Саммит «нормандской четверки»: формат почти исчерпан, но альтернативы нет
От предстоящих в среду в Берлине переговоров лидеров стран «нормандского формата» прорывов не ждут ни эксперты, ни, похоже, сами участники встречи.
В столице Германии предполагается обсудить ключевые темы, такие как проведение в Донбассе выборов и перспективы разведения сил сторон конфликта, но удастся ли достичь каких-то договоренностей — большой вопрос.
Во вторник стало известно, что лидеры Германии, России, Украины и Франции Ангела Меркель, Владимир Путин, Петр Порошенко и Франсуа Олланд все-таки встретятся в Берлине 19 октября. Разговоры об этом велись уже давно, еще в воскресенье в Москве заявляли, что шансы на проведение встречи невелики, однако в итоге договориться далось. В прошлый раз лидеры встречались в «нормандском формате» 2 октября 2015 года.
Российская сторона свою позицию в преддверии нынешних переговоров в Берлине обозначила четко.
«По-прежнему Москва и президент Путин сохраняют убежденность в безальтернативности минских договоренностей и в необходимости выполнения минских договоренностей всеми странами, которые брали на себя обязательства», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Власти Украины в апреле 2014 года начали военную операцию против ЛНР и ДНР, которые заявили о независимости после госпереворота на Украине в феврале 2014 года. По последним данным ООН, жертвами конфликта стали более 9,6 тысячи человек.
Вопрос урегулирования ситуации в Донбассе обсуждается, в том числе, в ходе встреч в Минске контактной группы, которая с сентября 2014 года приняла уже три документа, регламентирующих шаги по деэскалации конфликта. Для поддержки мирного процесса также были запущены переговоры в «нормандском формате» (Украина, Россия, Германия, Франция).
Читайте также: Мы готовы взять штурмом Киев, — Захарченко (ВИДЕО)
Призрак Моторолы
Встреча лидеров четырех стран пройдет в условиях, когда Донбасс стоит на пороге потенциального обострения ситуации. Ситуация с проведением местных выборов не сдвигается с места, причем Киев утверждает, что решение проблемы невозможно из-за нерешенной ситуации с безопасностью.
В вопросе разведения сторон конфликта тоже все непросто. Двадцать первого сентября в Минске был подписан рамочный документ о разведении сил и средств сторон конфликта в Донбассе, однако выполнить его полностью до сих пор не удалось.
А за несколько дней до встречи в «нормандском формате» произошло убийство лидера ополчения, которое в Донбассе приравняли к объявлению войны. Командир одного из подразделений ДНР Арсений Павлов с позывным «Моторола» погиб, когда в лифте его дома сработало взрывное устройство.
В Донецке сразу дали понять, что не сомневаются, кто стоит за убийством одного из самых известных участников военных событий в Донбассе.
«Я так понимаю, Петр Порошенко нарушил перемирие и объявил нам войну», — сказал глава Донецкой Народной Республики Александр Захарченко.
С ним согласился и его луганский коллега.
«Все те покушения и взрывы, которые происходили у нас, политические убийства в ДНР, все это говорит о том, что Украина, в частности Порошенко… выбирает не мирный путь, а путь войны», — заявил глава ЛНР Игорь Плотницкий.
Без договоренностей и ожиданий
С учетом этой ситуации лидеры стран «нормандской четверки» сосредоточатся в Берлине именно на разблокировании сложных вопросов. Как передало во вторник агентство Рейтер со ссылкой на главу МИД Франции Жан-Марка Эйро, целью встречи станет согласование даты выборов на Донбассе и достижение договоренностей по отводу вооружения на востоке Украины.
Однако о возможных итогах стороны переговоров отзываются более чем сдержанно.
«Прошел год с момента парижской встречи. Работа помощников как раз и показала необходимость сверки часов, что и будет сделано. Пока говорить о каких-то конкретных договоренностях нет возможности», — сообщил Песков.
Примерно с таких же позиций выступила украинская сторона. «Давайте не будем завышать ожидания от завтрашней встречи в Берлине», — процитировал слова Порошенко пресс-секретарь главы украинского государства Святослав Цеголко.
Ангела Меркель, в свою очередь, заявила, что трудно ждать от берлинской встречи каких-либо чудес.
Эксперты также не прогнозируют существенного прогресса. «Каких-то прорывных решений от завтрашней встречи ожидать, наверное, не стоит. Вероятно, будут задекларированы цели и задачи, анонсирован ряд новых встреч, будет попытка оказать давление на лидеров украинского государства с целью принудить их к соблюдению заключенных ранее договоренностей и следовать им в том порядке, в котором они указаны в соглашении», — сказал в беседе с РИА Новости замдиректора Центра украинистики и белорусистики исторического факультета МГУ Богдан Безпалько.
Он пояснил, что, несмотря на усилия ЕС и России, которые не заинтересованы в гражданской войне на востоке Украины, Киев, похоже, намерен играть на обострение.
«Возможно, подобного рода опасения и вызвали стремление лидеров „нормандской четверки” встретиться и обсудить пути возможного решения, возможных компромиссов», — считает Безпалько.
Читайте также: Испугались? США меняет стратегию в Сирии из-за российских С-300, — СМИ
Сирия как непрофильная тема
Ограничиваться украинской проблематикой лидеры Германии и Франции в Берлине не собираются. Как сообщило агентство Рейтер со ссылкой на главу французского МИД, Олланд и Меркель планируют на полях «нормандских» переговоров обсудить с Путиным ситуацию в Сирии. Позднее это подтвердила канцлер ФРГ. Однако Песков, отвечая на вопрос, будет ли Путин на встрече в Берлине обсуждать вопрос Сирии, сказал: «Нет».
«Президент открыт для обсуждения темы Сирии со всеми, он сам об этом говорил буквально накануне, общаясь с журналистами в Индии. Но цель завтрашней встречи — это именно встреча в «нормандском формате», — пояснил Песков.
Примечательно, что европейцы не в первый раз за последнее время пытаются «протащить» сирийскую тему в качестве одной из центральных в «непрофильные» мероприятия. На прошлой неделе стало известно, что Путин решил отменить визит в Париж, также планировавшийся на 19 октября.
Российская сторона мотивировала это «выпавшими из программы мероприятиями». Чуть ранее Олланд заявил, что намерен в ходе визита Путина обсуждать с ним только Сирию и не будет участвовать в других мероприятиях. При этом программой планировалось, что лидеры РФ и Франции посетят, в частности, церемонию открытия российского духовно-культурного центра в Париже.
«Если вот так бытовым языком объяснить, то положение было таково: вы, к примеру, заблаговременно получаете приглашение от хозяина приехать ко мне, там, в гости, пообедать, поговорить и так далее. Причем не только, скажем, по телефону он тебя зовет, а посылает приглашение красивое, говорит, вот, мы с тобой то-то сделаем, такие вот у нас планы на этот день, приезжай», — пояснил тогда помощник президента РФ Юрий Ушаков.
Далее, после получения согласия приехать, начинается подготовка к встрече, к обеду с заездом на квартиру к хозяину, а потом хозяин вдруг публично, в кругу своих друзей, начинает рассуждать о том, нужно ли ему встречаться со своим гостем, добавил он.
«И ты об этом знаешь, поскольку, так сказать, через друзей это к тебе доходит. Потом, более того, тебе звонит секретарь этого хозяина и говорит: „Ну, ты знаешь, ты приходи, квартира в твоем распоряжении, посиди там, может быть, хозяина не будет, но ничего, ты там посмотри, как там, что, а он, может быть, зайдет, там, на чай, а вообще, сам решай — придешь ты ко мне, или не придешь. Вот такая ситуация была”, — отметил Ушаков.
Читайте также: Порошенко выдвинул условия для встречи в «нормандском формате»
Лучше говорить, чем окопы рыть
Вне зависимости от итогов встречи в Берлине альтернативы «нормандскому формату» в украинском урегулировании пока нет, считают эксперты.
По словам Безпалько, ресурс этого формата почти исчерпан, но альтернатива ему — открытое противостояние в Донбассе.
«Самым главным является продолжение самого „нормандского формата”, выражение надежды на то, что конфликт в Донбассе можно решить мирным, политико-дипломатическим путем. Подобного рода встречи демонстрируют уверенность лидеров в том, что пока подобное решение возможно», — отметил он.
Это мнение разделяет и замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ-ВШЭ Андрей Суздальцев. «Любые контакты, переговоры полезнее, чем война. Переговоры в двойном, тройном формате все же полезнее, нежели рытье окопов и тому подобных вещей», — подчеркнул он.
По словам эксперта, один из основных вопросов — стоит ли Москве и дальше участвовать в усилиях по урегулированию в Донбассе.
«Есть некоторый парадокс: Россия дважды спасала украинскую армию от полного разгрома. Тем не менее, минские соглашения, по отношению к которым Россия выступает в качестве гаранта, оказались предлогом для введения против РФ санкций. То есть мы создали эти соглашения — против нас же ввели санкции.
После того, как недавно стали видны следы террористической деятельности Украины, был очень большой соблазн выйти из минского формата. В то же время, понимание того, что речь идет о жизни мирных людей на Донбассе, перевесило», — пояснил Суздальцев.
«Россия, на мой взгляд, действует очень грамотно, убеждая своих партнеров приступать к выполнению „Минска” без каких-либо предварительных условий.
За это отвечает Киев: на его территории возник конфликт, который привел к гражданской войне, и его задача — потушить этот конфликт у себя дома», — добавил он.
Источник - Русская весна