Венгерский Рубикон Евросоюза
Намеченный на 2 октября референдум в Венгрии по вопросу соответствия миграционной политики ЕС национальному законодательству может стать не только поворотным пунктом в дискуссиях по данной проблеме, но и исходной точкой нового противостояния внутри Евросоюза.
Линий противостояния в ЕС уже немало. Во-первых, между сторонниками и противниками евро (впечатляющий пример — упорный отказ от введения евро тремя из четырёх государств Вишеградской группы). Во-вторых, между поборниками сохранения нынешней конфигурации еврозоны и сторонниками выделения в её рамках «ядра» ведущих европейских экономик (Германии, Франции, Австрии и стран Бенилюкса). В-третьих, между экономически более развитым Севером и средиземноморскими странами, оказавшимися в долговой кабале у своих же партнёров по Евросоюзу. В-четвёртых, между сторонниками сохранения и даже усиления антироссийских санкций и теми государствами, партиями и политиками, которые всё громче призывают к их отмене. В-пятых, между так называемым британским блоком (Великобритания, Венгрия, Польша, Скандинавия) и их оппонентами во главе с Германией и Францией.
Однако всё это — противостояния, участники которых в целом не ставят под сомнение основополагающие принципы устройства ЕС, и в первую очередь примат центральных органов (Совет Европейского союза, Европейская комиссия и Европейский парламент) по отношению к национальным институтам при решении ключевых вопросов общеевропейской повестки дня. Даже недавние референдумы в Греции и Великобритании формально не выходили за рамки единой правовой системы ЕС.
В случае же с Венгрией всё может оказаться для Евросоюза гораздо серьёзнее. Впервые в истории ЕС страна-член Союза не заявляет о намерении его покинуть, а ставит вопрос о пересмотре принципов своего участия в нём. Гражданам Венгрии будет предложено ответить на вопрос о том, согласны ли они, чтобы Евросоюз имел право вводить обязательное расселение иностранных граждан в их стране без согласия национального парламента. По всем признакам подавляющее большинство венгров выскажутся в пользу приоритета решений собственного высшего законодательного органа. А это в свою очередь создаст прецедент для всей международно-правовой системы Евросоюза.
Вдохновитель предстоящего плебисцита премьер-министр Венгрии Виктор Орбан очень грамотно проводит политическую кампанию на международном уровне. Отвергая обвинения в стремлении изолироваться от ЕС или подорвать единство Союза, он подчёркивает, что общеевропейскому единству и всей европейской цивилизации угрожает как раз ошибочная линия Еврокомиссии в вопросе о миграционном кризисе. Орбан утверждает (и в этом его трудно опровергнуть), что система обязательных квот по приёму беженцев и мигрантов радикально изменит культурно-религиозную идентичность Европы.
Комментируя итоги прошедшего 16 сентября в Братиславе неформального саммита Евросоюза, венгерский премьер заявил, что Европа проводит по отношению к мигрантам «самоубийственную и наивную политику». А его итальянский коллега Маттео Ренци подкрепил это мнение: «ЕС не продвинулся в решении миграционного кризиса».
Интересно, что Виктор Орбан всё увереннее выступает и от лица Евросоюза как целого, призывая, в частности, к созданию «глобальной системы квот», которая позволила бы распределять мигрантов не только по европейским странам, но и по всему миру. Аргумент у него убедительный: региональные конфликты, вызвавшие потоки беженцев, явились результатом политики ведущих мировых держав, а не только и не столько Евросоюза.
В случае если на референдуме 2 октября власти Венгрии получат от своих избирателей однозначную поддержку (а прогноз именно таков), венгерский опыт обязательно захотят повторить в других странах-членах ЕС. И если Греции в 2015 году власти Евросоюза ещё могли грозить за строптивость экономическими мерами, то в случае с Венгрией возможности убеждения и наказания минимальны. На исключение венгров из ЕС никто не пойдёт (даже если вопрос будет поставлен, его незамедлительно заблокируют Австрия и/или страны Вишеградской группы). Вводить же антивенгерские санкции за «строптивость» значило бы ещё больше углубить существующие противоречия и усилить евроскептические настроения, особенно в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ).
Наконец, вердикт венгерских избирателей обещает стать сильным ударом по Ангеле Меркель (миграционные квоты — её идея), позиции которой в Германии и так шатаются.
Обострение противостояния между Германией, с одной стороны, и Венгрией и другими государствами ЦВЕ — с другой, видится главной пружиной дальнейшего развития событий в Евросоюзе. Председатель Европарламента немец Мартин Шульц уже наметил контуры этого противостояния, заявив, что некоторые европейские страны (читай: Венгрия, Польша, Словакия и Чехия) в ситуации острого миграционного кризиса «бросили Германию в беде». Однако в самих этих странах думают иначе. Депутат Европарламента от чешского движения ANO Павел Теличка в интервью чешскому радио подчеркнул, что «это канцлер Меркель бросила других в беде, потому что в один прекрасный день она объявила нечто, касающееся всего Евросоюза, не утруждая себя тем, чтобы явиться на саммит ЕС и сказать: „Я планирую то-то и то-то, давайте выработаем общую позицию“».
Руководство Евросоюза, кажется, впадает в ступор не только там, где речь идёт о проблеме мигрантов, но и там, где заходит речь о налаживании взаимодействия с Россией или о запуске механизма Brexit.
В Брюсселе замерли в ожидании исхода предстоящих в 2017 году выборов в Германии, Франции и, конечно же, в США. Однако выборы новых президентов этих стран вряд ли помогут «единой Европе». И тогда, возможно, воплотятся страхи Энрико Летты, бывшего премьер-министра Италии, а ныне эксперта Парижского института политических исследований и президента Института Жака Делора: «Я очень боюсь, что мы так и останемся при статус-кво, будем дожидаться результатов выборов в Германии и Франции и в конечном итоге потеряем Европу»…
Пётр Искендеров
Источник - Русская весна (rusnext.ru)