Треугольник Москва — Анкара — Тегеран приобретает реальные очертания
Турция намерена обсудить создание коалиции с Ираном и Россией по борьбе с сирийскими боевиками.
С этой целью Реджеп Эрдоган посетит Тегеран. Одновременно визит может послужить сближению Турции с Ираном. Обе страны претендуют на превосходство в регионе, отчего между ними возникали серьезные противоречия. Однако теперь, полагают политологи, ситуация начала меняться.
Президент Турции Реджеп Эрдоган на следующей неделе решил посетить с визитом Тегеран. По информации иранского агентства Fars, Эрдоган обсудит создание коалиции Россия — Турция — Иран для борьбы с боевиками в Сирии.
Сложный треугольник
«Эта поездка чрезвычайно важна для установления на новом уровне отношений между Анкарой и Тегераном. Частично визит будет сфокусирован на организации трехсторонних встреч иранских, турецких и российских официальных лиц для обсуждения путей завершения войны в Сирии», — цитирует ТАСС сообщение Fars.
Напомним, во время недавнего визита в Санкт-Петербург и переговоров с президентом России Владимиром Путиным Эрдоган тоже обсуждал пути прекращения военных действий в Сирии. А на этой неделе Россия начала использовать иранскую инфраструктуру для проведения воздушных операций в Сирии.
По информации газеты Al-Hayat, Эрдоган уже совершал краткосрочный визит в Иран во время попытки военного переворота.
Также сообщалось, что после этого неудачного переворота Эрдоган сначала провел телефонные переговоры с Путиным, а затем с президентом Ирана. Поэтому предстоящий визит может послужить для нормализации отношений между Анкарой и Тегераном. В свою очередь, издание Al-Arab сообщает, что стороны якобы намерены создать коалицию с целью оказания противодействия Западу.
В прошлую пятницу Анкару с однодневным визитом посетил министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф. Он в том числе встречался с Эрдоганом. Гость строго осудил попытку переворота в Турции. «Мы считаем, что перевороту не место в нашем регионе, голос и волю народа нельзя подавить действиями военной группы», — заявлял Зариф.
Он сказал, что Иран, Турция и Россия — три ключевые страны региона, которые должны сотрудничать друг с другом. Визит Зарифа проходил вслед за трехсторонней встречей в Баку президентов России, Ирана и Азербайджана.
На этой неделе мировые СМИ сообщили о том, что Турция может изменить политику в отношении Сирии и вступить в союз с Ираном и Россией. Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым сообщил, что для Анкары пришло время улучшить отношения с Дамаском и решить сирийскую проблему с региональными игроками.
Отметим, что Турция и Иран активно претендуют на роль региональных держав, поэтому многие интересы Анкары и Тегерана входили в противоречие, например, в отношении той же Сирии или Йемена.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Трое против НАТО
Турция поддерживала международную коалицию во главе с Саудовской Аравией, которая проводит в Йемене военную операцию, а Тегеран называл операцию военной агрессией. Тегеран, как известно, выступает за сохранение власти Башара Асада, а Анкара требовала его ухода.
Однако Иран закрывает четверть турецких потребностей в газе. В 2015 году, когда были достигнуты договоренности по иранской ядерной программе и страны Запада согласились начать отменять в отношении исламской республики санкции, Эрдоган совершил визит в Иран, где главным образом обсуждал поставки энергоносителей. Однако сотрудничество в этой сфере не мешало странам находиться в противоречии по политическим вопросам, по крайней мере до последнего момента.
Незадолго до попытки переворота Эрдоган во время телефонного разговора со своим иранским коллегой Хасаном Рухани заявил о том, что «мы настроены в сотрудничестве с Ираном и Россией рука об руку решать региональные проблемы и значительно усилить наши шаги по возвращению в регион мира и стабильности».
Можно, но сложно
По мнению политолога, специалиста по российско-турецким отношениям Александра Сотниченко, создание реальной коалиции между Турцией, Россией и Ираном в Сирии теоретически возможно, но практически сложно осуществимо.
«Такая коалиция между ключевыми игроками просто необходима для установления мира на Ближнем Востоке. В то же время Турция с одной стороны и Иран и Россия — с другой продолжают поддерживать разные силы в сирийском конфликте. Судя по последним событиям в Алеппо, Анкара еще не отказалась от поддержки боевиков, хотя эта поддержка имела для Турции отрицательные последствия», — пояснил Сотниченко в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
Однако сейчас, когда отношения между Турцией и Западом переживают далеко не лучшие времена, Эрдоган понимает необходимость выстраивания союзнических отношений с Россией и Ираном.
По мнению эксперта, в ходе предстоящего визита в Тегеран турецкий президент попробует в том числе укрепить свои позиции в переговорах с Москвой.
При этом говорить о вероятном разрыве Анкары с НАТО преждевременно. Чтобы Эрдоган окончательно разорвал отношения с альянсом и примкнул к российско-иранской коалиции, Москве и Тегерану необходимо предложить турецкому лидеру реальную альтернативу НАТО, уверен эксперт.
«НАТО — это очень глубоко интегрированный военный и технологический альянс, у России же собственного НАТО, к сожалению, нет.
В качестве элементарного примера могу указать на то, что мы ведем войну в Сирии с сентября прошлого года, а начали использовать базу в иранском Хамадане лишь недавно, хотя вступать с Ираном в коалицию надо было изначально», — пояснил эксперт.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Хмеймим превратят в непотопляемый авианосец
Директор исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Станислав Тарасов, в свою очередь, напоминает о том, что западная коалиция, в которую входит и Турция, очень сильно «подставила» Эрдогана, оставив его один на один с военным путчем, организованным до этого самим Западом.
«Сейчас США и Европа также оставили Турцию один на один с проблемой беженцев, нестабильности в регионе, с курдским вопросом, и вполне естественно, что Эрдоган стал искать союзников в России и Иране», — рассказал он в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
Также Тарасов указывает, что несмотря на все имеющиеся разногласия между Анкарой и Тегераном, их сближает совпадающая позиция по курдскому вопросу, подразумевающая сохранение территориальной целостности Турции и Ирана.
«Эта позиция была выработана еще в годы сближения между Тегераном и Анкарой. Сейчас же курдский вопрос — это, учитывая активность курдских группировок на турецкой территории, вопрос о территориальной целостности Турции, ради сохранения которой Эрдоган может снова вспомнить о дружбе с Ираном», — указал Тарасов.
Кроме того, по его мнению, для турецкого президента не будет серьезной проблемой отказаться от финансовых связей с ИГИЛ* и поддержки боевиков.
«Сейчас внутриполитическая ситуация в Турции такова, что под угрозой оказалась власть Эрдогана, а ради сохранения этой власти он пойдет на все», — рассказал эксперт.
Никита Голобоков, Андрей Резчиков
Деловая газета «Взгляд»
* Запрещенная на территории РФ террористическая организация.
Источник - Русская весна