О требовании иранских властей в отношении участниц Чемпионата мира по шахматам надеть хиджаб
[img]http://rusnext.ru/sites/default/files/styles/news_page/public/hidjab_1.jpg?itok=i1Hb0POv[/img]
Многие сильнейшие шахматистки грозятся бойкотировать Чемпионат мира в Иране в следующем году, потому что тех, кто будет участвовать, заставят надеть хиджаб. Чемпионат мира по шахматам в Иране должен состояться в феврале следующего года, сообщают «ИноСМИ».
«Получается, что для того, чтобы стать чемпионкой мира, надо ходить в хиджабе. Это выведет из борьбы многих шахматисток, которые не захотят этого делать. ФИДЕ следует учитывать подобные вещи, когда она планирует проводить свои мероприятия в той или иной стране», — говорит Мортен Л.Мадсен, президент Ноpвежской шахматной федерации.
Дело в том, что гроссмейстеры-женщины рискуют оказаться в тюрьме, если не последуют правилам и не наденут головной убор. Международную шахматную федерацию ФИДЕ сейчас обвиняют в том, что она недостаточно сделала для защиты прав женщин. «Это совершенно неприемлемо, что один из важнейших турниров организуется в месте, где женщин заставляют прятать себя под хиджабами», — говорит американский гроссмейстер Нази Паикидзе-Барнс.
В Иране и Саудовской Аравии ношение исламского наряда предписывает закон. Головной убор после исламской революции 1979 года является обязательным.
Дело о хиджабе вызвало настоящее волнение в рядах мировой шахматной элиты. «Я уважаю культурные различия. Но сажать в тюрьму тех, кто не следует этим требованиям, — чересчур. Похоже, что женщинам играть в шахматы там (в Иране) небезопасно. Если ситуация не изменится, я участвовать не буду. Откажусь», — говорит Паикидзе-Барнс.
Гроссмейстер Карла Эредия из Эквадора тоже реагирует болезненно: «Ни одно учреждение, ни одно правительство, даже Чемпионат мира по шахматам для женщин не должен заставлять женщин носить хиджаб. Это противоречит всему, за что выступает спорт. В спорте не место дискриминации».
Гроссмейстер Сьюзен Полгар, работающая сейчас в ФИДЕ, рассказала CNN, что официальных жалоб от кого-либо из 64 шахматисток, которые будут принимать участие в Чемпионате мира, не поступало. «Если какие-то жалобы поступят, они будут рассмотрены профессионально и дипломатично», — заявила она.
«Для меня не было бы проблемой надеть хиджаб, если бы это сделали все участницы», — заявила Полгар.
«Должны ли участники международных спортивных соревнований соблюдать дресс-код страны, принимающей чемпионат? Должно ли ношение хиджаба быть добровольным в данном случае? Должна ли страна-устроительница спортивных соревнований обеспечивать соблюдение прав женщин?» — с такими вопросами корреспондент Regions. Ru обратился к священнослужителям.
Владыка Евгений (Кульберг), епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии, заявил, что во всей этой истории у него вызывает глубокое уважение отношение к своим традициям властей Ирана. «Чемпионат чемпионатом, а традиции нашего народа для нас значат больше, чем любые международные или общечеловеческие представления», — показывают они своим поведением, отметил епископ.
«Вот если бы в России был сформулирован такой национальный нравственный кодекс, и мы были бы способны отстаивать его с тем же упорством, что и иранцы! Пока ни Соединенные Штаты, ни какие-то международные организации не возмущаются тем, „что себе позволяет“ эта страна. Вопрос стоит так: либо участвовать в соревнованиях в хиджабах, либо не участвовать вообще. Но речи о том, чтобы принуждать к чему-то Иран, вводить санкции, пока там не пойдут на попятный, нет. Так, что, повторюсь, позиция иранцев заслуживает уважения. А по поводу остального — вся наша жизнь состоит из компромиссов. Да, есть люди, которые трепетно относятся к национальной или религиозной традиции, и если их будут заставлять надеть хиджаб или снять с груди крестик, им придется определиться, что для них дороже. Если какой-то шахматистке карьера дороже, думаю, она наденет хиджаб и получит какие-то спортивные бонусы, быть может, займет призовое место. Если дороже национальные или религиозные принципы, откажется. Я считаю, ничего выходящего за рамки здравого смысла в этой ситуации нет. Вопрос в выборе», — заключил владыка.
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, отметил, что мусульманский фундаментализм предполагает жесткие нормы — это, в том числе, касается поведения и внешнего вида, причем как своих, так и чужих.
«Да, если мы приезжаем в какую-то страну, должны соблюдать ее законы — во всяком случае, вести себя так, чтобы не мешать местным жителям. Но мне кажется, в этой ситуации власти страны не должны настаивать, чтобы иностранцы соблюдали их дресс-код. Иранцы причисляют себя к культурному мировому сообществу, они не против, чтобы к ним приезжали гости, туристы. А шахматы — игра интеллектуальных людей. Раз уж они хотят быть частью этой системы, должны принимать условия, с которыми этот вид спорта сопряжен. Я не думаю, что мусульманам будет нанесен урон, если иностранцы оденутся, как у себя дома», — продолжил он.
«На мой взгляд, дело даже не в хиджабе, а в поведении приезжающих женщин. Их образ жизни, поведение идет вразрез и с православными канонами, и с шариатским законом. Так что я бы скорее протестовал против мини-юбок и брюк. Мне кажется, здесь нужна некоторая граница: иностранцы не должны вести себя вызывающе, своим поведением и внешним видом оскорблять местных жителей — но это совсем не значит, что они должны наряжаться, как мусульманки», — заключил священник.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что иранцы, которые приглашают женщин разных стран на чемпионат мира, не идиоты, а вполне разумные люди и требовать хиджаб будут только от мусульманок.
«Насколько я знаю культуру этого народа, нужен просто платок, головной убор. Как у нас в храме: не ходи простоволосой, соблюдай негласный дресс-код для православных. Я служу в храме в центре Москвы, многие женщины приходят к нам из офиса в брюках и с непокрытыми головами, и мы не препятствуем им посещать храм. А в провинции, например, не то, что женщину не пустят, — она и сама не решится зайти в храм без платка. Это не нарушение чьих-то прав, а установленное правило. Если человек хочет, чтобы к нему относились хорошо, он это соблюдет. Думаю, и иранцы так сделают, чтобы не взрывать обстановку, предложат какой-то минимум, и они на это имеют право», — продолжил о. Александр.
«Но согласовать это с приезжающими на чемпионат надо. Разве требуется ношение хиджаба для отдыхающих европейских женщин в Турции или Египте? Они ходят на пляжи как привыкли. Туризм — это солидный источник дохода для этих стран, поэтому власти идут навстречу и определяют зоны, где можно носить купальники, чтобы никого не смущать. А устраивать заранее страшилки из этого бессмысленно. Иранцы нормальные люди, и если приглашают на чемпионат мира, то наверняка разработают дресс-код, который всех устроит», — заключил священник.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что здесь сталкивается религиозное и светское мировоззрение.
«Понятно, что международные спортивные соревнования несут светский, либеральный характер, а не религиозный. А поскольку в это дело оказываются втянутыми страны, где господствует традиционное религиозное мировоззрение, в данном случае ислам, то возникает непримиримое противоречие. Наверное, все же надо как раз либеральному светскому мировоззрению смириться, раз они исходят из того, что многообразие надо поддерживать. Но получается, под лозунгом либерализма проповедуется „уравниловка“, и всех хотят этому подчинить, даже традиционное религиозное мировоззрение? Да и что страшного в том, если шахматистки хиджаб наденут? Их же не кровь сырую пить заставят. Наоборот это уважение к стране и ее традициям, — так проявите его! Тем более, что это только на время соревнований. Так что тут анекдот в нетерпимости со стороны либеральных идей», — подчеркнул священник.
Иерей Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске, считает, что эта проблема — целиком на совести организаторов Чемпионата мира.
«Такое впечатление, что эта страна была выбрана в качестве принимающей намеренно — чтобы создать напряженность в мировом сообществе, уже „подогретом“ религиозными конфликтами. Почему бы тогда не провести гей-парад в Саудовской Аравии, где гомосексуализм запрещен законом и карается смертной казнью? Я не имею ничего против хиджабов на мусульманских женщинах, но надевать его на тех, кто не принадлежит к этой религиозной культуре, странно. Да, традиции страны, куда ты отправляешься в гости, уважать нужно. Но неужели организаторы Чемпионата не знали о таком требовании? Я думаю, чтобы не провоцировать конфликт, было бы уместно сменить место его проведения — или уж проводить, лишившись части участниц. Так что все вопросы — к ФИДЕ. Очень неприятно, что спорт активно втягивают в политику. На наших спортсменов оказывали давлением „допинговым скандалом“, паралимпийцев вообще отстранили от участия в соревнованиях. Я считаю, эти „игры“ в спорте недопустимы. ФИДЕ нужно заниматься чистым спортом, без политики», — заключил он.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, отметил, что хиджаб — прежде всего религиозная одежда.
«Женщина должна носить его в соответствии с законодательством страны, которое базируется на религиозных принципах. Видимо, поэтому такое требование выдвигается в отношении всех приезжих — в том числе, участниц спортивных соревнований. Да, хиджаб должны носить женщины, исповедующие ислам. Однако спортсменки, выразившие недовольство тем, что им тоже придется его надеть, ссылаются на свои права. Но разве их в чем-нибудь ущемляют? Это просто требование религии. Если бы они сослались на то, что они христианки, или исповедуют другую религию, а это требование ей противоречит, конечно, их можно было бы похвалить. Но если речь идет о неверующих, какая разница, что они наденут на соревнования? Мне недовольство спортсменок, честно говоря, непонятно», — подчеркнул священник.
Священник Антоний Скрынников, руководитель миссионерского отдела Ставропольской епархии, кандидат философских наук, отметил, как человек, в течение многих лет занимавшийся шахматами, что это совершенно неспортивные требования, которые не могут быть удовлетворены.
«Несмотря на то, что хиджаб — это прежде всего национальный вид одежды ряда народов, в современном мире он ассоциируется с религиозным выбором и вряд ли для христианок будет приемлемо его ношение. Я думаю, альтернативой мог бы стать легкий стандартный женский платок разной расцветки, на выбор, который бы не вызвал столько вопросов», — подчеркнул о. Антоний.
Источник - Русская весна (rusnext.ru)