Турция подняла на курдов «Щит Евфрата»
Турция начала менять тактику в сирийском конфликте и перешла в наступление.
Наземная операция, проводимая Анкарой при поддержке американской коалиции, ставит целью освободить территории на границе от ИГ.
Однако удары приходятся и по позициям сирийских курдов. Битва за территориальную целостность Сирии нужна Эрдогану для сохранения собственной страны, и идет она с согласия России.
Турция перешла к активным действиям, начав наземное наступление в приграничном районе Сирии. Сначала целью операции «Щит Ефрата» было заявлено вытеснение из города Джараблус сил ИГ*. Позже президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал более широкую цель операции. «Мы сегодня в 4 часа утра начали военную операцию для устранения угрозы, исходящей со стороны ИГ и сирийских курдов», – заявил он.
Эрдоган добавил, что Анкара намерена покончить с нападениями на турецкую территорию из приграничных районов Сирии. По его словам, операция будет завершена, как только удастся устранить эту угрозу. Россию власти Турции о проведении операции в Джараблусе также проинформировали, сообщили турецкие СМИ.
«С целью очистки от...»
Спецназ Турции вошел на территорию Сирии в ночь на среду, чтобы, как пояснил Reuters турецкий чиновник, «очистить» Джараблус от боевиков ИГ. За несколько часов до этого армия Турции при поддержке международной коалиции начала военную операцию в Джараблусе. Турецкие ВВС нанесли четыре авиаудара по боевикам, сообщили СМИ. Анкара еще раз подтвердила: «Операция в Джараблусе нацелена на очистку турецких границ от террористических группировок и поддержание территориальной целостности Сирии».
Во вторник Турция уже обстреливала район Джараблуса, где были развернуты позиции ИГ, а заодно подвергла атаке курдские Силы народной самообороны в районе города Манбидж, сообщил турецкий телеканал NTV. В тот день сирийские курды объявили о начале операции по освобождению Джараблуса: «Турция позволила большому числу боевиков ДАИШ (ИГ – прим. ВЗГЛЯД) пройти через границу, вредя стабильности в Сирии. Турция пытается активизировать террористические группировки», – подчеркнул Военный совет сирийского Курдистана, который цитировал портал Riataza. Между Турцией и ДАИШ может быть заключено соглашение, позволяющее турецким силам занять город Джараблус, отметил Военный совет. Он попросил международную коалицию поддержать их в защите города от Турции.
Опередить курдов в захвате Джараблуса поспешила и «Свободная сирийская армия» (ССА). Она также объявила о начале крупной операции против ИГ. Поддержать ССА вызвалась Турция, которая подчеркнула, что в связи с недавними событиями намерена усилить давление на исламистов. Часть бойцов-оппозиционеров будут действовать непосредственно с турецкой территории. Также Анкара окажет материальную и тыловую поддержку, добавил портал Riataza. Западные наблюдатели отметили, что поддержка Турцией ССА вызвана в том числе и тем, что в направлении Джараблуса наступают отряды «Сил демократической Сирии» (СДС), значительную часть которой составляют курдские ополченцы, связанные с Курдской рабочей партией, членов которой в Турции называют террористами.
«Силы сирийских курдов должны покинуть районы к западу от Евфрата и перейти на восток. Если это не осуществится, Анкара сделает все необходимое», – сказал в ходе военной операции глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. Сирийские курды же отступать не собираются и называют операцию оккупацией соседней страны. «Естественно, мы будем выступать против. Наше руководство будет разрабатывать соответствующие меры, – заявил представитель курдской Партии демократического союза (ПДС) в Москве Абдесалям Али. – Если турки так и будут наступать на территорию Сирии, то у курдов с ними обязательно будут столкновения», – добавил он.
Али назвал борьбу с ИГ лишь предлогом для Турции. «Они (турки) знали, что выдворение ИГ из Джараблуса было вопросом времени со стороны «Сирийских демократических сил». Очевидно, что они не хотят допустить того, чтобы курды взяли Джараблус», – сказал он, попутно опровергнув заявления Турции о том, что ее поддерживает возглавляемая США коалиция.
«Частичное примирение с Асадом», пока «работают США»
«Мы не допустим создания никакой курдской государственности на севере Сирии», – заявил во вторник премьер-министр Турции Бинали Йылдырым. Он добавил, что «это также противоречит интересам самой Сирии, которой необходимо сохранить территориальную целостность».
Между тем The New York Times отметила, что курды все больше продвигаются на северо-востоке Сирии и приближаются к полному контролю района. Газета напомнила, что провинция Хасака вот-вот выскользнет из «рук Башара Асада». «Соседняя Турция, которая выступала против Асада, может пойти на частичное примирение с ним, если поймет, что Асад – меньшая угроза по сравнению с попыткой курдов построить полуавтономный регион вдоль турецкой границы», – подчеркнуло издание.
В стороне от конфликта не остались и США. Заместитель начальника пресс-службы Госдепартамента США Марк Тонер отметил, что Штаты стремятся не допустить обострения ситуации в связи с противостоянием Турции и курдов: «Мы находимся в контакте с турецкими официальными лицами, а также представителями СДС в связи с этим инцидентом. Мы работаем над тем, чтобы не допустить роста напряженности. Я хотел бы напомнить обеим сторонам, что ИГ является главным и общим врагом, с которым мы все воюем», – пояснил Тонер, которого цитировал ТАСС.
Напомним, курды – ведущая сила, на которую США делают ставку в борьбе с ИГ. Более того, теперь с помощью курдов США пытаются перехватить инициативу в Сирии для борьбы с правительственными войсками Башара Асада, отмечала ранее газета ВЗГЛЯД.
«Турция не нанесла по наемникам ни одного удара»
Между тем, несмотря на «работу» США, коалиция СДС подтвердила: «Турецкие войска обстреливают наши оборонительные рубежи в районе реки Саджур (приток Евфрата) к северу от Манбиджа», – таковы слова военного представителя организации Шарфана Дервиша. По его словам, на этом участке фронта разорвались десятки ракет. Ближайшие позиции террористов ИГ находятся в 20 км, но «турецкая артиллерия не нанесла по наемникам пока ни одного удара. Они бьют только по нашим рубежам, обстрел не прекращается», – отметил представитель СДС.
Тем временем с плановым визитом в среду в Турцию прибыл вице-президент Джозеф Байден. В рамках поездки он встретится с Бинали Йылдырымом, а затем с Эрдоганом. Не исключено, что турки могли начать операцию, чтобы усилить на этом фоне давление на Штаты для выдачи проповедника Фетхуллаха Гюлена.
Большинство западных СМИ при этом подают турецкое вторжение как совместную операцию Турции и американской коалиции против ИГ: «Турецкие военные и коалиция, возглавляемая США, начинают операцию, чтобы вымести «Исламское государство*» из сирийского города», – сообщил Reuters.
«США присоединяются к турецким силам, чтобы усилить натиск против ИГ и перерезать жизненно важные маршруты поставок для экстремистов», – добавила The Wall Street Journal.
«Это вмешательство в суверенные дела государства»
Еще в мае подразделение турецкой армии вторглось вглубь Сирии на 700 метров, установив блокпост в районе города Африн на севере провинции Алеппо, где проживало преимущественно курдское население.
МИД России тогда своего возмущения не скрывал: «На каком основании? Должны быть какие-то основания или международное решение СБ ООН, либо надо договариваться с законными властями. Они не имеют оснований, это вмешательство в суверенные дела государства», – заявил замглавы МИД России Михаил Богданов. Ранее Москва также неоднократно призывала Анкару «отказаться от ставки на тупиковый силовой способ решения многолетней курдской проблемы».
Напомним, в середине марта курдские партии и их союзники объявили о создании Северного федеративного региона (СФР). Участники съезда, который проходил в городе Румейлан, заявили, что СФР останется «неотъемлемой частью Сирии и будет развивать отношения с соседними государствами на принципах мира и братства».
Убить двух зайцев
Президент Института религии и политики Александр Игнатенко в беседе с газетой ВЗГЛЯД подчеркнул, что заявление Эрдогана о борьбе против сирийских курдов крайне расплывчатое и похоже на очередной «эрдоганизм». «Здесь может проявляться его политическое поведение. Эрдоган является путаником, достаточно вспомнить его заявление о том, что Турция готова предоставить базу Инджирлик России, чего он сделать не мог, так как база не принадлежит Турции. Это лишь один пример из многих», – отметил он.
Игнатенко отмечает, что все, кто имеет отношение к турецкому наступлению на Джараблус (преимущественно США), принимают данную военную акцию и соглашаются с ней, так как она подразумевает удары исключительно по ИГ. «И американцы, и вся международная коалиция, которая участвует в этой операции, относятся к курдам либо нейтрально, либо лояльно или позитивно. Они не давали одобрения акции как направленной против сирийских курдов. Не было одобрения ни со стороны американцев, ни России», – напомнил он.
Однако цель, связанная с курдами, в этой турецкой акции может быть. «Очень вероятно, что Эрдоган стремится захватить Джараблус или изгнать оттуда ИГ с тем, чтобы его не успели захватить курды. То есть она непосредственно против курдов не направлена – международная коалиция под руководством Соединенных Штатов однозначно не стала бы в ней участвовать на таких условиях. Но она направлена против курдов в том смысле, что Эрдоган стремится занять Джараблус до того, как курды захватят его, как это произошло с Манбиджем и как они планируют это сделать с Раккой», – пояснил собеседник.
Россия не против
Директор центра «Ближний Восток – Кавказ» Станислав Тарасов отмечает важность фона, на котором проходит операция. «Появились сообщения о возможном визите Владимира Путина в Анталию. Еще момент: Эрдоган должен был на этой неделе совершить визит в Тегеран. Состоялись интенсивные визиты министров иностранных дел обоих государств друг к другу. Но пока визит затягивается. В промежутке появляется сообщение о том, что российские военные покинули базу Хамадан. Скорее всего, идет согласование позиций», – сказал он в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
«Россия и Турция начали сближаться в вопросах сирийского урегулирования. Скорее всего, речь идет о приверженности принципу сохранения территориальной целостности. Из этого сценария, видимо, выпадают так называемые сирийские курды, которые при поддержке американцев выступают за конфедеративное устройство. Для Турции это очень опасно, потому что у них проблема со своими курдами. Барзани, кстати, недавно посетил Анкару. Так что идут согласования на курдском направлении», – подчеркнул он.
Начинаются решительные действия, отмечает Тарасов. «Турция действительно наносит удары по ИГ. Попутно, конечно, она решает проблемы и с курдами. Курдская проблема, видимо, будет в центре переговоров, которые состоятся в Анталии (если состоится визит Владимира Путина – прим. ред.)», – предполагает Тарасов. Полетит Путин в Анталию или нет – очень принципиальный момент, подчеркивает он.
«Былая напряженность уходит – это факт. Изменяется позиция Турции по вопросу Сирии. Впервые вице-премьер Турции заявил, что они готовы развивать экономические отношения с Сирией – с режимом, который они до сих пор не признавали», – напомнил Тарасов.
Также эксперт подчеркивает важность того факта, что нынешнее наступление со стороны Турции, видимо, согласовано с Россией. «До этого, когда у нас были напряженные отношения, турки воздерживались от проведения наземных операций – была опасность, что они могли нарваться на российские ВКС. Но раз она проводится, официальный МИД и Кремль молчат, это говорит о согласованных действиях, выработке общего плана в отношении к сирийскому кризису», – полагает собеседник.
* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
Источник
Источник - Русская весна (rusnext.ru)