«Трамп — это то, что крайне правые могут сделать с Францией завтра»
Апокалипсис наступил. Так без преувеличений восприняли результаты американских выборов во Франции. Победу предрекали Хилари Клинтон, на нее надеялась местная политическая элита. А «в хорошее» всегда верится охотнее. Потому о последствиях избрания Дональда Трампа для Франции не задумывались. А они, несомненно, будут.
Не успела Франция оправиться от новости о «брексите», а тут, как снег на голову, избрание Дональда Трампа президентом США. Как говорится, беда не приходит одна. Франсуа Олланду понадобилось несколько часов после оглашения результатов, чтобы «переварить» новость и дать, наконец, официальный комментарий.
«Эти американские выборы открывают период неопределенности. Я незамедлительно вступлю в дискуссию с новой администрацией. Но я приступлю к этому с осторожностью».
Ключевое слово здесь «неопределенность», которая, как известно, рождает страх. А бояться есть чего. Как справедливо заметил Олланд, «Соединенные Штаты — партнер, стоящий для Франции на первом плане». Две страны тесно взаимозависимы в политическом, экономическом и экологическом планах.
Взаимная неприязнь
То, что оба лидера не питают друг к другу теплых чувств — не новость.
В книге «Президент не должен этого говорить» Франсуа Олланд так характеризует своего американского коллегу: «То, что им движет — это пошлость. Это человек вульгарен во всех смыслах этого слова. Подобно тем популистским лидерам, что есть в Европе. Ле Пен вульгарны, а отец — и того больше «
Давая столь резкую оценку Трампу, французский президент не предполагал, что говорит о будущем главе Белого дома, с которым теперь вынужден строить диалог. Трамп сам не раз отзывался неуважительным тоном о политике Франции. Достаточно вспомнить его знаменитое:
«Франция — больше не Франция».
Сразу после теракта в Ницце будущий президент США заявил:
«Знаете что? Это их вина. Потому что они позволили этим личностям попасть на их территорию».
Он также озвучил намерение установить «жесточайший контроль» французских граждан на границе с США для того, чтобы защитить страну от Франции, «зараженной террористами».
Политическая несовместимость
Взгляды Франции и Америки Трампа расходятся и во внешней политике. С претензиями Хилари Клинтон к Владимиру Путину, с ее позицией по Ближнему Востоку и Украине французский президент был полностью согласен. Дональд Трамп же позиционирует себя как сторонник «невмешательства» в дела других стран.
Предвыборные заявления Трампа идут вразрез с мнением французского правительства и по сирийскому вопросу. В то время как Франция обвиняет Россию в стремлении вернуть власть Башару Асаду и пытается ее «сдержать», Трамп предлагает дать России еще больше «пространства для маневров».
И добавляет:
«Если Путин хочет пойти в Сирию и выбить оттуда ИГИЛ, я поддерживаю это на 100%. Не понимаю, как кто-то может выступать против».
Раздражали Олланда и его публичные реверансы в сторону Путина. Трамп выражал уверенность в том, что с главой Кремля, «умеющим твердо контролировать страну», у него будут «очень хорошие отношения». Он даже заявлял о возможном признании Крыма российским, что для Франсуа Олланда — неприемлемо.
Более того, новоизбранный президент говорил об «устаревании» НАТО, требуя его реформирования и увеличения расходов на оборону. А тем странам, которые «не будут выполнять свои обязательства», грозил выводом войск с их территории, а то и вовсе выходом США из альянса.
Экономический шок
Страна, которая на протяжении полувека шла по пути глобализации, решила дать задний ход. Протекционизм, защита интересов американского производителя и «отказ от правил, навязанных мировой элитой» — главные тезисы экономической программы Трампа-кандидата.
Новый американский президент — противник международных договоров о свободной торговле. Речь идет не только о Мексике и Китае, которым Трамп объявил «коммерческую войну». Он обещал, что займется пересмотром соглашений со всеми странами, чтобы добиться более выгодных условий для американской стороны.
В случае несогласия, он готов пойти на расторжение договоров и даже выйти из ВТО. Шок для мировой экономики будет обеспечен.
Кроме того, лидер республиканцев намеревается повысить таможенные пошлины для иностранных компаний до 35%. Последние, конечно же, ответят Трампу взаимностью. А это может привести к мировому экономическому кризису. Франции, которая ежегодно экспортирует в США продукцию на сумму более 32 млрд. евро, его не избежать.
Стоит забыть о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП). Трамп еще в начале президентской гонки поставил крест на создании зоны свободной торговли между США и ЕС.
Конец экологическому сотрудничеству
Еще одно из предвыборных обещаний Трампа — похоронить Парижское соглашение по климату. Он убежден, что глобальное потепление — не более чем «мистификация». Будто предвидев, Барак Обама позаботился о ратификации еще в начале президентской гонки. Согласно договору, в течение трех лет ни одна страна не имеет права его расторгнуть. Однако насильно развивать источники возобновляемой энергии Дональда Трампа вряд ли кто-то заставит.
Новоиспеченный президент США намерен инвестировать в угольную промышленность, восстановить заброшенные шахты и возобновить морскую добычу нефти и газа. Он убежден: любые ограничения для борьбы с глобальным потеплением «убьют рабочие места и торговлю». Поэтому не видит никакого смысла в работе Агентства по охране окружающей среды, существующем с 1970 г., и планирует его закрыть.
«Трампизация» общества
«Нужно сказать французам: видите, Трамп — это то, что крайне правые могут сделать с Францией завтра».
Теперь эта цитата Олланда из книги звучит особенно реалистично. А, как известно, с подобным трамповскому «вернем стране былое величие» лозунгом выступает лидер партии Национальный Фронт Марин Ле Пен.
После победы Трампа и левым, и правым стало окончательно ясно, что по такому же сценарию могут пройти и президентские выборы во Франции в 2017 г. Так красноречиво прокомментировал результаты выборов посол Франции в США Жерар Аро: «После „брексита“ возможно все. Мир рушится на наших глазах. Кружится голова».
Олланд заверил:
Из американского опыта «уроки извлечены». Теперь задача политических сил страны — на этот вызов «найти ответ», чтобы избежать победы праворадикальных сил в лице Ле Пен.
Что касается последствий, от Франции мало зависящих, ей остается надеяться, что новый хозяин Белого дома смягчит дискурс и попросту не выполнит своих предвыборных обещаний.
Как мы знаем, такие примеры в истории нередки.
Надежда Дрямина
Источник - Русская весна (rusnext.ru)