Если завтра война, то где рванёт?
Вместе с попыткой прорыва в Крым украинских террористов — диверсантов, ставшей причиной гибели оперативника «Вымпела» и десантника, протоколы мирного договора «Минск-2» окончательно пошли на самокрутки.
Можно долго и плодотворно обсуждать — «да зачем этот договор ваще был нужен?» — но вот вам суровый факт: если с «Минском-2» ситуация на фронте чем-то напоминала пьесу с ружьём, которое иногда стреляло, то без него она видится осколочной гранатой с выдернутой чекой. Осталось только разжать руку…
Где и когда?
Например, на перешейке в Крыму. Возможно? Вполне. Но до последнего инцидента вероятность конфликта именно на границе Крыма с Украиной была невелика. Если бы и произошло какое-то ЧП, то по вине какого-нибудь бухого правосека или слетевшего с катушек «меджлисовца».
В данный момент по всей свидомой вертикали началась предсказуемая до ломоты в зубах клоунада. Принадлежность пойманных «порохоботов» официозом яростно отрицается, причём с фантазией у хунты наблюдается явный дефицит: «Инцидента не было, Украина и её военнослужащие не при делах, это россияне сами себя обстреляли!».
Но «майдауна» Панова, воевавшего на Донбассе и не успевшего перед вылазкой потереть свои жовто-блакитные излияния Вконтактике, игнорировать сложно, так что бывший вождь волонтёров, бывший советник Порошенко, а нынче глава николаевской партийной ячейки БПП Бирюков, уже начал раздувать душистую версию о похищении Панова злобным ФСБ в момент похода из дома в магазин за батоном и пакетом кефира.
Интересно, что брат Панова излияния Бирюкова не поддержал и требует от Порошенко признать брательника.
Ладно, это официоз. Эпически облажаться и не признать за собой наваленной кучи, от которой за километр несёт поползновением на теракт с последствиями, — это ещё понятно.
Но почему внезапно сменило пластинку диванное воинство? То самое, которое аплодировало всем блокадам, подрывам ЛЭП, смаковало подробности — как будет ими отвоёван назад Крым, как они сладострастно начнут «чистки» и конфискации. А как только «хэрои» влипли, как кур в ощип, — сразу давай от них открещиваться и дебильно хихикать.
Воистину: «С кем вы воюете на Донбассе? — С российской армией! — А почему Крым назад не отвоёвываете? — Так там российская армия!»
Тем не менее, в период, предшествующий попытке прорыва диверсантов в Крым, группировка ВСУ вместе с бронетехникой и артиллерией на Перекопе выросла на треть. Игнорировать подобные действия не получится.
Теперь плавно переходим к Донбассу.
То, что произошло подле крымского Армянска, для воюющих республик давно стало рутиной. Более того, ещё до инцидента на Сиваше обострение обстановки приняло необратимый характер. Очень знаковое событие произошло на последних переговорах Контактной группы в Минске, где представители Украины фактически отказались обсуждать отвод ствольной и реактивной артиллерии на ключевых участках фронта.
А именно: агломерации Донецк — Макеевка, Горловка — Енакиево и «дуга» у Светлодара. Зона же у Мариуполя стараниями украинских переговорщиков была вообще выведена за рамки переговоров.
5 августа, под Мариуполем, произошла тщательно разыгранная украинскими военными провокация, которая при желании может проканать за «казус белли». Вечером, cразу из нескольких точек пригорода укропы открыли сильный миномётно-артиллерийский огонь по населённым пунктам ДНР. К утру, однако, обстрел не прекратился, а даже усилился огнём миномётов и гаубиц из Талаковки и Павлополя, что вызвало ответный контрбатарейный огонь со стороны ВСН.
И тут, как по команде, из Мариуполя вылезли окопавшиеся внутри всушники и батальон «Азов», которые скоренько перекрыли мост и начали рассредоточиваться по огневым точкам, имитируя готовность отразить наступление ВСН. В то же самое время по всему городу мотались профессионально оборудованные съёмочные бригады, фиксирующие артиллерийскую дуэль и бдение в окопах укропанского воинства.
Кроме того, ВСУ перенесла свою основную базу из Мариуполя в район Рыбачьего, а в самом городе остался «Азов» и морпешки.
Таким макаром, ВСУ выставила город перед собой живым щитом, провоцируя ВСН в случае новой горячей фазы войны идти на штурм, вместо окружения и блокирования.
Классическая предвоенная провокация налицо
Теперь ещё одна уязвимость. В ЛДНР о ней давно знают и буквально вчера предложили ВСУ решить вопрос мирным путём. Это наболевший вопрос с «нейтралкой», в которую попали населённые пункты, пустыри, заводские корпуса, куски городской застройки. Режим перемирия не давал ни одной из воюющих сторон права занимать «серые зоны».
Но среди них есть важные в оперативном плане объекты, за которые развернулись нешуточные сражения. Одним из печальных примеров может служить Широкино.
Незанятые куски «нейтралки» вызывают у ВСУ сильный соблазн занять самые неважнецкие из них с военной точки зрения хотя бы с целью медийной «пэрэмоги».
Теперь, когда устранён главный фактор относительного перемирия — «Минск-2», и учитывая наличие стянутых сил и средств, малейший намёк на попытку войти в «серую зону» может быть воспринят, как начало наступления на данном участке.
Кроме того, в последнее время различные камуфляжно-волонтёрные «авторитеты», окопавшиеся в советниках и экспертах, уж больно часто стали высказывать мнение, что «пора бы отжать „нейтралку“ у сепаров». Как будто ВСУ не отжимало «серые зоны» весь прошлый и половину этого года.
Тот, кто соблюдает перемирие, в «нейтралку» не пойдёт. Но когда идёт подготовка к наступлению, то для улучшения своих оперативно-тактических позиций как раз не помешает занять места поудобней. Понимая это, ВСН постоянно сдерживает попытки «отжима» со стороны ВСУ.
Этим объясняются непрекращающиеся бои в районе Песков, в Тельмановском районе, возле ДАП, у Мариуполя, в Курахово, Марьинке, Горловке и промзоне возле Авдеевки.
Как раз вокруг Авдеевки и произошли самые горячие бои последних полутора лет, продлившиеся целых два месяца. И начались они как раз с попытки ВСУ улучшить собственные позиции, поскольку их не устраивали те, что были установлены минскими договорённостями. Накал боёв в промзоне Авдеевки грозил обвалить перемирие и перейти в новое Дебальцево с непредсказуемыми последствиями, поскольку ВСН, вышибая нарушителей из «серой зоны», пришлось перейти в контратаку и гнать ВСУ, практически сидя у них на плечах.
В ход пошли тяжёлые вооружения, и у ВСН был огромный соблазн устроить укропам, накопившим под Авдеевкой мощнейший фронтовой кулак, новый «котёл», грозивший обвалить всю украинскую армию.
Ситуация тем более взрывоопасна, что ВСУ (вероятно, подстрекаемые своими заокеанскими кураторами) в таких вот критических точках переходят к тактике, известной как «захвати врага за пояс», при которой противников разделяют не километры, а десятки или сотни метров. При подобном раскладе, малейшая боевая активность грозит вылиться в боевые действия с непредсказуемым финалом.
Всё это вместе взятое не находит выхода, особенно если учитывать завязший по уши в болоте мирный процесса. На фронте сложилась критическая масса, готовая взорваться в любой момент. Мины заложены, запалы вставлены, дело только в сроках — где и когда?
Александр Ростовцев
ПолитНавигатор
Источник - Русская весна