День рождения — грустный праздник. 26 лет объединению Германии
Очередную годовщину объединения ФРГ и ГДР не случайно было решено отметить в Дрездене. Именно в этом городе 26 лет назад начались массовые демонстрации граждан за «воссоединение» (хотя в своей нынешней конфигурации Германское государство никогда не существовало), которые затем перекинулись на другие земли ГДР. Столица древней Саксонии, культурная столица Восточной Германии, с ее музеями и замками, всемирно известной оперой «Земпер» и развитой интеллигенцией, первой восстала против разделения немцев на две нации.
Очевидцев тех событий поражали вдохновленные лица митингующих, их единый порыв и могучий рокот толпы «Свободу, свободу, свободу». Это выглядело как народное волеизъявление, и лишь немногие специалисты знали, что на самом деле им выпало быть свидетелями победы, одержанной Западом в информационной войне.
Страны социалистического содружества намного отстали от Запада в развитии технологий управления массовым сознанием и безнадёжно проиграли эту битву.
Какого эффекта хотели добиться организаторы празднования на сей раз, задумав провести праздник в Дрездене? Что можно было придумать на фоне усиливающегося разброда в стране, когда правящая коалиция последовательно проигрывает земельные выборы, бурно растет партия «Альтернатива для Германии» и усиливается левый лагерь, а гражданский протест становится фактором повседневной жизни?
Уж не задумали ли организаторы пробудить воспоминания тех дрезденцев, которые 26 лет назад в едином порыве выходили на площади? Не вознамерились ли они на этой ностальгической ноте возродить дух национальной солидарности? Ведь населению Дрездена есть что вспомнить. Оно имеет право сказать: объединение — это наша заслуга! Вот было бы здорово, если бы дрезденцы собрались на площадях своего города со словами поддержки правительства и Ангелы Меркель лично! Судя по тому как власти готовились к празднику, что-то подобное ими задумывалось. Они запланировали целых три праздничных дня, организованных на широкую ногу.
Несмотря на дождь, в празднично украшенном центре города в субботу, воскресенье и понедельник проводились концерты, дискотеки, развлекательные программы, работали палатки с угощениями. Вино и пиво лились рекой. Во дворце Цвингер сервировали угощение на 300 именитых гостей из всех федеральных земель. Вечером в воскресенье устроили грандиозное световое шоу и фейерверки.
Жители Дрездена тоже не остались от праздника в стороне. Они предварили ликование властей поджогом мечети, Конгрессцентра и нескольких полицейских автомашин. Зная, как могут ликовать саксонцы, власти достойно подготовились. Исторический центр города был заблокирован. Растянули 10 километров колючей проволоки, выставили на посты 2600 полицейских, ввели повышенные меры безопасности. Поперёк улиц и по набережной Эльбы положили тысячи бетонных блоков, которые теперь называют «блоками Ниццы», чтобы предотвратить атаки террористов на грузовиках.
Всё это указывало на то, что на самом деле в Дрездене проходили два праздника. Один — для победителей, которых привезли в торжественном кортеже. А привезли весь цвет Германии — федерального президента Иоахима Гаука, председателя бундестага Норберта Ламмертса, федерального канцлера Ангелу Меркель и бесчисленную рать победителей помельче. Для этих гостей были запланированы торжественное заседание в здании оперы «Земпер», запись в «золотой книге» города и богослужение в печально известной Женской церкви, где британская военная авиация сожгла сотни женщин и детей.
Торжество «воссоединения» удачно украшало посещение Ангелой Меркель семьи местного имама, мечеть которого подожгли накануне ликующие саксонцы.
Вторую часть участников празднования — тех, кто не считали себя победителями, постарались по возможности отгородить от высоких гостей. Там не было выступления Ангелы Меркель, не было даже привычных флагов ФРГ в окошках, которые, видимо, пришли в негодность за 26 лет.
Поэтому вторая часть участников праздника взяла общение с первой частью в свои руки. Когда в понедельник из правительственного кортежа стали выгружаться высокие гости, чтобы проследовать в здание оперы, их встретило улюлюканье толпы, свист и крики «Меркель должна уйти». Над манифестацией красовались плакаты (такого раньше никто не видел): «Никогда больше диктатуре Меркель», «Нас вымеркивают» и так далее. Хор саксонских горняков, встречавший гостей приветственной песней, был освистан. Гости мужественно шли сквозь рёв толпы, сжав зубы, лишь супруга саксонского министра экономики Мартина Дулига рыдала в голос. Сдали нервы.
Одновременно с торжественным заседанием в опере начался митинг правых на мосту «Голубое чудо» через Эльбу, и по улицам пошли колонны сторонников PEGIDA, которых полиция насчитала до 3 тысяч, но, которых, по свидетельствам очевидцев, было значительно больше. Колонны скандировали экстремистские лозунги. С особым успехом в You Tube полетел эпизод, в котором полицейский приветствует демонстрантов PEGIDA словами: «Желаю вам успешного дня!»
А в это же время сторонники Левой партии спускали в Эльбу гробы с надписями «Немецкая иммиграционная политика»…
В такой демократической стране, как Германия информацию сложно блокировать даже от высшего руководства. Поэтому участникам торжества, скорее всего, стали известны и сведения о том, как празднуется «воссоединение» за пределами Дрездена.
А за пределами Дрездена этот день был отмечен поджогами общежитий с беженцами в Ютеборге, Наумбурге, Нойбранденбурге и нападением на мечеть в Потсдаме. Вдобавок в Шлезвиг-Гольштейне избили обербургомистра за сочувствие беженцам.
Немецкие газеты в тот же день распространили проповедь епископа Саксонии Карстена Рентцига, которую тот произнёс в Женской церкви: «Мы живем в неспокойные времена», — говорил проповедник, напомнивший об отсутствии мира в стране, о расколотой Европе, о терроризме, о недоверие, о ненависти, которая распространяется в социальных сетях и отравляет людей. Он говорил о том, что мир — это не то, что разумеется само собой.
Собравшиеся в церкви слушали проповедь со смиренными физиономиями. Доносились ли до них крики с площади представителей второй части народа, которые тоже хотели быть услышанным? Едва ли. Ведь единственное публичное выступление в Дрездене, которое Ангела Меркель себе позволила, заключалось в коротком интервью на ходу, смысл которого можно передать одной фразой: «Я надеюсь, что люди меня поймут».
Самое же интересное заключалось в том, что немцы всё же получили повод посмеяться: сервильная немецкая пресса, как в сатирическом романе Ярослава Гашека, охарактеризовала настроения народа примерно так, что «маленькая кучка отщепенцев попыталась омрачить праздник»
Праздник и вправду получился грустным.
Дмитрий Седов
Источник - Русская весна (rusnext.ru)