Новость из категории: Главные новости

Финальная авантюра Обамы в Венесуэле

Финальная авантюра Обамы в Венесуэле


Две манифестации, два многолюдных марша, которые прошли в Каракасе 1 сентября, отразили всю напряжённость сложившейся в Венесуэле ситуации. На улицы вышли, с одной стороны, сторонники боливарианского правительства и «социализма с венесуэльским лицом», с другой — оппозиция, предводительствуемая Блоком демократического единства (MUD). Манифестации должны были показать, кто «контролирует улицу», за кем идёт народ. И выяснилось: в богатых кварталах столицы больше сторонников MUD, у Единой социалистической партии Венесуэлы (PSUV) прочные позиции в районах, где живёт простонародье.
Оппозиции, по утверждениям лидеров MUD, удалось собрать под свои знамёна около миллиона человек, но политики и журналисты, известные своей объективностью, опровергают эти данные. Так, Хосе Висенте Ранхель заявил, что в рядах оппозиции маршировали не более 30 тысяч. Западные агентства приводили совершенно другие сведения. Так, Deutsche Welle сообщила, что численность чавистов была на порядок меньше, чем протестующих оппозиционеров, мол, «сам Мадуро заявил о 30 тысячах своих приверженцев». Однако венесуэльский президент ничего подобного не говорил. Он привёл иные цифры: на боливарианской манифестации было около 300 тысяч, с оппозицией — 30–35 тысяч человек. «Я их уважаю, — сказал Мадуро о своих политических оппонентах. — И хотел бы, чтобы они ответили на мою протянутую руку, чтобы прекратилась экономическая война, саботаж, угрозы насилия». Ответа на его призыв не было.
После манифестаций 1 сентября министр иностранных дел Делси Родригес и министр внутренних дел Нестор Реверол провели пресс-конференцию, пригласив на неё дипломатов, аккредитованных в Венесуэле.
Родригес и Реверол представили неопровержимые доказательства того, что лидеры оппозиции пыталась использовать манифестацию 1 сентября для дестабилизации положения в стране. Имела место очередная попытка спровоцировать столкновения, довести противостояние участников двух маршей до кровопролития (чем больше жертв, тем лучше), обвинив власти в пролитой крови.
Манифестация оппозиции готовилась под лозунгом «Взятие Каракаса». Как заявила Делси Родригес, превентивные действия правительства позволили избежать резни, действия заговорщиков «были сорваны спецслужбами и сотрудниками полиции». Родригес рассказала о появлении в Каракасе снайперов, уже готовивших позиции для стрельбы по демонстрантам. «Верхушка венесуэльских правоконсервативных кругов», заявила Делси Родригес, пытается предъявить международному общественному мнению «фальшивые представления о нашей стране», создать «сценарий, который будет способствовать вмешательству внешних сил».
Министр внутренних дел Нестор Реверол подробно рассказал о работе венесуэльских спецслужб в последние месяцы. Пресечены десятки акций саботажа на транспорте, в нефтяном секторе, на линиях энергообеспечения. Вскрыты тайные склады продовольствия и товаров первой необходимости. Перехвачены партии оружия, которое заговорщики пытались контрабандой ввезти в страну. Выявлены лагеря paramilitares, переброшенных в Венесуэлу из Колумбии. Один из таких лагерей обнаружен в нескольких километрах от президентского дворца Мирафлорес в заросшей лесом гористой зоне. Из схронов изъято стрелковое оружие, в том числе снайперская винтовка с дальностью стрельбы 1800 метров.
Венесуэльские спецслужбы нейтрализовали ряд радикально настроенных руководителей оппозиции. Проведены аресты, предъявлены доказательства антигосударственной деятельности арестованных. Заключен в тюрьму бывший мэр города Сан-Кристобаль (в пограничном с Колумбией штате Тачира) Даниэль Себальос (Ceballos). По данным МВД Венесуэлы, Себальос планировал возглавить 1 сентября антиправительственные выступления радикальных групп. Фигура опасная: в 2014 году он участвовал в организации массовых беспорядков, жертвами которых стали с обеих сторон 43 человека.
Среди арестованных — Карлос Мело, деятель группировки Avanzada Progresista, Йон Гойкоэчеа (Yon Goicoechea) из партии Voluntad Popular, обеспечивавший один из каналов связи оппозиционеров с посольством США. Гойкоэчеа доказал свою лояльность звёздно-полосатому флагу ещё выступлениями против Уго Чавеса и был поощрён в 2008 году премией Милтона Фридмана (полмиллиона долларов) «за борьбу по продвижению свободы». В 2013—2016 гг. этот борец за свободу учился в Колумбийском университете и вернулся в Венесуэлу накануне событий в Каракасе, объявив, что теперь он «готов к управлению страной».
В эти же дни был объявлен в розыск Лестер Толедо — политический координатор партии Voluntad Popular, вербовавший и оплачивавший уличных боевиков.
Посольство США в Каракасе пока воздерживается от публичных заявлений по поводу «Взятия Каракаса» и жёсткой реакции властей на очевидную попытку переворота. Как бы там ни было, администрация Обамы противодействует правительству Николаса Мадуро по всем направлениям, используя свои «оперативные возможности» в Латинской Америке. Характерный пример — «Совместное коммюнике государств — членов ОАГ по поводу недавних событий в Венесуэле» от 11 августа. Правда, коммюнике является не таким уж «совместным» — из 34 членов ОАГ его подписали 15 государств, включая США, Канаду, Мексику, Колумбию, Гондурас, а отвергли надёжные венесуэльские союзники — Эквадор, Никарагуа, Боливия, Сальвадор и другие. В коммюнике венесуэльские власти призываются к «ясному, чёткому и неотложному проведению оставшихся этапов по реализации отзывного президентского референдума, и таким образом способствовать быстрому и эффективному разрешению нынешних политических, социальных и экономических трудностей» в стране.
Сейчас политическая борьба в Венесуэле сосредоточена вокруг этого вопроса — сбора подписей в поддержку референдума о досрочном прекращении полномочий президента Мадуро. Проверка собранных на первом этапе подписных листов Национальным избирательным советом Венесуэлы (CNE) близка к завершению. На втором этапе оппозиции необходимы подписи 20% избирателей, то есть не менее 4 млн. человек. Руководство CNE заявило, что второй этап пройдёт в октябре. Отсюда и спешка ОАГ, то есть администрации Обамы. По Конституции Венесуэлы, если отзывной референдум в 2016 году приведёт к поражению Николаса Мадуро, будут назначены очередные президентские выборы. Если референдум с таким же результатом пройдёт после января 2017 года, то место Мадуро займёт вице-президент Аристобуло Истурис (Aristobulo Isturiz), сподвижник и единомышленник Чавеса. Для оппозиции это равнозначно её поражению.
Заговор против боливарианской власти возглавляет Луис Альмагро, в прошлом министр иностранных дел Уругвая, а ныне генеральный секретарь Организации американских государств. Будучи проводником политики Госдепартамента США, Альмагро клеймит Мадуро как «диктатора».
Руководство Венесуэлы даёт отпор генсеку ОАГ на всех международных форумах. В июне с. г. Делси Родригес выступила на 46-й сессии Генассамблеи ОАГ с разоблачениями Альмагро: «Ежедневно мы получаем доказательство того, что генеральный секретарь этой организации занимает сторону венесуэльской оппозиции, которая собирается свергнуть законное правительство президента Николаса Мадуро, неопровержимые подтверждения того, что генеральный секретарь ориентируется на внешнее вмешательство во внутренние дела Венесуэлы, выступая агентом Вашингтона».
Посольство США в Венесуэле в круглосуточном режиме осуществляет сбор оперативной информации, направляя свои оценки и рекомендации в Вашингтон. Несколько лет назад численность персонала посольства по настоянию Каракаса была значительно сокращена, но подрывная работа посольских сотрудников от этого не прекратилась. В страну направлены опытные кадры Госдепартамента, ЦРУ, военной разведки США, команда специалистов АНБ.
Возглавляющий посольство США в Венесуэле поверенный в делах Ли МакКленни (Lee McClenny) выступает за «мягкий вариант» отстранения Мадуро, ориентируясь на «бразильский опыт» по смещению Дилмы Руссефф. Поэтому посольство уделяет повышенное внимание критике «боливарианского доминирования» в структурах власти. Второе лицо в посольстве Брайан Наранхо (Brian Naranjo) является ведущим специалистом по Венесуэле; он впервые приехал в страну ещё в январе 1996 года. Начинал карьеру вторым секретарём политического отдела — с должности, которая является традиционным прикрытием для сотрудника ЦРУ. Брайан был свидетелем восхождения Уго Чавеса к власти, он обладает разветвлёнными связями не только в оппозиционных кругах.
Судя по всему, Ли МакКленни и Брайан Наранхо будут и дальше работать над организацией «отзывного референдума». С точки зрения американских мастеров подготовки государственных переворотов, на сегодняшний день такой вариант смены режима наиболее перспективен. Проблема этих «мастеров» состоит только в том, что боливарианское руководство, включая военных, никогда не капитулирует перед своими противниками.
Нил Никандров


Источник - Русская весна (rusnext.ru)

Комментарии

Интересные новости

Новости из сети Интернет

Похожие новости