве, да и не только там. Активу «Патриота Украины» были предъявлены обвинения в подготовке террористического акта, идеологу «Патриота Украины» — в хулиганстве, а руководителя неонацистов Андрея Билецкого (Белого Вождя) арестовали за покушение на убийство журналиста. До приговора суда дошло только первое дело, но в это время уже полыхали покрышки «революции достоинства». Сразу после государственного переворота на Украине все вышли на свободу.
Кстати, эти аресты ничуть не ослабили украинский неонацизм. Наоборот, неонацисты получили своих «политзаключённых», а власть — бесконечные марши, шествия и провокации СНА, добивавшейся их освобождения. «Свобода», изображавшая в телевизоре умеренность, за рамками дискуссий тоже участвовала в укреплении социал-национализма. Как итог — именно СНА вместе с «Правым сектором» дала те штыки майдана, которыми был совершён вооружённый переворот под руководством бывшего фюрера «Патриота Украины» нациста Андрия Парубия. То, что этот переворот имеет нацистский окрас, не подлежит никакому сомнению: боевым ядром переворота были нацисты и управлялись они нацистом, получившим вторую по значимости должность в стране (и случись что с Порошенко, именно Парубий будет исполнять обязанности украинского президента).
Осталось сказать, что идеолог «Патриота Украины» — доктор исторических наук, научный работник одного из институтов украинской Национальной академии наук (НАНУ). В 2010 году был награждён именной стипендией Верховной рады. Спокойно выпускал себе книжки по геральдике и украинскую элиту Средневековья…
Печально для Украины закончились игры с нацистами. И вот теперь белорусская интеллигенция готова наступить на те же грабли, приглашая идеолога теперь уже «Гражданского корпуса „Азов“» (это «дочка» полка «Азов», созданного Билецким на основе СНА) к дискуссиям на тему Балто-Черноморского союза! При этом поражает уверенность приглашающей стороны, которая считает, что «такие дискуссии целительны, можно увидеть логику друг друга и самостоятельно сделать вывод», «если эти идеи привлекательны, надо понимать именно их суть, логику, как и почему они работают, понимать и предлагать другое мировоззрение», «таким идеям простым игнорированием нельзя противостоять».
Точно в том же были убеждены и на Украине. Никакие разумные доводы на научного сотрудника Института философии НАН Беларуси, желающего оппонировать одному из идеологов украинского нацизма не действуют: он уверен, что одолеет представителя «Азова», а не предоставит ему трибуну, чтобы волны влияния украинских нацистов распространились на белорусов.
Пляска по граблям, однако.
Арина Цуканова
Источник - Русская весна (rusnext.ru)