Аль-Каим: лидеры ИГ прячутся в туннелях, а американцы готовы выкупить Мосул за $2 млрд.
Главными бастионами «Исламского государства» считаются иракский Мосул и сирийская Ракка. Но это ошибочное мнение. На самом деле «столицей» группировки уже давно стал неприметный иракский город Аль-Каим, расположенный в провинции Анбар — недалеко от сирийской границы и в 550 км от Багдада. Об этом пишет иракский аналитик Хабиб Мустафа на страницах электронного издания Niqash.
Он приводит слова командира одного из племенных отрядов из города Ходита провинции Анбар, согласно которым основные силы «халифата» сейчас якобы сконцентрированы именно в Аль-Каиме.
— После серии крупных поражений группировка слабеет, но до тех пор, пока Аль-Каим будет находиться под ее контролем, ИГ будет представлять угрозу для всех в провинции Анбар и не только, — отметил собеседник издания.
Город Аль-Каим перешел под контроль «халифата» в июле 2014 года. Но, как отмечает Niqash, с тех пор он практически выпал из поля зрения журналистов и аналитиков. «Единственным напоминанием о присутствии там боевиков служили распространяемые агитационные материалы, в которых, по данным иракских спецслужб, мелькают окрестности города», — замечает Хабиб Мустафа. В свое время ИГ без особых усилий захватило Аль-Каим, поскольку он уже давно стал убежищем для экстремистских суннитских боевиков.
Еще в 2005 году издание The Washington Post сообщало, что боевики, связанные с представителем «Аль-Каиды» в Ираке Абу-Мусабом аль-Заркави, установили контроль над 200-тысячным Аль-Каимом. Затем, благодаря тому, что суннитское племя Албу Махал (Albu Mahal) присоединилось к движению «Советы пробуждения» (Ас-Сахва), противостоящему «Аль-Каиде», большую часть боевиков удалось изгнать из города, однако некоторые радикалы нашли пристанище в другом местном крупном племени (al-Karbouli). А в 2014 году ИГ удалось не только договориться с этими двумя племенами, но переманить их на свою сторону.
Но поддержка местного населения — не единственная причина, по которой Аль-Каим является ценным объектом для «халифата», замечает автор Niqash. Дело в том, что город окружен плодородными сельскохозяйственными землями и в случае блокады боевики и местные не будут нуждаться в поставках продовольствия извне. Кроме того, рядом находятся природные туннели, которые исламисты могут использовать для организации схронов с боеприпасами, а также — для перемещения в соседнюю Сирию, не опасаясь ударов с воздуха. Как заявил в интервью изданию старший офицер иракской военной разведки, в настоящее время в Аль-Каиме находятся лидеры «халифата», где занимаются планированием операций. Более того, в городе находится одно из крупнейших предприятий экстремистов по изготовлению самодельных взрывных устройств.
— Согласно разведданным, лидер ИГ Абу Бакр аль-Багдади в течение последних месяцев живет не в иракском Мосуле или сирийской Ракке, а в приграничном Аль-Каиме, — отметил Niqash сотрудник иракской спецслужбы. — Мы действительно чуть не убили его во время одного из июньских воздушных налетов.
Капитан из 7-й дивизии иракской армии Омар аль-Обейди (Оmar al-Obaidi) также говорит, что Аль-Каим — это голова змеи, которая называется «Исламским государством», и если «мы отрежем ее, то положим конец группировке».
Но возникает вопрос: если лидеры ИГ сейчас и вправду сосредоточены в Аль-Каиме, то почему американская авиация достаточно редко наносит авиаудары в том районе, а вооружённые силы Ирака не развивают наступление в направлении города? Тем более что иракцы при поддержке США и проиранских шиитских формирований достигли в провинции Анбар значительных успехов: в конце декабря 2015-го Багдад объявил об освобождении центра провинции Анбар — города Рамади, а затем и других населенных пунктов мухафазы: в апреле — Хит, в середине мая — Рутба, 26 июня — Фаллуджа.
— В Аль-Каиме действительно может находиться некий удаленный командный пункт, — считает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. — Известно, что на границе с Сирией и Ираком существует разветвлённая сеть туннелей. Возможно, приграничный город лидеры «халифата» используют для того, чтобы укрываться от авиаударов. Но пока не взяты Ракка и Мосул трудно говорить о поиске каких-то других опорных пунктов боевиков. Хотя, возможно, неудачные маневры американцев в районе Абу-Кемаля в сирийской провинции Дейр-эз-зоре — как раз недалеко от Аль-Каима — связаны не только с созданием оппозиционной платформы на юге Сирии, но и с попыткой отсечь транзит боевиков через границу.
Что касается руководства ИГ, то за последнее время оно действительно понесло потери. Так, в октябре 2015-го вроде как был ликвидирован второй человек в ИГ — старший офицер военной разведки саддамовского Ирака Абу Муслим аль-Туркмани (он же Фадель Ахмад Абдулла аль-Хийали). В марте 2016 — как раз недалеко от сирийско-иракской границы, был убит сменивший его на этом «посту» Абу Аля Аль-Афри. До сих остается неясной судьба самого «халифа» Абу Бакра аль-Багдади: то ли он был убит в июне этого года, то ли ранен и вывезен на лечение. Но! Скамейка запасных у ИГ довольно-таки внушительная. Тот же аль-Багдади — это один из идеологов движения, а планированием операций и т. д. занимается военный совет шуры, куда входят офицеры саддамовской армии и члены партии БААС.
Ситуацию в Ираке (да и в Сирии) осложняет и то, что местные сунниты зачастую поддерживают «халифат», поскольку они же видят, какую резню устраивают шиитские отряды в их районах. Скажем, иракский суннитский муфтий, шейх Рафи аль-Рафайи недавно заявил, что у Ирака есть две беды — «Исламское государство» и шиитские ополченцы «Хашд аш-Шааби» (коалиция шиитских вооруженных формирований — «СП»). Поэтому даже если иракским ВС при поддержке США и Ирана удастся взять Мосул и зачистить ряд других территорий, это не означает, что потом в суннитских районах вновь не активизируются радикальные группировки. Тем более что президент Иракского Курдистана Масуд Барзани прямо говорит, что Ирак все равно будет поделен на три части — суннитскую, шиитскую и курдскую. А это означает новую вооруженную борьбу за спорные территории, например, за богатый нефтью Киркук.
— Зачастую журналисты, как и некоторые историки и аналитики, пытаются «убить самого большого мамонта», чтобы заработать себе имя. Возможно, в Аль-Каиме и находятся какие-то лидеры ИГ, но это вовсе не означает, что этот город - «голова змеи, которую необходимо отсечь», — замечает эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов. — Была, например, информация, что резервная «столица» ИГ вообще находится в ливийском Сирте. Надо понимать, что такие вбросы могут делаться специально — для отвода внимания от реального местоположения руководства группировки. Но и это не главное.
Скажем, израильские аналитики уже давно пришли к выводу, что для «халифата» города не имеют такой значимости как для государств обычного типа. Да, существуют какие-то временные бастионы, которые то сдаются, то вновь берутся под контроль, но сами по себе для существования группировки они не являются жизненно необходимыми. Другое дело, что тот же Мосул — это значимый город в первую очередь с точки зрения торговли нефтью, поскольку большая часть доходов от торговли энергоресурсами ИГ шла именно из Ирака.
Кроме того, сейчас ситуация такова, что американцы планируют брать Мосул по хорошо отработанному ими сценарию. Он далеко не нов и был сформулирован еще Филиппом II Македонским: «Осел, нагруженный золотом, возьмёт любую крепость». Например, та же Фаллуджа была освобождена от ИГ только благодаря тому, что удалось просто договориться с местными племенами. В случае с Мосулом речь идет фактически о подкупе отрядов ИГ, дислоцированных в городе — чтобы они открыли дорогу в город, при этом оставаясь на местах.
Американское командование особо и не скрывает, что речь идет о сумме в 2 млрд. долларов. Получается, что при таком сценарии США, в отличие от России в Сирии, не надо прикладывать каких-то серьёзных усилий, чтобы «побороть терроризм», да и нужный пропагандистский эффект будет достигнут. Другое дело, что отряды ИГ продолжат существование, а это значит, что через какое-то время они снова смогут активизироваться. Что для американцев не является неожиданностью, поскольку таким же способом США ранее «победили» в Ираке «Аль-Каиду»: бойцам суннитских формирований просто платили по 300–400 долларов за то, чтобы они сидели молча. А когда такие ребята находятся на содержании, то затем можно попытаться их использовать в своих целях…
Вся соль в том, что после того, как американцы «зачистят» Ирак, они могут сместить активность в сторону Сирии и под предлогом борьбы с «халифатом» формировать новые плацдармы там. Скажем, если на территории Сирийского Курдистана им удалось закрепиться и создать площадку, откуда они смогут в дальнейшем противостоять режиму Асада, то такой же плацдарм может быть сформирован и на юге страны. Не стоит забывать, что в провинциях Эс-Сувейда и Дераа действует коалиция «Южный фронт», которую наравне с американцами поддерживают британцы, французы, иорданцы.
Артем Мардасов
Источник - Русская весна (rusnext.ru)