Три года в сирийском плену: как освобождали российского путешественника Журавлёва
Томский блогер и путешественник Константин Журавлёв, переживший три года в плену у сирийских экстремистов, освобождён и прибыл в Россию.
Об этом накануне стало известно из сообщения ФСБ. RT связался с лидером движения «Альтернатива» Олегом Мельниковым, который все эти годы вёл переговоры об освобождении Журавлёва, и узнал подробности спасения россиянина.
Блогер из Томска Константин Журавлёв пропал в Сирии в районе города Алеппо в 2013 году. Он путешествовал автостопом из Турции через территорию Сирии в Сахару, где планировал провести несколько недель. Боевики обвинили его в шпионаже в пользу официального Дамаска и захватили в плен. Узнав о насильственном удержании Журавлёва, гражданское движение «Альтернатива», занимающееся вызволением людей из рабства, вступило в переговоры по его освобождению. Лидер движения Олег Мельников рассказал RT, как удалось освободить россиянина и почему на это потребовалось три года.
RT: Каким образом удалось освободить Журавлёва? Где он сейчас находится?
— Константин уже прибыл в Россию и встретился со своей матерью. Надеюсь, на этом его страдания закончились. Если я не ошибаюсь, в данный момент они уже в пути к себе домой в Томск. Сейчас уже можно констатировать, что в целом ситуация разрешилась благополучно, но пока я могу только предполагать, по каким причинам всё закончилось именно так. Скорее всего, большую роль здесь сыграла помощь турецких спецслужб.
RT: Как к этому оказались причастны спецслужбы Турции?
— По нашей информации, до своего освобождения Константин несколько месяцев содержался в плену на территории этой страны, и группировка «Лива ат-Таухид», которая удерживала его, была достаточно протурецкой.
RT: Что это за группировка? Кто ей управляет?
— Она контролировалась силами Свободной сирийской армии. Соответственно, в ходе наших переговоров об освобождении мы общались с премьер-министром от оппозиции Сирии. Это было примерно около года назад. Но вообще ситуацию мы всегда держали под контролем — следили за перемещением Константина, в какое-то время нам передавали видео с ним, которое мы публиковали. Буквально в августе у нас появилась информация о его нахождении на территории Турции, которой мы поделились в том числе со Следственным комитетом России. Думаю, в результате этого, а также помощи турецких спецслужб Константин оказался на родине. Впрочем, это пока только мои предположения. Мне пока не удалось поговорить ни с Константином, ни с его матерью.
RT: То есть освобождение проходило без вашего участия?
— Да, я при этом не присутствовал, и пока подробностей того, как именно это произошло, у меня нет.
RT: Откуда вы узнали, что боевики «Лива ат-Таухид» перевезли Журавлёва в Турцию?
— У нас есть волонтёр, который отвечает за Сирию. Он сам сириец по происхождению, и активно контактировал с представителями этой группировки, в том числе с премьер-министром от сирийской оппозиции. В определённый момент через связи нашего волонтёра мы и получили данную информацию. Мы передали эти сведения матери Константина и, как я уже сказал, соответствующим российским структурам, после чего данные структуры, я думаю, приняли решение обратиться за помощью к турецким властям.
RT: Сколько времени Журавлёв был в заложниках у боевиков?
— Если не ошибаюсь, 6 октября было три года.
RT: Как с ним обращались в плену всё это время?
— Подробностей не знаю. Могу сказать только то, что ему была оказана врачебная помощь. Врач тогда подтвердил, что его жизни ничего не угрожает. Но это было ещё в 2013–2014 годах. После этого мы периодически получали информацию, что он жив и здоров и надеется на возможность вызволения. Впоследствии, когда Константина перевезли в Турцию, я полагаю, уже турецкие органы общались с теми, кто держал его в плену. Но опять же — это уже мои предположения.
RT: При каких обстоятельствах три года назад вы стали заниматься вопросом его освобождения? Ваша организация ведёт сейчас переговоры по спасению других заложников в Сирии или других криминальных регионах?
— По роду своей деятельности у нас достаточно много подобных случаев. Мы активно занимались обменом военнопленных на Украине, нас привлекали как стороннюю организацию. Мы возглавляли комиссию по обмену военнопленных. Но мы работаем по всему миру. Если в какой-то стране, в Сирии или другом государстве, российский гражданин находится в плену, мы стараемся его освободить. В данный момент у нас есть несколько случаев. Со всеми этими случаями мы работаем. Публично разглашать детали, связанные с этим, я пока не готов.
RT: В Сирии сейчас есть удерживаемые боевиками российские граждане?
— Если брать Сирию, то характерна другая проблема — с теми, кто туда уехал вместе с российскими боевиками. Это прежде всего члены семьи этого боевика — жена и дети. Он уехал воевать на стороне оппозиции или «ИГИЛ»* и был убит. Остались несовершеннолетние дети, которых нужно возвращать на родину. Этим мы и занимаемся.
Илья Кроль
* Запрещенная в РФ террористическая организация.
Источник - Русская весна