Русский робот против американского киборга
На этой неделе заместитель генерального директора Фонда перспективных исследований (ФПИ), инициирующего и координирующего прорывные разработки в области военной техники, Игорь Денисов рассказал в интервью РИА «Новости» о боевом роботизированном комплексе «Нерехта-2».
Его испытания должны начаться в конце года на полигоне «Салка» в Нижнем Тагиле, пишет [url=http://
. Его испытания должны начаться в конце года на полигоне «Салка» в Нижнем Тагиле.
Это совместная разработка ФПИ с ковровским Заводом им. Дегтярева должна стать частью экипировки «солдата будущего». Что-то типа оруженосца и боевого помощника, способного работать в различных условиях как в городе, так и на сильно пересеченной местности. Робот создан на бронированной гусеничной платформе, соответствующей пятому классу защиты. То есть он выдерживает прямое попадание пули калибра 7,62 мм от автомата или снайперской винтовки. Для него уже подготовлено около десяти различных боевых модулей, которые устанавливаются, как утверждают разработчики, предельно просто — «надо закрутить 4 гайки».
Впервые комплекс «Нерехра-2» был представлен широкой публике на «Дне инноваций Министерства обороны» в октябре прошлого года. В демонстрации принимали участие два робота — разведывательный и боевой. Первый обнаружил условного противника, второй расстрелял его из крупнокалиберного пулемета «Корд» калибра 12,6 мм.
Робот способен решать широкий круг задач, что определяется набором сменных модулей. Среди них боевые, разведывательные, транспортные, патрульные, санитарные… В боевой комплекс заложено несколько алгоритмов: «следуй за мной», «двигайся по намеченному маршруту», режим охраны, разведки и другие. При этом команды можно подавать жестами, голосом или при помощи удаленного пульта управления. Дистанция, на которой робот исполняет управляющие команды, достигает 5 километров.
При этом «Нерехта-2» обладает машинным интеллектом, благодаря чему способна действовать самостоятельно. Например, распознавать цели и выявлять, какие из них представляют наибольшую угрозу «опекаемому» бойцу, и принимать решение о способах их нейтрализации и уничтожения. Все это приводит к тому, что во время боестолкновения боец «работает» в паре с роботом, который его поддерживает и в случае необходимости «принимает огонь на себя». При этом боец затрачивает минимальные усилия на управление «умной машиной».
Подробных сведений о технических характеристиках новой разработки нет. Но вполне естественно предположить, что помимо крупнокалиберного пулемета он будет вооружаться какой-либо модификацией ПЗРК, противотанковыми управляемыми ракетами, минометом с фугасными боеприпасами, а также с маскирующими аэрозольными и дымовыми зарядами.
В ТЗ на систему заложена максимальная скорость передвижения в 20 км/ч. Но разработчики увеличили ее до 30 км/ч. Причем робот способен автономно преодолевать большие расстояния за счет высокоэффективного гибридного двигателя. Силовая установка включает в себя гибридный двигатель, два аккумулятора большой емкости и дизель-генератор.
В комплекс заложены возможности его гибкого использования. Предполагается объединять роботов в ударные группы, которые смогут действовать самостоятельно, обмениваясь друг с другом информацией, и принимать «коллегиальные» решения для использования той или иной тактики. Все это означает, что роботы оснащены производительными процессорами, работающими под управлением мощного программного обеспечения.
Также предполагается возможность работы комплекса в связке с беспилотными летательными аппаратами, которые в данном случае используются в качестве инструментов целеуказания. Сравнительно недавно в качестве воздушного разведчика и целеуказателя, обслуживающего комплекс «Нереста-2», был выбран беспилотный вертолет ТБ-29 В, разработанный компанией «Тайбер».
В то же время проведение в конце года полигонных испытаний не означает, что в ближайшее время комплекс может быть принят на вооружение. Как заявил Игорь Денисов: «Мы выбрали платформу „Нерехта“ как наиболее пригодную для внесения ряда изменений, это „лаборатория“ для отработки самых перспективных решений для наземных роботов поддержки боевых действий, в том числе в городе». Происходит последовательное возрастание комплекса за счет отработки новых, зачастую революционных идей.
Данная разработка является альтернативной по отношению к американскому проекту экзоскелета, который представляет собой надеваемые на солдата бронированные «доспехи» с электроприводом, усиливающим силу человека, с «умощнителями» органов чувств. Благодаря чему «солдат будущего» станет похож на киборга из какого-нибудь американского блокбастера. Реализация этого проекта также возможна в не слишком близком будущем.
«Нереста-2» — это другой подход к увеличению боевого потенциала солдата. «Бесконечно повышать возможность человека нереально — заковывать его в панцирь, броню — так мы из него ходячий танк сделаем. У бойца должен появиться личный помощник, оруженосец», — говорит Денисов.
В то же время российская оборонная промышленность уже производит военную робототехнику. Более того, она уже начинает принимать участие в реальных сражениях.
Первое боевое применение роботов состоялось в конце декабря прошлого года в Сирии в провинции Латакия. В операции принимали участие шесть роботизированных комплексов «Платформа-М» и четыре комплекса «Арго», атаку роботов поддерживали самоходные артиллерийские установки «Акация» и сирийские солдаты. Разведку осуществляли беспилотники. Сбор развединформации, управление роботами и целеуказание для САУ осуществлялись на базе расположенной на расстоянии 5 км командной машины новейшей автоматизированной системы управления войсками «Андромеда-Д», пришедшей на смену «Полету-К».
Первыми в атаку пошли роботы. Приблизившись на 100 метров к укреплениям боевиков, они открыли огонь. Боевики ответили, благодаря чему были обнаружены их огневые точки. По ним ударили САУ, огонь которых координировала «Андромеда-Д». Через 20 минут после начала атаки боевики бежали, бросая убитых и раненых. Сирийская пехота зачистила высоту. Противник потерял убитыми 70 человек, у сирийцев были ранены четверо.
«Платформа-М» — разработанный НИТИ «Прогресс» роботизированный комплекс на базе самоходной гусеничной бронированной платформы, управляемый дистанционно. Предполагает размещение как РЛС, тепловизоров, дальномеров, видеокамер и химических анализаторов, так и пулеметов, гранатометов, противотанковых ракет. Весит 800 кг при полезной нагрузке, равной 300 кг. Скорость — 12 км/ч. Время непрерывной работы — 10 часов. Имеет повышенную проходимость. Дальность действия при визуальном контроле оператора — 1500 м. В случае использования видеокамер или связи с БПЛА она существенно возрастает.
Робот «Арго» на колесном шасси создан в Государственном научном центре «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики». Он посолиднее: весит тонну и вооружен пулеметом и четырьмя гранатометами. Его габариты: 3350×1850×1650 мм. Максимальная скорость на суше — 20 км/ч, в воде — 4,6 км/ч. Время непрерывной работы — 20 часов.
Вполне понятно, что данные роботы, управление которых осуществляется дистанционно, менее совершенны, чем комплекс «Нереста-2», который обладает машинным интеллектом. Нечто похожее разрабатывает в рамках проекта «Уникум» Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК). И она уже значительно продвинулась вперед.
«Мы заметно продвинулись в исследованиях в области машинного обучения, искусственного интеллекта и интеллектуальных систем автоматизированного управления для робототехники, а также технического „зрения“. Научили робототехнику „общаться“ между собой, помогать друг другу и совместно решать задачи», — заявляет директор департамента инновационного развития корпорации Александр Калинин.
Созданная программная платформа позволяет роботам самостоятельно распределять роли внутри группы, выбирать из своих рядов «старшего», заменять выведенных из строя роботов, занимать выгодные позиции, осуществлять поиск целей, запрашивать у оператора разрешение на их поражение и поражать цели в автоматическом режиме. В группу входят роботы различного типа (воздушные, наземные, водные) и назначения.
Что же касается конкретного «железа», то ОПК ведет работу по созданию полностью автономной роботизированной гусеничной платформы УРП-01Г, способной нести две тонны полезной нагрузки.
">Свободная пресса[/url].
Это совместная разработка ФПИ с ковровским Заводом им. Дегтярева должна стать частью экипировки «солдата будущего». Что-то типа оруженосца и боевого помощника, способного работать в различных условиях как в городе, так и на сильно пересеченной местности. Робот создан на бронированной гусеничной платформе, соответствующей пятому классу защиты. То есть он выдерживает прямое попадание пули калибра 7,62 мм от автомата или снайперской винтовки.
Для него уже подготовлено около десяти различных боевых модулей, которые устанавливаются, как утверждают разработчики, предельно просто — «надо закрутить 4 гайки».
Впервые комплекс «Нерехта-2» был представлен широкой публике на «Дне инноваций Министерства обороны» в октябре прошлого года. В демонстрации принимали участие два робота — разведывательный и боевой. Первый обнаружил условного противника, второй расстрелял его из крупнокалиберного пулемета «Корд» калибра 12,6 мм.
Боевой роботизированный комплекс «Нерехта-2» (Фото: Фонд перспективных исследований)
Робот способен решать широкий круг задач, что определяется набором сменных модулей. Среди них боевые, разведывательные, транспортные, патрульные, санитарные… В боевой комплекс заложено несколько алгоритмов: «следуй за мной», «двигайся по намеченному маршруту», режим охраны, разведки и другие. При этом команды можно подавать жестами, голосом или при помощи удаленного пульта управления. Дистанция, на которой робот исполняет управляющие команды, достигает 5 километров.
При этом «Нерехта-2» обладает машинным интеллектом, благодаря чему способна действовать самостоятельно. Например, распознавать цели и выявлять, какие из них представляют наибольшую угрозу «опекаемому» бойцу, и принимать решение о способах их нейтрализации и уничтожения. Все это приводит к тому, что во время боестолкновения боец «работает» в паре с роботом, который его поддерживает и в случае необходимости «принимает огонь на себя». При этом боец затрачивает минимальные усилия на управление «умной машиной».
Подробных сведений о технических характеристиках новой разработки нет. Но вполне естественно предположить, что помимо крупнокалиберного пулемета он будет вооружаться какой-либо модификацией ПЗРК, противотанковыми управляемыми ракетами, минометом с фугасными боеприпасами, а также с маскирующими аэрозольными и дымовыми зарядами.
В ТЗ на систему заложена максимальная скорость передвижения в 20 км/ч. Но разработчики увеличили ее до 30 км/ч. Причем робот способен автономно преодолевать большие расстояния за счет высокоэффективного гибридного двигателя. Силовая установка включает в себя гибридный двигатель, два аккумулятора большой емкости и дизель-генератор.
В комплекс заложены возможности его гибкого использования. Предполагается объединять роботов в ударные группы, которые смогут действовать самостоятельно, обмениваясь друг с другом информацией, и принимать «коллегиальные» решения для использования той или иной тактики. Все это означает, что роботы оснащены производительными процессорами, работающими под управлением мощного программного обеспечения.
Также предполагается возможность работы комплекса в связке с беспилотными летательными аппаратами, которые в данном случае используются в качестве инструментов целеуказания. Сравнительно недавно в качестве воздушного разведчика и целеуказателя, обслуживающего комплекс «Нереста-2», был выбран беспилотный вертолет ТБ-29 В, разработанный компанией «Тайбер».
В то же время проведение в конце года полигонных испытаний не означает, что в ближайшее время комплекс может быть принят на вооружение. Как заявил Игорь Денисов: «Мы выбрали платформу „Нерехта“ как наиболее пригодную для внесения ряда изменений, это „лаборатория“ для отработки самых перспективных решений для наземных роботов поддержки боевых действий, в том числе в городе». Происходит последовательное возрастание комплекса за счет отработки новых, зачастую революционных идей.
Данная разработка является альтернативной по отношению к американскому проекту экзоскелета, который представляет собой надеваемые на солдата бронированные «доспехи» с электроприводом, усиливающим силу человека, с «умощнителями» органов чувств. Благодаря чему «солдат будущего» станет похож на киборга из какого-нибудь американского блокбастера. Реализация этого проекта также возможна в не слишком близком будущем.
«Нереста-2» — это другой подход к увеличению боевого потенциала солдата. «Бесконечно повышать возможность человека нереально — заковывать его в панцирь, броню — так мы из него ходячий танк сделаем. У бойца должен появиться личный помощник, оруженосец», — говорит Денисов.
В то же время российская оборонная промышленность уже производит военную робототехнику. Более того, она уже начинает принимать участие в реальных сражениях.
Первое боевое применение роботов состоялось в конце декабря прошлого года в Сирии в провинции Латакия. В операции принимали участие шесть роботизированных комплексов «Платформа-М» и четыре комплекса «Арго», атаку роботов поддерживали самоходные артиллерийские установки «Акация» и сирийские солдаты.
Разведку осуществляли беспилотники. Сбор развединформации, управление роботами и целеуказание для САУ осуществлялись на базе расположенной на расстоянии 5 км командной машины новейшей автоматизированной системы управления войсками «Андромеда-Д», пришедшей на смену «Полету-К».
Первыми в атаку пошли роботы. Приблизившись на 100 метров к укреплениям боевиков, они открыли огонь. Боевики ответили, благодаря чему были обнаружены их огневые точки. По ним ударили САУ, огонь которых координировала «Андромеда-Д». Через 20 минут после начала атаки боевики бежали, бросая убитых и раненых. Сирийская пехота зачистила высоту. Противник потерял убитыми 70 человек, у сирийцев были ранены четверо.
«Платформа-М» — разработанный НИТИ «Прогресс» роботизированный комплекс на базе самоходной гусеничной бронированной платформы, управляемый дистанционно. Предполагает размещение как РЛС, тепловизоров, дальномеров, видеокамер и химических анализаторов, так и пулеметов, гранатометов, противотанковых ракет. Весит 800 кг при полезной нагрузке, равной 300 кг. Скорость — 12 км/ч. Время непрерывной работы — 10 часов. Имеет повышенную проходимость. Дальность действия при визуальном контроле оператора — 1500 м. В случае использования видеокамер или связи с БПЛА она существенно возрастает.
Робот «Арго» на колесном шасси создан в Государственном научном центре «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики». Он посолиднее: весит тонну и вооружен пулеметом и четырьмя гранатометами. Его габариты: 3350x1850x1650 мм. Максимальная скорость на суше — 20 км/ч, в воде — 4,6 км/ч. Время непрерывной работы — 20 часов.
Вполне понятно, что данные роботы, управление которых осуществляется дистанционно, менее совершенны, чем комплекс «Нереста-2», который обладает машинным интеллектом. Нечто похожее разрабатывает в рамках проекта «Уникум» Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК). И она уже значительно продвинулась вперед.
«Мы заметно продвинулись в исследованиях в области машинного обучения, искусственного интеллекта и интеллектуальных систем автоматизированного управления для робототехники, а также технического „зрения“. Научили робототехнику „общаться“ между собой, помогать друг другу и совместно решать задачи», — заявляет директор департамента инновационного развития корпорации Александр Калинин.
Созданная программная платформа позволяет роботам самостоятельно распределять роли внутри группы, выбирать из своих рядов «старшего», заменять выведенных из строя роботов, занимать выгодные позиции, осуществлять поиск целей, запрашивать у оператора разрешение на их поражение и поражать цели в автоматическом режиме. В группу входят роботы различного типа (воздушные, наземные, водные) и назначения.
Что же касается конкретного «железа», то ОПК ведет работу по созданию полностью автономной роботизированной гусеничной платформы УРП-01Г, способной нести две тонны полезной нагрузки.
Владимир Тучков, «Свободная пресса»
Источник - Русская весна