Ещё три года в либеральном тупике
Главное экономическое событие недели — обсуждение правительством бюджетных планов на 2017-19 годы.
Ключевая мысль обсуждения — расходы увеличивать не будем. В устах премьера Медведева это прозвучало ещё категоричнее: «В сложившейся обстановке нельзя раздувать расходы бюджета».
Значит, правительство по-прежнему отвергает участие государства в экономическом развитии страны и не собирается инвестировать в прогресс. Над умами министров по-прежнему довлеет либеральная догма: развитие обеспечивает частный бизнес, а правительства только создают для него благоприятный климат.
Есть в этой догме, как минимум, одна логическая неувязка. Создать в России лучший климат (в прямом и переносном смысле), чем на Кипре, в Флориде или Сингапуре, ни одно правительство, даже состоящее из волшебников, не в силах. Поэтому частный бизнес всегда будет отдавать приоритет развитию Кипра, Флориды и Сингапура, предпочитая выводить капиталы из холодной, неуютной страны. Рассчитывать на эффект открытого рынка здесь бессмысленно — инвестиционное сальдо в России всегда будет отрицательным.
Без крупных вложений государства опережающее развитие в нашей стране никогда не происходило. Так было при и Петре Первом, и при Александре Третьем, и при Сталине, и при Хрущёве. И в будущем обеспечить рывок вперёд без государства тоже вряд ли удастся. Значит, если мы не хотим сидеть в клубе мировых аутсайдеров, государственные расходы надо увеличивать.
Причём увеличивать именно в нынешней обстановке, в условиях кризиса — в том числе для того, чтобы кризис преодолеть. Так любой водитель, не желающий отстать в гонке, когда уклон дороги работает против него, давит на акселератор, а не сбрасывает газ.
Заморозив расходную часть бюджета на три грядущих года (что с учётом инфляции означает прямое сокращение расходов), правительство не желает замечать очевидных резервов роста — тех самых международных валютных резервов, которые якобы откладывались «на чёрный день». Вот «чёрный день» настал, на дворе кризис — и что же? Как используются накопления «тучных лет», отправленные на хранение в западные банки или вложенные в западные облигации?
Да никак! Эти средства, переданные под сверхльготный процент нашим геополитическим конкурентам, до сих пор не привлечены для оживления российской экономики. Хуже того, забугорные запасы продолжают расти! Если в июле 2015 года международные резервы РФ составляли 361,5 миллиарда долларов, то в июле 2016 года — уже 393,3 миллиарда.
Размер прибавки — 31,8 миллиарда «зелёных», или больше двух триллионов рублей. Это примерно равно годовому дефициту российского бюджета. Или пятидесяти годовым объёмам Фонда развития промышленности.
Ситуация выглядит абсурдно. Бюджет в стране дефицитный, раздувать расходы в этой обстановке никак нельзя, зато раздувать вложения в западную экономику, кредитуя под смешной процент Евросоюз и США, — можно.
Это значит, что вкладывать в российский рост правительство не может, а в рост Европы и Америки — пожалуйста!
На русскую промышленность едва-едва наскребли 40 миллиардов рублей. Зато на натовскую не пожалели двух триллионов.
Нет у нас, что ли, во время санкций другой заботы, как финансировать тех, кто против нас эти санкции ввёл?
Правда, накоплением международных резервов в тот критический момент, когда эти средства надо направлять на преодоление кризиса, занимается не официальное правительство под руководством премьера. Это «заслуга» параллельного правительства — Центробанка.
ЦБ порой выглядит более могущественным, чем весь кабинет российских министров, и Медведеву остаётся только разводить руками, ссылаясь на безденежье. Такое раздвоение финансовой власти, порождённое либеральной мыслью, ещё больше подчёркивает абсурдность принятой страной модели.
Отвергнув капитулянтскую либеральную догму во внешней политике, Россия начала возрождаться как мировая держава. Но у этого возрождения нет достаточно солидной экономической базы.
И не будет, пока либеральная догма продолжает царить в экономике и работать против нашей страны.
Источник - Русская весна (rusnext.ru)