Байден прибывает в Анкару, чтобы укрепить отношения Турции и США
Вице-президент США Джозеф Байден проведет сложные переговоры с турецким руководством, которое ранее призвало Вашингтон сделать выбор: исламский проповедник Фетхуллах Гюлен или демократическая Турция. Кроме того, на встречах со спикером парламента Исмаилом Кахраманом, премьером Бинали Йылдырымом и президентом Тайипом Эрдоганом он обсудит сирийское урегулирование и острую для Турции проблему курдов.
Короткая, меньше суток, поездка Байдена проходит в тяжелый для двусторонних отношений период, когда доверие Анкары к Вашингтону существенно ослабло. Волны критики, исходящей от Турции, касаются категорического нежелания Соединенных Штатов принять во внимание озабоченность турецкого руководства проблемой сирийских курдов, их намерение активно, но по-своему, участвовать в решении сирийского конфликта. Наконец, принципиальная позиция Анкары по поводу выдачи Гюлена, имеющего постоянный вид на жительство в США.
Изначально даже у руководства Турции не было точной информации об уровне визита. Йылдырым и МИД республики заявляли о «планах визита главы Госдепартамента США Джона Керри и/или вице-президента Байдена». В итоге уровень нынешнего визита оказался повышен, как считают эксперты, из- за остроты двусторонних проблем.
Гюлен и турецко-американские отношения
Ситуация вокруг Гюлена, который с 1999 года проживает в американском штате Пенсильвания, складывается все более напряженная. Эрдоган ранее уже фактически предъявил США ультиматум, потребовав выдать 75-летнего исламского проповедника. На него Анкара возложила ответственность за попытку государственного переворота 15 июля.
«Рано или поздно Америка сделает выбор между Турцией и ФЕТО („Террористическая организация фетхуллахистов“ — прим. корр.). Либо организующая перевороты ФЕТО, либо демократическая Турция; она должна сделать этот выбор», — подчеркнул тогда Эрдоган.
Между тем, Вашингтон на прошлой неделе заявил, что Анкара пока так и не представила доказательств участия Гюлена в июльском мятеже. «Турецкие власти еще не передали официального запроса об экстрадиции, базирующегося на свидетельствах о том, что он (Гюлен) был вовлечен в (неудавшийся) переворот», — сказал представитель администрации США.
Власти Турции, действительно, пока еще не сообщали, что запросили экстрадицию Гюлена в том формате и на том уровне, которые приняты в официальном общении полицейских структур иностранных государств. В США были направлены четыре отдельных досье с основаниями для выдачи Гюлена, а также Минюст Турции передал своим американским коллегам письмо с просьбой «временно арестовать» проповедника в связи с его причастностью к попытке путча.
В Анкару перед приездом Байдена прибыла делегация из четырех представителей Минюста и Госдепартамента США. Как пишет газета «Ени шафак», «сотрудники Минюста Турции предоставят коллегам из США важные улики относительно того, что попытка переворота была предпринята по приказу и под контролем Гюлена». О том, удалось ли Анкаре представить убедительные доказательства, как отмечают турецкие аналитики, станет ясно из высказываний Байдена на запланированной пресс-конференции.
Курдские разногласия
Анкара пытается добиться от США заверений в том, что они не поддерживают сирийских курдов из партии «Демократический союз» и Сил народной самообороны (ДС и СНС) и считают их террористами, не отличающимися от боевиков группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ). Пока эти попытки безуспешны, и Вашингтон делает лишь успокоительные заявления для Анкары по этой теме.
Курдские подразделения участвовали в операции коалиции по освобождению от ИГ региона Манбидж (Сирия), что крайне насторожило Турцию. В связи с окончанием этой операции глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу недвусмысленно заявил, что «теперь, как и обещали США, курдские формирования должны отойти обратно на восточный берег Евфрата». Только к востоку от этой реки Турция готова мириться с ДС и СНС.
У Анкары есть серьезные опасения, что при политической поддержке и нажиме США и других государств сирийские курды могут получить широкие права в будущей Сирии вплоть до автономии, как в Ираке. Это в итоге спровоцирует аналогичные запросы среди турецких курдов и породит хаос на юго-востоке республики.
Не случайно за день до приезда Байдена в Анкару прибыл глава Иракского Курдистана Масуд Барзани, о визите которого стало известно лишь за сутки. Местные аналитики считают, что Анкара почувствовала необходимость согласовать позицию с Эрбилем перед разговором с вице-президентом США.
США, Турция и отношения с Россией
Быстро начавшаяся активная нормализация отношений Анкары и Москвы и высказанные лично руководством Турции намерения проработать вопрос о сотрудничестве по Сирии в формате «Турция — Россия — Иран» вызывают беспокойство в Вашингтоне. Не зря Эрдоган и Чавушоглу отдельно отметили, что первым, кто лично выразил солидарность с Анкарой после путча, был президент РФ. США же, как отмечают региональные наблюдатели, позвонили лишь узнать, что случилось с электроснабжением используемой США авиабазы Инджирлик, часть турецкого начальства которой оказалась замешана в попытке переворота.
Турция не перестанет быть членом НАТО и не сможет уклониться от исполнения своих обязательств в рамках альянса. Однако ее сближение с «восточным блоком», по словам аналитиков, означает для США появление в отношениях с Турцией нового, причем пророссийского, мнения о сирийском урегулировании, курдах и в целом о принципах обеспечения региональной безопасности.
Цель визита
Байден едет в Анкару с чрезвычайно деликатной и сложной дипломатической миссией. Заместителю главы администрации США предстоит предпринять попытку укрепить покрывшийся трещинами фундамент двусторонних отношений и заверить Анкару в ее важности для Вашингтона. В связи с этим газета «Вашингтон пост» заметила, что Байдену в Турции потребуются все имеющиеся у него «запасы терпения» и таланты убеждать собеседника.
В статье содержится призыв к вице-президенту США «откровенно сказать» Анкаре, что «Соединенные Штаты не провоцировали путч» в Турции, но и не собираются делать Гюлена жертвой «охоты на ведьм». Издание советует Байдену донести до Эрдогана мысль, что «сползание к авторитаризму» и «подавление верховенства закона» негативно отразятся на дальнейших перспективах развития Турции и «не укрепят страну в долгосрочной перспективе».
Можно ожидать, что Анкара не станет сразу раскрывать объятия перед Вашингтоном и верить каждому слову Байдена. Турция, действительно, обижена на Вашингтон после попытки путча. Свое отношение к будущему диалогу с США выразил в начале августа Эрдоган, комментируя французской газете «Ле Монд» обсуждавшиеся тогда планы прибытия в Анкару Джона Керри. «Поздно, очень поздно. Нас это расстраивает. Они ждут, чтобы нанести нам визит, 45 дней», — сказал он.
Кирилл Жаров
По материалам
Источник - Русская весна (rusnext.ru)